№ 2-2864/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 29/09/2011 г. г.Томск Советский районный суд г.Томска в составе: председательствующего Величко М.Б. при секретаре Комаровой АП, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Парамоновой АА о признании незаконным решения администрации г. Томска об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, у с т а н о в и л : Заявитель - Парамонова А.А. обратился в суд с заявлением, в котором, просит удовлетворить следующие требования: - признать незаконным решение Администрации г. Томска от 31/08/2011 г. об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка по адресу: г. Томск, <адрес>, кадастровый номер: ........., для размещения дворовых построек (мастерские, сараи, теплицы, бани и пр.). В обоснование заявитель указала, что Парамоновой А.А., принадлежит на праве аренды земельный участок площадью ......... кв.м., с кадастровым номером ........., расположенный по адресу: г. Томск, <адрес>, (новый адрес: г. Томск, <адрес>), разрешенное использование: для огородничества. Договор аренды земельного участка № от 02.05.2007г. зарегистрирован в установленном порядке. На указанном земельном участке расположены принадлежащие ей на праве собственности дворовые постройки: теплица, баня, гараж. Землепользователи могут самостоятельно определять виды разрешенного использования земельных участков. Принадлежащий ей на праве аренды земельный участок расположен в зоне Ж-3, которая в качестве условно разрешенного вида использования предусматривает дворовые постройки (мастерские, сараи, теплицы, бани и пр.). В свою очередь, такого вида разрешенного использования как «огородничество» градостроительный регламент территориальной зоны Ж-3 не предусматривает. В целях приведения разрешенного использования занимаемого ею земельного участка в соответствие с градостроительным регламентом, она обратилась в Администрацию г. Томска с просьбой выдать разрешение на условно-разрешенный вид использования указанного земельного участка по адресу: г.Томск, <адрес>, кадастровый номер ........., а именно: «дворовые постройки (мастерские, сараи, теплицы, бани и пр.)». Письмом от 31 августа 2011г. № ей было отказано в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка по адресу: г. Томск, <адрес>, кадастровый номер .......... Считает данный отказ не обоснованным, поскольку указанная в нем причина не предусмотрена действующим градостроительным законодательством. Кроме того, отказ дан с нарушением установленного порядка рассмотрения вопросов предоставления условно разрешенного использования, поскольку не проводились публичные слушания. Представитель Администрации г. Томска, представил отзыв, в котором указал следующее. Администрация г. Томска возражает против удовлетворения заявленных требований, поскольку отказ Администрации г. Томска выраженный в письме от 31.08.2011г исх. № принят в пределах полномочий, с соблюдением порядка принятия и соответствует требованиям закона и иных правовых актов, не нарушает прав и свобод заявителя. В соответствии с Постановлением Мэра г. Томска от 29.02.2008г. № 125 «Об утверждении Положения о комиссии по землепользованию и застройке и ее состава», комиссия является постоянно действующим совещательным органом при Мэре г. Томска и сформирована в целях реализации Правил землепользования и застройки. Согласно п. 4.2. Положения и приложением « к Положению, Коренев В.И. является главным архитектором г. Томска и начальником департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Томска. Оспариваемое решение, выраженное в виде письма, подписано заместителем председателя комиссии, начальником ДАиГ, который является уполномоченным лицом на рассмотрение обращений граждан и юридических лиц по вопросам землепользования и застройки. Парамонова А.А. в своем заявлении указала, что являет я арендатором земельного участка по адресу: г. Томск, <адрес>, для целей огородничества, просила изменить вид разрешенного использования на «дворовые постройки (мастерские, сараи, теплицы, бани и др.). Парамонова А.А. использует земельный участок на основании договора аренды, согласно п. 9 которого участок предоставлен без права возведения каких-либо строений. Кроме того, ссылаясь на ст.ст. 39 ГрК РФ, 420, 421 ГК РФ, представитель Администрации г. Томска полагает, что Парамонова А.А. не является заинтересованным лицом, и Права Парамоновой не нарушаются. Действия заявителя направлены на одностороннее изменение договора аренды, что недопустимо. Изучив предоставленные доказательства, выслушав пояснения участников судебного заседания, суд приходит к выводу о том, что заявление подлежит удовлетворению. В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) граждане вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц, муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. К решениям относятся акты органов местного самоуправления, их должностных лиц, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. Письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме, так и в произвольной - письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина. В соответствии с п.1 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009 №2 к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). Согласно ч. 6 ст. 37 ГрК РФ предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса. В соответствии с ч. 7 ст. 37, ч. 12 ст. 39 ГрК РФ физическое лицо вправе оспорить в суде решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства либо об отказе в предоставлении такого разрешения. Согласно ст.39 ГрК РФ физическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию. Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи. Комиссия направляет сообщения о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение. Указанные сообщения направляются не позднее чем через десять дней со дня поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования. Участники публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования вправе представить в комиссию свои предложения и замечания, касающиеся указанного вопроса, для включения их в протокол публичных слушаний. Заключение о результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет". На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации. В случае, если, условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства включен в градостроительный регламент в установленном для внесения изменений в правила землепользования и застройки порядке после проведения публичных слушаний по инициативе физического или юридического лица, заинтересованного в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования такому лицу принимается без проведения публичных слушаний. Виды принимаемых решений по обращениям заинтересованных физических лиц предусмотрены в ч. 9 ст. 39 ГрК РФ, согласно которой на основании указанных в части 8 статьи 39 ГрК РФ рекомендаций, глава местной администрации, в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций, принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет". Согласно ст. 2 Правил землепользования и застройки в городе Томске" (утв. Решением Думы г. Томска от 27.11.2007 N 687 (ред. от 05.09.2011) "О корректировке Генерального плана и об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Томск") (далее – Правила землепользования) деятельность по: изменению видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами регламентируется данными правилами. В соответствии с ч.1, 2 ст. 11 Правил землепользования собственники, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, имеют право в соответствии с законодательством по своему усмотрению выбирать и менять вид/виды использования земельных участков и объектов капитального строительства, разрешенные как основные и вспомогательные для соответствующих зон. Порядок изменения одного вида на другой вид разрешенного использования земельных участков и иных объектов недвижимости определяется градостроительным законодательством, настоящими Правилами, иными нормативными правовыми актами города Томска. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. В силу ст. 12 Правил землепользования разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства требуется в случаях, когда правообладатели планируют использовать принадлежащие им земельные участки или объекты капитального строительства в соответствии с видом (видами) использования, которые определены настоящими Правилами как условно разрешенные применительно к соответствующей территориальной зоне, обозначенной на Карте градостроительного зонирования. Разрешение на условно разрешенный вид использования может предоставляться, в том числе, в процессе использования земельных участков, иных объектов недвижимости, когда правообладатели планируют изменить их назначение. Физические, юридические лица, заинтересованные в получении разрешения на условно разрешенный вид использования, обращаются в орган, уполномоченный в области архитектуры и градостроительства администрации Города Томска, с соответствующим заявлением. При получении заявления орган, уполномоченный в области архитектуры и градостроительства администрации Города Томска: Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Публичные слушания проводятся не позднее чем через месяц с момента подачи соответствующего заявления в порядке и сроки, определенные Градостроительным кодексом РФ и статьей 9 настоящих Правил. Комиссия подготавливает и направляет Мэру Города Томска рекомендации по результатам рассмотрения письменных заключений и публичных слушаний не позднее семи дней после их проведения. Комиссия обеспечивает персональное оповещение правообладателей земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается разрешение на условно разрешенный вид использования, и правообладателей помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение. При принятии решения о разрешении на условно разрешенный вид использования принимается с учетом недопущения причинения ущерба смежным землепользователям и снижения стоимости соседних объектов недвижимости, а также с учетом иных заслуживающих внимание интересов. Согласно п.1.25, 1.27 ст.39 Устава г. Томска Администрация г. Томска осуществляет управление, распоряжение земельными участками, расположенными в границах муниципального образования, предоставляет земельные участки гражданам, юридическим лицам, передает в собственность и сдает в аренду, осуществляет контроль за использованием земельных участков в муниципальном образовании «город Томск». В силу ст.25, 34 Устава г. Томска Администрация г. Томска является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, входит в структуру органов местного самоуправления. Возглавляет Администрацию города Томска — Мэр города Томска. Согласно ст. 40 Устава Города Томска Администрация города Томска осуществляет полномочия в области градостроительной деятельности, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления действующим законодательством; осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Города Томска, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не установлено действующим; осуществляет иные полномочия в области земельных отношений, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления действующим законодательством. Порядок формирования и деятельности комиссии, предусмотренной, в том числе ст. 39 ГрК РФ, регулируется Законом Томской области от 11.01.2007г. № 8-ОЗ «О составе и порядке деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки муниципальных образований Томской области» (далее – Закон №8-ОЗ). Применительно к территории городского округа муниципального образования «Город Томск», в силу ч. 5, 6 ст. 2 Закона № 8-ОЗ персональный состав и порядок деятельности Комиссии утверждаются главой Администрации города Томска. Согласно ст. 3, 5 Закона №8-ОЗ комиссия в пределах своей компетенции обеспечивает общее руководство работой, анализ, проверку и оценку подготовленных по ее заданиям материалов при подготовке проекта правил землепользования и застройки, внесение в них изменений; запрашивает документы, материалы, необходимые для подготовки проекта правил землепользования и застройки, внесение в них изменений; принимает и отклоняет предложения, поступившие в комиссию в процессе подготовки проекта правил землепользования и застройки. Заседание Комиссии оформляется протоколом, в котором фиксируются вопросы, внесенные на рассмотрение Комиссии, а также принятые по ним решения. Согласно п. 1.1., 3.1 Положения о комиссии по землепользованию и застройке» (утв. постановлением Мэра города Томска от 29.02.2008 N 125 Комиссия по землепользованию и застройке (далее также - Комиссия) является постоянно действующим совещательным органом при Мэре города Томска формируется на основании постановления Мэра города Томска, к ее компетенции относятся, в том числе подготовка рекомендаций Мэру города Томска по результатам публичных слушаний, в том числе рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции, рекомендации по досудебному урегулированию споров в связи с обращениями физических и юридических лиц по поводу решений органов местного самоуправления города Томска, касающихся вопросов землепользования и застройки. Таким образом, полномочия по организации процедуры рассмотрения заявлений по вопросам предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка — возложены на Администрацию города Томска. Заявлением от 10/06/2011 г., которое зарегистрировано вх. № от 15/06/2011 (л.д. 21) подтверждается, что заявитель обратился с заявлением в Администрацию г. Томска, в котором указал, что Парамоновой А.А., принадлежит на праве аренды земельный участок площадью ......... кв.м., с кадастровым номером ........., расположенный по адресу: г. Томск, <адрес>, разрешенное использование: для огородничества. На указанном земельном участке расположены принадлежащие на праве собственности дворовые постройки, земельный участок расположен в зоне Ж-3, которая в качестве условно разрешенного вида использования предусматривает использование для размещения дворовых построек. В ответе на заявление Парамоновой А.А. от 31/08/2011г. № указано, что поскольку Парамоновой А.А. заключен договор аренды указанного земельного участка для огородничества без права оформления в собственность земельного участка и возведения на нем каких-либо строений, оснований для предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка отсутствует. Таким образом, подтверждается, что заявление о выдаче разрешения на получение условно разрешенного вида использования земельного участка по адресу: г. Томск, <адрес>, кадастровый номер: ......... принято к рассмотрению Администрацией г. Томска. Из пояснений представителя Администрации г. Томска, согласно которым заявление Парамоновой А.А. по существу не рассматривалось, т.к. считают заявителя не заинтересованным лицом, следует вывод, что фактически должностным лицом, действующим от имени Администрации г. Томска, отказано в осуществлении процедуры рассмотрения заявления о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка. Принадлежность земельного участка заявителю по адресу: г. Томск, <адрес>, кадастровый номер: №, администрацией города Томска не оспаривается, подтверждается следующим: - постановлением Мэра Города Томска от 05.05.2005 №, договором аренды от 02.05.2007 №, кадастровым паспортом земельного участка, согласно которым заявителю предоставлен в аренду сроком на три года земельный участок по адресу: г. Томск, <адрес> для огородничества, в последующем адрес участка по адресу: г. Томск, <адрес> кадастровый номер: ........., вид разрешенного использования — для огородничества; - свидетельствами о государственной регистрации права от 30.09.2009 г. серия ........., серия ........., серия ......... согласно которым вышеуказанный земельный участок используется заявителем, в настоящее время на земельном участке возведены два хозяйственных строения, а также, индивидуальный гараж, находящиеся у заявителя на правах собственности; - картой градостроительного зонирования правил землепользования и застройки, согласно которой земельный участок по адресу: г. Томск, <адрес>, кадастровый номер: ......... расположен в границах территориальной застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-3), перечнем видов разрешенного использования которой размещение дворовых построек предусмотрено в качестве условно разрешенного вида использования; - вышеуказанные обстоятельства Администрацией города Томска не оспариваются, что также следует из заключения комитета градостроительства департамента архитектуры и градостроительства администрации города Томска от 15/07/2011. Следовательно, Парамонова А.А., как правообладатель земельного участка по адресу: г. Томск, <адрес> кадастровый номер: ........., вправе обратиться в администрацию города Томска по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка в рамках публичного правоотношения, отказ без рассмотрения по существу данного обращения нарушает права заявителя. Суд отвергает доводы о том, что заявитель не вправе обращаться с заявлением по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка т.к. осуществляет использование земельным участком с нарушением условий договора аренды, поскольку договор аренды не прекращен. Требование заявителя вытекает не из гражданского правоотношения, а из публичного правоотношения. Решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения может быть самостоятельным предметом судебного разбирательства вытекающем из публичного правоотношения. В силу ч.3 ст.246 ГПК РФ суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, поэтому юридически значимыми обстоятельствами по делу являются: - имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; - соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); - соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия). Согласно представленным представителем Администрации города Томска пояснениям вопрос о выдаче разрешения на получение условно разрешенного вида использования земельного участка по адресу: г. Томск, <адрес>, кадастровый номер: ......... по заявлению Парамоновой АА на заседании комиссии не рассматривался. Таким образом, отказ в возбуждении процедуры по рассмотрению вопроса о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка не соответствует действующему законодательству, нарушает права заявителя. Согласно п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» от 10.02.2009г. № 2 исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В силу п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» от 10.02.2009г. № 2, установив, что письменное обращение, поступившее должностному лицу, не рассмотрено в соответствии с действующей процедурой рассмотрения, суду следует признать действия (бездействие) незаконным и обязать его рассмотреть обращение заявителя в установленный судом срок, не предрешая существа решения, которое должно быть принято. Согласно ст.12 Конституции РФ признается и гарантируется местное самоуправление. В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде действие, бездействие органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены их права и свободы. Таким образом, суд вправе проверить в соответствии с действующим законодательством действия указанных в ст.254 ГПК РФ субъектов, в том числе, органов местного самоуправления, но не имеет полномочий обязать орган местного самоуправления принять определенное решение. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 258 ГПК РФ, суд р е ш и л : Признать незаконным решение Администрации г. Томска от 31/08/2011 г. об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка по адресу: г. Томск, <адрес>, кадастровый номер: ........., для размещения дворовых построек (мастерские, сараи, теплицы, бани и пр.). Обязать Администрацию города Томска устранить нарушение прав Парамоновой АА путем рассмотрения заявления от 10/06/2011 г. о представления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка по адресу: г. Томск, <адрес>2, кадастровый номер: ........., для размещения дворовых построек (мастерские, сараи, теплицы, бани и пр.) в соответствии с порядком, установленным действующим законодательством. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в 10 дней со дня изготовления мотивированного текста решения путем подачи кассационной жалобы через суд Советского района г. Томска. Председательствующий (подпись) На дату публикации решение не вступило в законную силу