№ 2-2465/11 Именем Российской Федерации РЕШЕНИЕ 19 сентября 2011 года Советский районный суд г. Томска в составе: председательствующего Шукшиной Л.А. при секретаре Беспамятновой Е.И., с участием представителя истца - помощника прокурата Октябрьского района г. Томска Огневой С.А., представителя ответчика администрации города Томска Бабьевой Н.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на один год, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. Томска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации города Томска о признании незаконным бездействия по непринятию мер к устранению нарушений по содержанию автомобильных дорог местного значения улицы Угрюмова и Вилюйского проезда г. Томска, наложению обязанности приведения дорожного покрытия, УСТАНОВИЛ: Прокурор Октябрьского района г. Томска, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации г. Томска о признании незаконным бездействия по непринятию мер к устранению нарушений по содержанию автомобильных дорог местного значения, понуждении привести дорожное покрытие в соответствии с установленными требованиями, указывая, что администрацией г. Томска в сфере безопасности дорожного движения на территории муниципального образования «город Томск» не обеспечивается в полном объеме решение вопросов, отнесенных к компетенции органов местного самоуправления. В ходе проведенной прокуратурой района проверки по соблюдению законодательства о безопасности дорожного движения при содержании улицы Угрюмова и проезда Вилюйского в г. Томске ДД.ММ.ГГГГ выявлены нарушения требований ГОСТ РФ 505597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 года № 221). Так, в частности, по Вилюйскому проезду, 4 разрушена обочина по нечетной стороне улицы, на участках от дома № 4 до дома № 4А, от дома № 4а до дома № 10 Вилюйского проезда, от дома № 10 Вилюйского проезда до ул. Угрюмова, от Вилюйского проезда до дома № 1 ул. Угрюмова, от дома №. 1 до дома № 6, от дома № 6 до дома № 5, от дома № 5 до дома 15 ул. Угрюмова имеются выбоины на проезжей части, превышающие по длине 15 см, ширине 60 см и длине 5 см, на обочинах произрастают создающие помехи пешеходам кустарники, от дома № 1 до дома № 6, от дома № 6 до дома № 5, от дома № 5 до дома № 15 ул. Угрюмова часть обочин разрушена, на обочинах грязь и лужи, в районе здания № 5 ул. Угрюмова (железнодорожный переезд) разрушено покрытие междурельсового пространства на глубину более 4 см, отсутствует дорожный знак 1.2 «железнодорожный переезд без шлагбаума» со стороны Вилюйского проезда, поврежден знак 1.3.2. «многопутная железная дорога» со стороны дома № 9 по ул. Угрюмова, отсутствуют дорожные знаки 1.4.1, 1.4.2., 1.4.5, 1.4.6 «приближение к железнодорожному переезду», отсутствуют тротуары вдоль проезжей части на всем протяжении Вилюйского проезда и ул. Угрюмова, и их освещение. На основании изложенного просит признать незаконным бездействие администрации Города Томска по непринятию мер к устранению нарушений по содержанию автомобильных дорог местного значения (дорожного покрытия) улицы Угрюмова и Вилюйского проезда г. Томска в соответствии с Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 505597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», СниП 2.07.01.-89. В судебном заседании представитель истца требования поддержала по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика в судебном заседании поддержала доводы отзыва, указав, что для приведения дорожного покрытия по ул. Угрюмова, проезду Вилюйскому в соответствии с Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 505597-93 необходимо проведение капитального ремонта указанных дорожных покрытий. Бюджетом муниципального образования «Город Томск» в 2011 году мероприятия по капитальному ремонту дорожных покрытий по ул. Угрюмова, проезда Вилюйского не предусмотрены. Ремонт спорного участка дороги запланирован на более поздние сроки ввиду недостаточности денежных средств в бюджете муниципального образования «Город Томск». Удовлетворение исковых требований прокурора Октябрьского района г. Томска, а также в последующем их исполнение повлечет нецелевое использование бюджетных средств. Выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, суд полагает, что исковое заявление прокурора Октябрьского района г.Томска подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Согласно п. 1 ст. 3 ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности…» от 08.11.2007 года автомобильная дорога это - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. Согласно п. 7 ст. 3 указанного Закона владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, полномочия владельца автомобильных дорог вправе осуществлять Государственная компания "Российские автомобильные дороги" в отношении автомобильных дорог, переданных ей в доверительное управление. В соответствии со ст. 13 указанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся в том числе и утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, а также осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления. В соответствии со ст. 1 ФЗ «О безопасности дорожного движения» в качестве задач настоящего Федерального закона определены охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Согласно ст. 12 этого Закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (ч.2 ст. 12 названного Закона). В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения городского округа. В силу ст. 5 ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в частности, посредством материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения. Согласно ч. 4 ст. 6 указанного Закона органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. На основании п. 1.1., п. 1.10, п. 1.51 ст. 40 Устава города Томска осуществление полномочий по составлению проекта бюджета города Томска, обеспечению исполнения бюджета города Томска, управлению и распоряжению муниципальной собственностью, осуществлению контроля за управлением, владением, пользованием и распоряжением муниципальной собственностью, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также иных полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к компетенции администрации города Томска. Таким образом, обязанность по надлежащему содержанию дорог в данном случае должна быть возложена на администрацию г. Томска. Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности дорожного движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения устанавливает Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 505597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 года № 221). Проверкой, проведенной государственными инспекторами группы ОДД ОГИБД УВД г. Томска ДД.ММ.ГГГГ, установлены нарушения законодательства о безопасности дорожного движения при содержании улицы Угрюмова и проезда Вилюйского в г. Томске, выявлены нарушения требований вышеуказанного ГОСТа РФ. Так, по Вилюйскому проезду, 4 разрушена обочина по нечетной стороне улицы, на участках от дома № 4 до дома № 4А, от дома № 4а до дома № 10 Вилюйского проезда, от дома № 10 Вилюйского проезда до ул. Угрюмова, от Вилюйского проезда до дома № 1 ул. Угрюмова, от дома №. 1 до дома № 6, от дома № 6 до дома № 5, от дома № 5 до дома 15 ул. Угрюмова имеются выбоины на проезжей части, превышающие по длине 15 см, ширине 60 см и длине 5 см, на обочинах произрастают создающие помехи пешеходам кустарники, от дома № 1 до дома № 6, от дома № 6 до дома № 5, от дома № 5 до дома № 15 ул. Угрюмова часть обочин разрушена, на обочинах грязь и лужи, в районе здания № 5 ул. Угрюмова (железнодорожный переезд) разрушено покрытие междурельсового пространства на глубину более 4 см, отсутствует дорожный знак 1.2 «железнодорожный переезд без шлагбаума» со стороны Вилюйского проезда, поврежден знак 1.3.2. «многопутная железная дорога» со стороны дома № 9 по ул. Угрюмова, отсутствуют дорожные знаки 1.4.1, 1.4.2., 1.4.5, 1.4.6 «приближение к железнодорожному переезду», отсутствуют тротуары вдоль проезжей части на всем протяжении Вилюйского проезда и ул. Угрюмова, и их освещение. Представителем администрации г. Томска не оспаривалось отсутствие надлежащего состояния дорожного полотна. Поскольку обязанность по надлежащему содержанию дорожного полотна возложена на ответчика, факт несоответствия дорожного полотна по улице Угрюмова и проезду Вилюйскому в г. Томске установленным стандартам не оспорен, исковые требования подлежат удовлетворению. Суд считает, что на администрацию г. Томска должна быть возложена обязанность привести дорожное покрытие по улице Угрюмова и проезду Вилюйскому в г. Томске в соответствие с требованиями Государственного стандарта. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать незаконным бездействие администрации Города Томска по непринятию мер к устранению нарушений по содержанию автомобильных дорог местного значения (дорожного покрытия) улицы Угрюмова и Вилюйского проезда г. Томска в соответствии с Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 505597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», СниП 2.07.01.-89. Обязать администрацию Города Томска привести дорожное покрытие в соответствие с Государственным стандартом РФ ГОСТ Р.; 505597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». СниП 2.07.01.-89 путем устранения в полном объеме следующих нарушений по улице Угрюмова г. Томска: - выбоины на проезжей части и кустарники на обочинах, создающих помехи пешеходам (от дома № 10 Вилюйского проезда до ул. Угрюмова, от Вилюйского проезда до дома № 1 ул. Угрюмова, от дома № 1 до дома № 6, от дома № 6 до дома № 5, от дома № 5 до дома 15 ул. Угрюмова), - разрушений обочин (от дома № 1 до дома № 6, от дома № 6 до дома № 5, (vi дома № 5 до дома 1 5 ул. Угрюмова), - разрушений покрытия междурельсового пространства (в районе здания № 5 ул. Угрюмова - железнодорожный переезд), - отсутствие дорожных знаков 1.2 «железнодорожный переезд без шлагбаума» (со стороны Вилюйского проезда), 1.4.1, 1.4.2., 1.4.5, 1.4.6 «приближение к железнодорожному переезду» (со стороны дома № 9 по ул. Угрюмова), - повреждений знака 1.3.2. «многопутная железная дорога» (со стороны дома № 9 по ул. Угрюмова), - отсутствие тротуаров вдоль проезжей части с двух сторон (на всем протяжении улицы Угрюмова); по Вилюйскому проезду г. Томска: - разрушений обочин по нечетной стороне улицы по Вилюйскому проезду, 4, - выбоины на проезжей части и кустарников на обочинах, создающих помехи пешеходам (на участках от дома № 4 до дома № 4А, от дома № 4а до дома № 10 Вилюйского проезда); - отсутствие тротуаров вдоль проезжей части с двух сторон (на всем протяжении Вилюйского проезда). Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в 10 дней со дня вынесения мотивированного текста решения путем подачи кассационной жалобы через суд Советского района г. Томска. <данные изъяты> <данные изъяты> Судья: Л.А. Шукшина <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>