№ 2-2538/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 20 сентября 2010 года Советский районный суд города Томска в составе: председательствующего Шукшиной Л.А., при секретаре Беспамятновой Е.А., с участием представителя истца Овсянникова Ю.А. – Межаковой Е.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на три года, рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске гражданское дело по иску Овсянникова Ю.А. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Томск Томской области о возложении обязанности включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периодов работы, назначении пенсии, УСТАНОВИЛ: Овсянников Ю.А. обратился в суд с иском к ГУ–УПФР в г. Томск ТО о возложении обязанности включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периодов работы, назначении пенсии. В обоснование своих требований указал, что решением комиссии ГУ-УПФР в г. Томск ТО от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с тем, что его трудовой стаж по лечебной деятельности составил 27 лет 9 месяцев 7 дней. Истец не согласен с указанным решением, указывает, что на момент обращения за назначением трудовой пенсии по старости он имел достаточный специальный трудовой стаж. Просил обязать ГУ-УПФР в г. Томск ТО включить в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-анестезиолога в отделении анестезиологии и реанимации в Томской областной клинической больнице в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, продолжительностью в льготном исчислении. Также просит обязать ГУ-УПФР в г. Томск ТО назначить ему пенсию по старости досрочно с ДД.ММ.ГГГГ. В судебное заседание истец не явился, просил суд рассмотреть дело с участием его представителя. Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал, дав аналогичные исковому заявлению пояснения. Представитель ответчика в судебное заседание не явился, ответчик о судебном заседании был извещен надлежащим образом. В представленных возражениях представитель Драчева С.Б. исковые требования считала не подлежащими удовлетворению, указав, что специалистами ГУ-УПФР в г. Томск ТО было вынесено законное решение об отказе в зачете в специальный стаж указанных периодов, причина отказа – должность, которая указана в документах – не соответствует должности, указанной в Списках. Тождество наименований не доказано. Суд на основании ч.ч. 4 и 5 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и представителя ответчика. Выслушав представителя истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Овсянникова Ю.А. подлежат удовлетворению. В судебном заседании установлено, что истец обратился к ответчику с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости ДД.ММ.ГГГГ. Решением ГУ-УПФР в г. Томск ТО от ДД.ММ.ГГГГ № Овсянникову Ю.А. засчитано в специальный трудовой стаж в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения – <данные изъяты>, отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ. При этом, периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-анестезиолога в отделении анестезиологии и реанимации в Томской областной клинической больнице зачтены в специальный стаж в календарном порядке. В зачете этих периодов в льготном порядке отказано со ссылкой на то, что работа протекала в должности, не дающей право на льготное исчисление. Статья 2 Конституции РФ рассматривает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности. Тем самым она декларирует свое понимание взаимоотношений государства и личности, выдвигая на передний план именно личность. Уважение к личности и ее защита являются неотъемлемым атрибутом конституционного государства, его обязанностью. Государство в условиях действия этого принципа не вправе в своей деятельности выходить за устанавливаемые им границы взаимоотношений с человеком. Человек, его права и свободы должны защищаться государством с помощью разнообразных норм материального и процессуального права. Согласно ч.1 ст. 7 Конституции РФ - Российская Федерация – социальное государство. В соответствии с п.2 ст.7 Конституции РФ гражданам устанавливаются государственные пенсии, пособия, и иные гарантии социальной защиты, т.е. статья определяет те категории населения страны, которые не в состоянии самостоятельно за счет свободного использования своих способностей и имущества обеспечивать себе достойный уровень жизни. Такие группы принято именовать социально незащищенными слоями населения, это прежде всего инвалиды и пожилые граждане. Это связано с тем, что их социальная незащищенность очевидна. Согласно ч.1 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. В соответствии со ст. 45 гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", определяющий основания возникновения и порядок реализации прав граждан РФ на трудовые пенсии, в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости закрепляет достижение пенсионного возраста (для мужчин 60 лет) и наличии страхового стажа не мене 5 лет и одновременно предусматривает право отдельных категорий граждан на досрочное назначение пенсии по старости. В соответствии с пп. 11 п. 1 ст.28 ФЗ № 173 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 ФЗ № 173 лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в качестве правового обоснования для пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан предусматривает длительное выполнение определенной профессиональной деятельности, из чего следует, что право на пенсию возникает в зависимости от продолжительности и характера работы в определенной сфере профессиональной деятельности и не может быть поставлено в зависимость от организационно-правовой формы, наименование учреждения, его структурного подразделения либо наименование должности. Согласно п. 3 ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Списки соответствующих работ, профессий и должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного законом, Правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждается Правительством РФ, но это не наделяет Правительство РФ полномочиями самостоятельно регулировать пенсионные отношения работников по своему усмотрению вводить дополнительные в соотношении с Законом ограничения прав на пенсионное обеспечение за выслугу лет. Согласно Постановления Совмина СССР от 17.12.1959 N 1397 (ред. от 12.04.1984) "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" (вместе с "Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения") было предусмотрено, что пенсии за выслугу лет работникам здравоохранения по Перечню учреждений, организаций и должностей согласно Приложению назначать врачам и другим работникам здравоохранения - при стаже работы по специальности не менее 25 лет в сельских местностях и поселках городского типа (рабочих поселках) и не менее 30 лет в городах. Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (п.2) утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Этим же Постановлением утвержден Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев. При исчислении трудового стажа за период до 01.01.2002 года, исходя из содержания Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 года № 2-П, могут применяться нормы законодательства, действовавшего до введения нового правового регулирования. Следовательно, при исчислении трудового стажа истца за период работы до ДД.ММ.ГГГГ может применяться Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и стационарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", которым установлено, что исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам: врачам анестезиологам-реаниматорам, врачам анестезиологам-реаниматологам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за 1 год и 6 месяцев. В Перечне структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право один год работы считать как за 1 год и 6 месяцев, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 N 781, а также в Перечне структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право один год работы считать как за 1 год и 6 месяцев, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066, поименованы должности «врач анестезиолог-реаниматор» и «врач анестезиолог-реаниматолог» государственных и муниципальных учреждений, предусмотренных в пунктах 1 - 5, 7, 11, 14, 15, 16, 20, 21, 28 - 31 Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Таким образом, основными критериями для признания права на льготную пенсию в таком исчислении, как вытекает из норм права, указанных выше, являются соответствие наименования должности, которую фактически занимал работник, наименованию по перечню, а также установление факта работы в занимаемой должности в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии. Как разъяснено в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20. 12.2005 N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). Как следует из приложения № 1 к приказу Министерства здравоохранения СССР от 25.06.1991 № 683 установлена тождественность наименования должностей в действующих штатных расписаниях «анестезиолог» и в соответствии с номенклатурой «врач анестезиолог-реаниматолог». Согласно п. 6 Постановления Правительства РФ от 24.07.2002 N 555 "Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий" основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы. Приказом № Отдела здравоохранения г. Томска на основании решения коллегии Областного отдела здравоохранения от ДД.ММ.ГГГГ в Областной клинической больнице было открыто отделение реанимации и анестезиологии. С ДД.ММ.ГГГГ согласно Номенклатуры отделений отделение анестезиологии и реанимации переименовано в отделение анестезиологии - реанимации (приказ МЗ РФ № 377 от 15.10.1999 года и приказ № 412-к от 19.08.2002 года). В судебном заседании установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ Овсянниковым Ю.А. был кончен полный курс Томского медицинского института по специальности лечебное дело, ДД.ММ.ГГГГ ему была присвоена квалификация врача. ДД.ММ.ГГГГ Овсянников Ю.А. был принят врачом анестезиологом-реаниматологом в отделение анестезиологии и реанимации в Томскую областную клиническую больницу с последующей 5-ти месячной специализацией при областной клинической больнице по циклу анестезиологии и реаниматологии, что подтверждается трудовой книжкой №, удостоверением №. Однако в трудовую книжку неточно была внесена запись о наименовании должности, было указано, что Овсянников Ю.А. принят в качестве врача анестезиолога, в дальнейшем запись была исправлена на врача анестезиолога-реаниматолога. В приказе о приеме на работу № от ДД.ММ.ГГГГ наименование должности было указано как врач анестезиолог в отделении анестезиологии и реанимации Томской областной клинической больнице. Согласно Приказу Минздрава СССР о внесении изменений в действующие штатные нормативы медицинского и другого персонала учреждений здравоохранения № 693 от 25.06.1981 года наименование должностей в действующих штатных нормативах анестезиолог приведена в соответствии с номенклатурой должность врача анестезиолога-реаниматолога в отделение анестезиологии-реаниматологии Томской областной клинической больницы. За выполнение функциональных обязанностей врача анестезиолога-реаниматолога, и задач, стоящих перед отделением анестезиологии-реаниматологии Овсянников Ю.А. был аттестован, и приказом областного управления здравоохранения от ДД.ММ.ГГГГ №-к ему была присвоена квалификация врача анестезиолога-реаниматолога первой категории, что подтверждается удостоверением от 1994 года. В своей деятельности в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-анестезиолога в отделении анестезиологии и реанимации в Томской областной клинической больнице Овсянников Ю.А. руководствовался должностной инструкцией врача анестезиолога-реаниматолога, положением об отделении анестезиологии-реанимации Государственного учреждения здравоохранения Томской областной клинической больницы. В основные обязанности Овсянникова Ю.А. входило: обеспечение оперативного вмешательства, дача анестезиологического пособия, послеоперационное лечение пациентов, ведение больных в палатах реанимации и интенсивной терапии. За условия труда Овсянникову Ю.А. выплачивалась доплата к заработной плате, предоставлялся отпуск в количестве 30 дней. В силу ст. 55 ч. 1, ст. 56 ч. 2 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Оценив указанные доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд находит их убедительными и с достоверностью свидетельствующими о том, что в периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Овсянников Ю.А. выполнял обязанности врача анестезиолога-реаниматолога в отделении анестезиологии-реанимации в Томской областной клинической больницы. В соответствии со ст. 18, ст. 19, ч. 2 ст. 39 Конституции РФ установлено равенство прав и свобод без какой-либо дискриминации. В соответствии со ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. В соответствии со ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод граждан гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Применительно к данному случаю это конституционное предписание следует рассматривать как гарантию равенства пенсионных прав граждан. Однако, различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели. Из конституционно-правового толкования норм о пенсионном обеспечении, содержащегося в определении Конституционного суда РФ от 06 декабря 2001 года № 310-о, следует, что правовым основанием для пенсионного обеспечения отдельных категорий трудящихся, к каковым относятся и медицинские работники, является длительное выполнение определенной профессиональной деятельности, обусловленной спецификой и характером труда. При этом, Правительство РФ не наделяется полномочиями самостоятельно регулировать пенсионные отношения этой категории работников и по своему усмотрению устанавливать их пенсионные права, вводить дополнительные по сравнению с законом ограничения права на пенсионное обеспечения за выслугу лет. При осуществлении предоставленных ему полномочий, Правительство РФ обязано учитывать общие принципы пенсионного обеспечения граждан, в частности принцип всеобщности, а также предписания ч.1 ст. 15 Конституции РФ, в соответствии с которой законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ. Применительно к данному гражданскому делу эти положения основного закона суд рассматривает как гарантию равенства пенсионных прав медицинских работников, выполнявших свои обязанности в медицинском учреждении, в первую очередь в зависимости от специфики и характера выполняемой работы, а не только в зависимости от того, как фактически именовались учреждение, в котором выполнял функции работник. Суд считает неправомерным и необоснованным отказывать истцу в удовлетворении его требований к ответчику, когда установлено, что характер его работы являлся аналогичным характеру работы медицинских работников, работа которых протекала в учреждениях, строго совпадающих с наименованием учреждений по списку, утвержденному Правительством РФ. Таким образом, указанные спорные периоды должны быть засчитаны в специальный стаж истца в льготном порядке из расчета 1 год работы за 1 год 6 месяцев, что составит 7 лет 8 месяцев 13 дней. В соответствии со ст. 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за трудовой пенсией частью трудовой пенсии) считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления. С учетом включения указанных спорных периодов работы в специальный стаж истца в льготном исчислении у Овсянникова Ю.А. на момент его обращения ДД.ММ.ГГГГ к ответчику за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения имелся стаж, необходимый для назначения данной пенсии в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Следовательно, отказ в назначении пенсии с ДД.ММ.ГГГГ является необоснованным и нарушенное право истца на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения должно быть восстановлено путем назначения пенсии с даты первоначального обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. Руководствуясь ст.ст. 194–199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Овсянникова Ю.А. удовлетворить. Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в <адрес> включить Овсянникову Ю.А. периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-анестезиолога в отделении анестезиологии и реанимации в Томской областной клинической больнице в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии продолжительностью в льготном исчислении 7 лет 8 месяцев 13 дней. Обязать Государственное Учреждение – Управление пенсионного Фонда РФ в г. Томске Томской области назначить Овсянникову Ю.А. пенсию по старости досрочно с ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Советский районный суд г. Томска <данные изъяты> <данные изъяты> Судья: Л.А. Шукшина <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>