решение о признании незаконными действий кадастрового органа



2-2751/11

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

26 сентября 2011 года Советский районный суд г.Томска в составе:

председательствующего Шукшиной Л.А.,

при секретаре Беспамятновой Е.А.,

с участием представителя заявителя Мининой Л.М. – Макаренко О.Н., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на три года,

представителя заинтересованного лица ФБУ «Кадастровая палата» по Томской области – Валиулиной Р.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ,

заинтересованного лица Рогожкина В.П., его представителя Рогожкина А.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на три года,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по заявлению Мининой Л.М. о признании незаконными действий органа кадастрового учета по изменению уникальных характеристик объекта недвижимости, наложению обязанности приведения уникальных характеристик земельного участка в соответствие с правоустанавливающими документами,

УСТАНОВИЛ:

Минина Л.М. обратилась в суд с заявлением в порядке гл. 25 ГПК РФ, просит признать незаконными действия органа кадастрового учета - Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Томской области - по изменению уникальных характеристик объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером ; обязать орган кадастрового учета - Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Томской области - привести уникальные характеристики объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером в соответствие с правоустанавливающим документом - свидетельством о праве на наследство по завещанию, выданном ДД.ММ.ГГГГ нотариусом Ш

В обоснование заявления указала, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ , считает своим правом самостоятельно распоряжаться судьбой своего земельного участка. Право собственности на земельный участок площадью 321 кв.м. у неё возникло на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию, выданного ДД.ММ.ГГГГ нотариусом Ш Сведения о земельном участке с кадастровым номером содержатся в нескольких Выписках из государственного кадастра недвижимости. Согласно документам, площадь земельного участка имеет разные величины, в сведениях о правах указаны различные лица, все это зависит от даты получения сведений о принадлежащем ей земельном участке различными людьми. Она сама никогда не обращалась с заявлением о предоставлении сведений в орган кадастрового учета. Указывает, что, в нарушение положений ФЗ от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", орган кадастрового учета произвел кадастровый учет изменения уникальных характеристик объекта недвижимости без подачи заявления и произвел изменение уникальных характеристик объекта недвижимости при обращении ненадлежащего лица.

В судебное заседание Минина Л.М. не явилась, просила суд рассмотреть заявление в её отсутствие с участием представителя.

Представитель заявителя требования Мининой Л.М. поддержала, дав аналогичные заявлению пояснения. Указала, что о нарушенном праве её доверитель узнала в августе 2011 года из документов, предоставленных ФБУ «Кадастровая палата» по Томской области в адрес судьи Кировского районного суда города Томска при рассмотрении иного спора.

Представитель ФБУ «Кадастровая палата» по Томской области в судебном заседании полагала, что заявление Мининой Л.М. удовлетворению не подлежит, представила отзыв и дополнительные пояснения по заявлению, в которых указано следующее.

Оспариваемые заявителем действия совершены на основании решений, принятых кадастровым органом в период осуществления государственной функции по проведению государственного кадастрового учета в соответствии с п. 3 ст. 1, ст. 3 ФЗ от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закона о кадастре) уполномоченным органом - Управлением Роснедвижимости по Томской области.

Полномочиями кадастрового органа ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Томской области наделено с 15.09.2010 года приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) Минэкономразвития от 11.03.2010 года № П/93 с 15.09.2010 года.

Государственным органом, чьи действия оспариваются данным заявлением о признании незаконным действий, могло бы быть Управление Росреестра по Томской области.

Полагает, что заявитель оспаривает действия не того органа, а также не указывает конкретно какая норма ФЗ от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закона о кадастре) нарушена кадастровым органом, не указывает какие именно права заявителя на земельный участок нарушены. Все кадастровые действия кадастровым органом осуществлялись в строгом соответствии с Законом о кадастре порядке и сроки.

По существу спор между Мининой Л.М. и Рогожкиным В.П. о приведении в соответствие границ фактического использования земельного участка и правоустанавливающих документов об этом каждого собственника рассматривается Кировским судом г. Томска.

Заинтересованное лицо Рогожкин В.П., его представитель не возражали против удовлетворения заявления, указав, что обжалуемыми действиями ФБУ «Кадастровая палата» по Томской области их права не нарушены.

Представитель Управления Росреестра по Томской области в судебное заседание не явился, заинтересованное лицо было извещено надлежаще и своевременно.

Суд на основании ч.ч. 4 и 5 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя и представителя Управления Росреестра по Томской области.

Выслушав участвующих лиц, изучив материалы дела, суд считает заявление Мининой Л.М. подлежащим удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В качестве заявителей по данной категории дел могут выступать органы местного самоуправления, оспаривающие обязательные для исполнения ими решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, не связанные с осуществлением заявителями властных полномочий (п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих")

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействиям) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии с п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих") по правилам, предусмотренным главой 25 ГПК РФ, рассматриваются также дела об оспаривании решений, действий (бездействия) юридических лиц принятых, совершенных при осуществлении ими переданных в установленном порядке конкретных государственно-властных полномочий. К таким лицам, в частности, относятся государственные учреждения, подведомственные федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости (статья 3 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").

В соответствии с ч. 3 ст. ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 19.07.2011 "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон «О кадастре недвижимости») государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

В силу ст. 3 указанного закона предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия по кадастровому учету и ведению государственного кадастра недвижимости вправе осуществлять подведомственные Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями, соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.

Приказом Росреестра от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая" по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" федеральное государственное учреждение "Кадастровая палата" по Томской области наделено полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости с 25 сентября 2010 года.

Как следует из представленных документов, первоначально сведения о земельном участке, расположенном по адресу <адрес> внесены в Государственный кадастр недвижимости (далее по тексту - ГКН) на основании инвентаризационной описи, составленной по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Далее, по запросу ММЕ от ДД.ММ.ГГГГ peг. , предоставившего постановление администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ и архивную выписку от ДД.ММ.ГГГГ , Учреждением предоставлены сведения о земельном участке кадастровый номер в виде кадастрового паспорта от ДД.ММ.ГГГГ , расположенном по адресу: <адрес>, для государственной регистрации прав.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права Минина Л.М. с ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка общей площадью 321 кв. м, адрес объекта: <адрес>. Свидетельство выдано на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ реестровый .

Актом определения кадастровой стоимости земельных участков, утвержденным Начальником Управления Роснедвижимости по Томской области от ДД.ММ.ГГГГ, составленным по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель ДД.ММ.ГГГГ кадастровым органом - Управлением Роснедвижимости по Томской области, осуществлявшим государственную функцию по ГКН до ДД.ММ.ГГГГ, внесены уточнения по площади земельного участка.

По запросу Рогожкина В.П. от ДД.ММ.ГГГГ peг. , предоставившего решение горисполкома от ДД.ММ.ГГГГ, архивную выписку от ДД.ММ.ГГГГ , договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, учреждением предоставлены сведения о земельном участке кадастровый номер в виде кадастрового паспорта от ДД.ММ.ГГГГ , расположенном по адресу: <адрес>.

Тем самым, оспариваемые действия по изменению уникальных характеристик объекта недвижимости земельного участка с кадастровым номером были совершены ДД.ММ.ГГГГ при выдаче кадастрового паспорта .

Оспариваемые изменения уникальных характеристик объекта недвижимости земельного участка отражены и в последующих кадастровых паспортах и .

Как указано ФБУ «Кадастровая палата» по Томской области в ходе осуществления кадастровых действий по предоставлению сведений кадастровым органом установлено, что земельный участок с местоположением <адрес> ранее представлял собой единый объект площадью 641,7 кв.м., в отношении которого в ГКН имеются сведения о ранее возникших правах граждан.

Так несоответствия по самому объекту - земельному участку с местоположением <адрес> (его адресу, площади) и зарегистрированным правам следуют из архивных выписок, содержащих сведения из Постановления Главы администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ , выданных по запросам Мининой Л.М. и Рогожкина В.П., а также Приложения (Список) к указанному выше постановлению и временных свидетельств о правах на землю, выдававшихся администрацией г. Томска БЛМ и Рогожкину В.П., в которых площадь земельного участка, расположенного по адресу <адрес> - 321 кв.м., что противоречило решению горисполкома от ДД.ММ.ГГГГ, которым изначально формировался и отводился земельный участок площадью 582 кв.м. двум застройщикам - БКА и БАМ для строительства индивидуального жилого дома по <адрес> в границах согласно прилагавшейся выкопировки (т.е. единый земельный участок).

Однако эти изменения уникальных характеристик земельного участка (в кадастровом паспорте от ДД.ММ.ГГГГ ) внесены без заявления собственника земельного участка об этом, и без уведомления о них.

Положениями ст. 16 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 24.07.2007) "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено следующее.

Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости. Кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости) осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7 - 17 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия. Орган кадастрового учета в срок не более чем пять рабочих дней со дня завершения кадастрового учета, который осуществлялся в связи с изменением указанных в пункте 7, 11, 13, 14, 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости на основании поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия документов, направляет уведомление об осуществленном кадастровом учете по почтовому адресу и (или) адресу электронной почты правообладателя указанного объекта недвижимости, а при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о таком адресе по почтовому адресу этого правообладателя в соответствии с предусмотренными пунктом 8 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона кадастровыми сведениями (при наличии таких кадастровых сведений). Если иное не установлено настоящим Федеральным законом, никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда, в том числе в связи с совершением сделки, от собственника поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица осуществления учета изменений данного объекта недвижимости.

Аналогичные положения в отношении кадастрового учета в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости содержит действующая редакция от 19.07.2011 года ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"

Тем самым, судом установлено, что изменения уникальных характеристик объекта недвижимости земельного участка с кадастровым номером были произведены с нарушением закона.

В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

На основании изложено, руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования Мининой Л.М. удовлетворить.

Обязать федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Томской области привести уникальные характеристики объекта недвижимости земельного участка с кадастровым номером в соответствие с правоустанавливающими документами – свидетельством о праве на наследство по завещанию, выданным ДД.ММ.ГГГГ и свидетельством о государственной регистрации права, выданным ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в 10 дней со дня вынесения мотивированного текста решения путем подачи кассационной жалобы через суд Советского района г. Томска.

Судья: