РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 06 октября 2011 года Советский районный суд г. Томска в составе: председательствующего Карелиной Е.Г., при секретаре Вершининой Ю.А., с участием представителя истца ИФНС России по г. Томску Тонких А.Н., выступающего на основании доверенности от 19.01.2011г., ответчика Долгушина М.Е. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Томску к Долгушину М.Е. о взыскании задолженности по земельному налогу и пени, УСТАНОВИЛ: ИФНС России по г.Томску обратилась в суд с иском к Долгушину М.Е. о взыскании задолженности по земельному налогу за 2010г., пени за просрочку уплаты налога. В обоснование исковых требований истец указал, что Долгушин М.Е. является собственником земельного участка по <адрес> в <адрес> и плательщиком земельного налога. Согласно Налоговому Кодексу РФ ответчику проведено исчисление земельного налога подлежащего уплате за 2010 г. по ставке 1,5%, утвержденной Решением Думы г. Томска № 320 от 31.10.2006 г., сумма налога составила <данные изъяты>, направлено налоговое уведомление по уплате налога. В установленный срок налог ответчиком уплачен не был, в связи с чем, истцом была начислена пеня за каждый календарный день просрочки ответчиком уплаты земельного налога в размере <данные изъяты>. На основании ст. 69, 70 НК РФ ответчику было направлено требование о необходимости уплатить земельный налог и пеню в срок до 04.70.2011 г., однако ответчиком требование об уплате земельного налога и пени не исполнено. Истец просил взыскать с Долгушина М.Е. в пользу соответствующего бюджета задолженность по земельному налогу в размере <данные изъяты> рублей, пени в размере <данные изъяты>. В судебном заседании исковые требования представитель ИФНС России по г.Томску Тонких А.Н. поддержал по основаниям, изложенным в иске. Пояснил, что размер налога исчислен исходя из площади земельного участка- <данные изъяты> его разрешенного вида использования – для эксплуатации и обслуживания здания с жилыми и нежилыми помещениями, кадастровой стоимости участка- <данные изъяты> руб., по налоговой ставке 1,5 %, установленной в отношении прочих земель Положением о взимании земельного налога на территории муниципального образования «город Томск», утвержденным Решением Думы г. Томска от 31.10.2006г. № 320. Сведения о площади земельного участка, его кадастровой стоимости и виде разрешенного использования представлены в ИФНС органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. Поскольку на принадлежащем истцу земельном участке размещены как жилые так и нежилые помещения, находящиеся в одном здании, сведения о фактическом использовании земельного участка в кадастровом паспорте отсутствуют, ставка налога, установленная для земельных участков, занятых жилищным фондом, при исчислении налога применена быть не может, как и не могут применяться различные ставки налога при исчислении налога за один земельный участок. Ответчик иск не признал. Считал завышенной кадастровую стоимость земельного участка, определенную органами государственного кадастрового учета, а также необоснованным применение истцом ставки земельного налога в размере 1,5 %, предусмотренной для прочих земельных участков. Пояснил, что земельный участок расположенный в <адрес> предоставлен ему в собственность для эксплуатации здания с жилыми и нежилыми помещениями, собственниками которых он является. Большая часть земельного участка площадью <данные изъяты> используется для эксплуатации квартиры, индивидуального гаража и хозяйственных построек, меньшая часть площадью <данные изъяты> кв.м. для эксплуатации нежилых помещений магазина. В связи с чем, считал неправомерным к площади участка <данные изъяты>, занятой жилым помещением при исчислении земельного налога применять ставку 1,5 %. Выслушав участников процесса, изучив представленные доказательства, суд находит исковые требования ИФНС России по г.Томску находит подлежащими частичному удовлетворению. В ст. 57 Конституции РФ закреплена обязанность платить законно установленные налоги и сборы. В силу п.1 ст.3 Налогового Кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения В соответствии с положениями ст. 65 ЗК РФ, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли является, в том числе, земельный налог, порядок исчисления и уплаты которого устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В соответствии со ст.388 НК РФ, лица, владеющие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиком земельного налога. Объектом налогообложения являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен земельный налог ( ст. 389 НК РФ). Ответчик не отрицает, свидетельством о государственной регистрации права серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что с ДД.ММ.ГГГГ Долгушин М.Е. является собственником земельного участка на землях поседений для эксплуатации и обслуживания здания с жилыми и нежилыми помещениями (магазин, гараж, хозяйственные пристройки), кадастровый номер №, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> Следовательно, ответчик обязан уплачивать земельный налог. Согласно пункту 4 статьи 13, статье 15 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог является местным налогом и обязателен к уплате с момента его введения на территории муниципального образования "Город Томск" всеми юридическими и физическими лицами, признаваемыми Налоговым кодексом Российской Федерации плательщиками земельного налога. Земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах. Положением о взимании земельного налога на территории муниципального образования «город Томск», утвержденным решением Думы г.Томска № 320 от 31.10.2006 г. введен земельный налог на территории г.Томска. В п.5 ст. 65 ЗК РФ закрепляется, что для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка, а в соответствии с п. 1 ст. 390 и п. 1 ст.391 Налогового кодекса РФ, налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговым периодом (ст. 393 НК РФ) является календарный год – по настоящему спору - 2010 год. Согласно кадастровому паспорту земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № кадастровая стоимость земельного участка составляет <данные изъяты>. Сведения о кадастровой стоимости земельного участка предоставлены в ИФНС России по г. Томску органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество в порядке ч.4 ст.85 НК РФ, при этом определение кадастровой стоимости земельного участка к компетенции истца не относится. В связи с чем, при расчете подлежащего уплате земельного налога за 2010г. истец обоснованно руководствовался кадастровой стоимостью земельного участка в размере <данные изъяты>. Вместе с тем, при рассмотрении дела суд пришел к выводу, что при исчислении подлежащего уплате ответчиком за 2010г. земельного налога истцом неверно применена налоговая ставка 1,5 % ко всей площади земельного участка. В силу ст. 394 НК РФ, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать, в том числе, 0,3 процента в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса; 1,5 процента в отношении прочих земельных участков. В соответствии с п. 3, 3.1.3.4. раздела Положения о взимании земельного налога на территории муниципального образования «город Томск», утвержденного решением Думы г.Томска № 320 от 31.10.2006 г. земельный налог на территории муниципального образования "Город Томск" взимается от кадастровой стоимости земельного участка по следующим ставкам: - в размере 0,18 процента в отношении земельных участков занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) - в размере 1,5 процента в отношении прочих земельных участков. В силу ст.ст. 16, 19 Жилищного Кодекса РФ квартира относится к жилым помещениям, совокупность которых составляет жилищный фонд. Как следует из кадастрового паспорта земельного участка по <адрес> в <адрес> его разрешенным использованием является –эксплуатация здания с жилыми и нежилыми помещениями( магазин, гараж, хозяйственные пристройки). Из свидетельств о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ(л.д. 27,29,30) следует, что ответчик является собственником расположенных на первом этаже здания по <адрес> нежилых помещений № площадью <данные изъяты>., №,№ площадью <данные изъяты>., а также десятикомнатной <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной в этом же здании. Из Постановления мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № з следует, что земельный участок по адресу : <адрес> площадью <данные изъяты>. был предоставлен Долгушину М.Е. в собственность для эксплуатации и обслуживания здания с жилыми и нежилыми помещениями. При этом, пунктами 2,2.1, 2.2., 3,3.1.,3.2 Постановления определены доли его в праве собственности на земельный участок для эксплуатации жилых помещений и гаража с хозяйственными постройками- <данные изъяты>, для эксплуатации нежилых помещений магазина- <данные изъяты>; установлена облагаемая площадь налога: для эксплуатации жилых помещений и гаража с хозяйственными постройками- <данные изъяты> кв.м., для эксплуатации нежилых помещений магазина- <данные изъяты> кв.м. Из Приложения к Постановлению мэра (проект границ земельного участка) следует, что площадь земельного участка равна <данные изъяты>., из них : под магазином- <данные изъяты>., под гаражом и хозяйственными пристройками-<данные изъяты>., под квартирой <данные изъяты> Изложенное подтверждает доводы ответчика о том, что часть принадлежащего ему земельного участка по <адрес>, площадью <данные изъяты> занята жилищным фондом, к которому согласно названному Постановлению мэра и в соответствии с Приложением к нему отнесены квартира, а также гараж с хозяйственными пристройками, и используется для его обслуживания и эксплуатации, а часть земельного участка площадью <данные изъяты>. занята нежилыми помещениями и используется для их обслуживания и эксплуатации. При этом, в целом земельный участок используется ответчиком в рамках установленного вида его разрешенного использования – для эксплуатации и обслуживания здания с нежилыми и жилыми помещениями в соответствии с п. 2 ст.7 Земельного кодекса РФ, согласно которому земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением, их правовой режим определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования. С учетом норм действующего законодательства и установленных обстоятельств, расположения на принадлежащем ответчику земельном участке, как объектов жилищного фонда, так и нежилых помещений магазина, суд считает, что исчисление земельного налога за 2010г. в отношении данного земельного участка должно осуществляться с применением двух налоговых ставок. При этом к площади земельного участка <данные изъяты>., занятой объектами жилищного фонда применяется налоговая ставка в размере 0,18 процента (п. 3.1 Положения о взимании земельного налога на территории муниципального образования «город Томск», утвержденного решением Думы г.Томска № 320 от 31.10.2006 г. ) к остальной площади этого земельного участка-<данные изъяты>, занятой нежилыми помещениями применяется налоговая 1,5 процента его кадастровой стоимости(п.3.4. Положения). Применение двух налоговых ставок при исчислении земельного налога за один земельный участок законодательству не противоречит, и более того, предусмотрено п.5 Разъяснений Министерства финансов РФ в Письме от 16.11.2006г № 03-06-02-02/138, которыми, как следует из Письма ФНС от 30.11.2006г. № ММ-6-21/1159 «О земельном налоге» надлежит руководствоваться налоговым органам в своей работе. Письмо ФНС от 27.06.2011г. № 3Н-4-11/10181, которым рекомендовано налоговым органам руководствоваться Письмом Министерства финансов РФ от 24 мая 2011 г. N 03-05-04-02/50 и при исчислении земельного налога в отношении земельного участка, принадлежащего одному налогоплательщику, из земель населенных пунктов с более чем одним видом разрешенного использования применять налоговую ставку, установленную в отношении того вида разрешенного использования земельного участка, которому соответствует установленная для данного земельного участка кадастровая стоимость, является мнением ФНС России по поводу применения налоговых ставок и правовых норм не содержит. При этом суд учитывает, что в силу пункта 7 статьи 3 Налогового Кодекса РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). Применение налоговой ставки 1,5 % предусмотренной для исчисления налога в отношении прочих земельных участков, к площади земельного участка, занятой жилищным фондом, для налогообложения которой предусмотрена ставка 0,18 % не соответствует законодательству, нарушает права ответчика, нарушает принцип равенства налогообложения. Отсутствие у налогового органа при исчислении налога сведений о площади части земельного участка, занятой жилищным фондом, не может служить основанием для ограничения прав ответчика уплачивать земельный налог по установленной законом ставке. Исходя из установленных обстоятельств, судом произведен следующий расчет земельного налога за 2010г. <данные изъяты>кадастровая стоимость земельного участка) : <данные изъяты>общая площадь земельного участка) х <данные изъяты>. (площадь занятая жилищным фондом) х <данные изъяты> :<данные изъяты>=<данные изъяты> рублей <данные изъяты>. : <данные изъяты>. х <данные изъяты> кв.м. (площадь, занятая нежилыми помещениями) х <данные изъяты> : <данные изъяты>= <данные изъяты> рублей. Всего: <данные изъяты>+ <данные изъяты>= <данные изъяты> рублей. Таким образом, с ответчика подлежит взысканию земельный налога за 2010 год в размере <данные изъяты>. Статьей 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщика своевременно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Согласно ст. 75 НК РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязательства по уплате налогов и сборов начисляется пеня из расчета 1/300 ставки рефинансирования. Уведомление об уплате налога было направлено в адрес налогоплательщика ( л.д. 10, 17) ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в соответствии с п.2 ст. 52 НК РФ : в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление не позднее 30 дней до наступления срока платежа Таким образом, исчисление срок пени с ДД.ММ.ГГГГ правомерно. Ставка рефинансирования с ДД.ММ.ГГГГсоставляет 8,25 %, согласно Указанию ЦБ РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2618-У. Требование об уплате налога и пени ( л.д. 7-9), исполнено не было. Учитывая, сумму подлежащего уплате земельного налога, просрочку ответчика исполнения обязанности по уплате налога за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве пени подлежит взысканию <данные изъяты> (<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> – <данные изъяты> ставки рефинансирования (<данные изъяты>) = <данные изъяты>). В соответствии со ст.ст.98, 103 ГПК РФ, исходя из размера удовлетворенных требований взысканию с ответчика подлежит государственная пошлина от уплаты которой истец, в силу закона освобожден. Размер, рассчитанный в порядке ст. 333.19 НК РФ, составит <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ : Исковые требования Инспекции федеральной налоговой службы России по г.Томску удовлетворить частично. Взыскать с Долгушина М.Е. в пользу соответствующего бюджета задолженность по земельному налогу за 2010г. в размере <данные изъяты>, пени в размере <данные изъяты>. Взыскать с Долгушина М.Е. в доход местного бюджета <данные изъяты> в счет государственной пошлины. Взыскание налога, пени, осуществить по реквизитам: <данные изъяты> Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи кассационной жалобы через суд Советского района г.Томска в течении 10 дней. Судья На момент опубликования решение не вступило взаконную силу.