решение о включении периодов работы в специальный стаж лечебной деятельности



№ 2-2391/2011

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

04 октября 2011 года Советский районный суд города Томска в составе:

председательствующего Шукшиной Л.А.

с участием представителя истица Юдниковой И.А., выступающей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на 3 года,

представителя ответчика Драчевой С.Б., выступающей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре Ананьевой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске гражданское дело по иску Пикаревской И.В. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области о включении периодов работы в специальный трудовой стаж, назначении трудовой пенсии по старости досрочно,

установил:

Пикаревская И.В. обратилась в суд с иском к ГУ-УПФ РФ в г. Томск о включении периодов работы в специальный трудовой стаж, назначении трудовой пенсии по старости досрочно в связи с лечебной деятельностью, в обоснование заявленных требований ссылаясь на следующие обстоятельства.

Пикаревская И.В. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ГУ-УПФ РФ в г. Томск за назначением трудовой пенсии по старости досрочно в связи с лечебной деятельностью. Решением от ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал в назначении пенсии досрочно, сославшись на недостаточность специального стажа.

Не согласившись с решением, истец обратилась в суд, просит обязать ответчика назначить трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью досрочно с ДД.ММ.ГГГГ, включив в специальный стаж следующие периоды:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – курсы первичной специализации в период работы в Томской центральной районной больнице;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – цикл усовершенствования в СГМУ в период работы в Узловой больнице на ст. Томск-2;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа в качестве врача-педиатра в негосударственном медицинском учреждении «Лечебно-диагностический центр» (далее по тексту НМУ «ЛДЦ»).

Истец в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, что судом удовлетворено.

В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал по основаниям, указанным в иске.

Представитель ответчика иск не признала, пояснив, что для назначения пенсии досрочно как лицу, осуществляющему лечебную деятельность в городах, истцу необходим стаж в количестве 30 лет, тогда как Пикаревской И.В. засчитаны периоды работы общей продолжительностью 28 лет 8 месяцев 14 дней. Период работы в НМУ «ЛДЦ» исключен из льготного на том основании, что данное учреждение не входит в систему учреждений здравоохранения. Относительно периодов повышения квалификации полагает, что истцом не представлены доказательства того, что обучение проходило без отрыва от производства.

Суд, заслушав участников процесса, изучив письменные доказательства по делу, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

При этом ст. 19 Конституции РФ провозглашает равенство прав и свобод без какой-либо дискриминации.

Федеральный закон № 173-ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в РФ" устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.

В силу ст. 7 ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

При этом трудовое законодательство предусматривает возможность досрочного назначения пенсии.

Так в соответствии с п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, независимо от их возраста.

В силу п. 2 ст. 27 названного закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 за № 781 утверждены Списки и Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Предметом рассмотрения является период работы в качестве врача-педиатра с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Следовательно, применению подлежит Список, утвержденный постановлением Правительства ДД.ММ.ГГГГ .

Из материалов дела следует, что в спорный период времени истец работала в качестве врача-педиатра в негосударственном медицинском учреждении «Лечебно-диагностический центр», где работает по настоящее время.

Данное обстоятельство подтверждается записью в трудовой книжке , заполненной на имя истца, трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ, должностной инструкцией, амбулаторными картами пациентов, представленных в материалы дела, журналом учета пациентов, уточняющей справкой, выданной НМУ «ЛДЦ» ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из лицевого счета застрахованного лица.

Следовательно, с учетом спорного периода применению подлежит Список, утвержденный постановлением Правительства 29 октября 2002 № 781, в который входит должность врача всех наименований. Списком предусмотрен перечень учреждений здравоохранения, который предусматривает центры, осуществляющие лечебную деятельность. При этом центр должен входить в систему государственных или муниципальных учреждений либо иметь ведомственную принадлежность к органам государственной или муниципальной власти.

Характер, условия труда и функциональные обязанности истца в спорный период времени ответчиком под сомнение не поставлены, подтверждены вышеперечисленными документами, основанием для отказа во включении данного периода в льготный стаж послужила только организационно-правовая форма учреждения, где в рассматриваемый период времени протекала трудовая деятельность истца.

Суд не соглашается с мнением ответчика о том, что на пенсионные права гражданина может повлиять данный критерий.

Действительно, Списком предусмотрены учреждения здравоохранения определенных наименований, которые входят в систему государственных или муниципальных учреждений, за исключением коммерческих организаций.

Однако Правительство РФ не наделено полномочиями самостоятельно регулировать пенсионные отношения медицинских работников и по своему усмотрению вводить дополнительные по сравнению с законом ограничения права на пенсионное обеспечение за выслугу лет.

Установлено, что НМУ «ЛДЦ» является учреждением, оказывающим медицинскую, профилактическую помощь населению в области охраны здоровья.

Устав НМУ «ЛДЦ», утвержденный ДД.ММ.ГГГГ закрепляет, что основными видами деятельности учреждения являются оказание амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи, санаторно-курортной помощи, проведение научных исследований в области здравоохранения.

НМУ «ЛДЦ» имеет лицензии Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и Комитета по лицензированию Томской области на осуществление медицинской деятельности с перечнем работ и услуг, которые соотносятся со Списком должностей и учреждений.

Обществу присвоены соответствующие коды общероссийского классификатора видов экономической деятельности (информационное письмо Томскстата от ДД.ММ.ГГГГ ), согласно штатным расписаниям за 2006-2010 годы, структурой НМУ «ЛЦД», утвержденной ДД.ММ.ГГГГ должности работников учреждения соответствуют наименованиям должностей, перечисленным в Списке должностей и учреждений.

То обстоятельство, в чьем ведении находятся эти учреждения и кому принадлежит закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, частной структуре, само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий.

Суд полагает, что досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную деятельность, так же как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста, не может быть поставлено исключительно в зависимость то такого критерия как принадлежность учреждения, где трудовая деятельность протекала.

В противном случае, граждане, относящиеся к одной и той же по характеру профессиональной деятельности категории, испытывающие одинаковые психофизиологические нагрузки, оказались бы в неравном положении: те из них, у кого часть необходимого для назначения досрочной пенсии стажа лечебной деятельности была приобретена в период работы в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, право на назначение пенсии ранее достижения общего пенсионного возраста не имеют.

С учетом данных обстоятельств суд полагает, что НМУ «ЛЦД», не смотря на принадлежность к частному сектору, является учреждением здравоохранения, работа в котором должна быть засчитана в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Помимо прочего, суд находит обоснованными и требования о включении в льготный стаж периода нахождения на курсах первичной специализации в период работы в Томской центральной районной больнице и цикл усовершенствования в СГМУ в период работы в Узловой больнице на ст. Томск-2.

Согласно приказу главного врача <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истец была направлена на первичную специализацию по детскому туберкулезу, проводимую на базе обл. туб. диспансера (так указано в приказе), а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила цикл усовершенствования в СГМУ в период работы в Узловой больнице на ст. Томск-2.

В силу действовавшего на момент прохождения курсов повышения квалификации законодательства, подготовка к профессиональной деятельности, в том числе повышение квалификации, включалась в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 Закона (ст. 91 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации»). Статья 112 ранее действовавшего КЗоТ РФ также предусматривала, что при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.

В силу п. 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Исходя из этого, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской федерации.

Поскольку прохождение соответствующих курсов повышения квалификации на основании приказа руководителя является обязательной частью трудовой деятельности истца, то период нахождения на специализации должен включаться в специальный стаж в календарном исчислении.

В соответствии с п. 21 Рекомендации Международной организации труда от 24 июня 1974 года N 9148 "Об оплачиваемых учебных отпусках" предусмотрено, что период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы, в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений прав на основе национального законодательства или правил коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике.

Согласно п. 1 ст. 173 ТК РФ работникам, направленным на обучение работодателем, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением заработка.

Таким образом, совокупность действующих в спорные периоды нормативных актов свидетельствует о том, что работник направлялся на курсы повышения квалификации с сохранением заработной платы, следовательно, исключение данных периодов из трудового стажа истца, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии, незаконно, и подлежат включению в специальный стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии досрочно.

В соответствии с п. 1 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).

Суд пришел к выводу о включении периодов:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – курсы первичной специализации в период работы в Томской центральной районной больнице, продолжительностью 1 месяц 1 день;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – цикл усовершенствования в СГМУ в период работы в Узловой больнице на ст. Томск-2, продолжительностью 1 месяц 29 дней;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа в качестве врача-педиатра в негосударственном медицинском учреждении «Лечебно-диагностический центр» (далее по тексту НМУ «ЛДЦ»), продолжительностью 2 года 9 месяцев 3 дня.

С учетом самостоятельно включенных ответчиком периодов работы общей продолжительностью 28 лет, 8 месяцев 14 дней, периодов, включенных судом, общей продолжительностью в 3 года 3 дня, суммарная продолжительность льготного стажа составляет 31 год 8 месяцев 17 дней, что более чем достаточно для назначения пенсии по старости досрочно в связи с лечебной деятельностью.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Пикаревской И.В. удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Томске Томской области включить Пикаревской И.В. в специальный стаж, связанный с осуществлением лечебной деятельности, предусмотренный подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ № 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – курсы первичной специализации в период работы в Томской центральной районной больнице продолжительностью 1 месяц 1 день;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – цикл усовершенствования в СГМУ в период работы в Узловой больнице на ст. Томск-2, продолжительностью 1 месяц 29 дней;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа в качестве врача-педиатра в негосударственном медицинском учреждении «Лечебно-диагностический центр», продолжительностью 2 года 9 месяцев 3 дня.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Томске Томской области назначить с ДД.ММ.ГГГГ Пикаревской И.В. трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через суд Советского района г. Томска.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Судья: Л.А. Шукшина

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>