о признании членом семьи гагимателя



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 октября 2011 года Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего Карелиной Е.Г.,

при секретаре Вершининой Ю.А.,

представителя истца Сиротина Д.Н., выступающего на основании доверенности от 08.09.2011 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по исковому заявлению Шевченко З.Ю. к администрации Советского района г. Томска о признании членом семьи нанимателя жилого помещения, признании права пользования жилым помещением,

УСТАНОВИЛ:

Шевченко З.Ю. обратилась в суд с иском к администрации Советского района г. Томска о признании членом семьи А А, умершей ДД.ММ.ГГГГ, являющейся нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 46,9 кв.м., жилой площадью 26 кв.м., признании права пользования данным жилым помещением и возложении обязанности заключить с ней договор социального найма указанного жилого помещения.

В обоснование исковых требований указала, что с ДД.ММ.ГГГГ она, ее мать – В, отец – Ю, бабушка – А, сестра – Е проживали одной семьей в <адрес> по адресу: <адрес>. Квартира состояла из двух комнат, жилой площадью 38 кв.м., общей площадью 61,2 кв.м.

Из-за конфликтных отношений между родителями, и по их инициативе решением объединенной администрации Кировского и Советского округов от ДД.ММ.ГГГГ лицевой счет на жилое помещение был разделен: истцу, В, Е и сыну ЕМ, родившемуся ДД.ММ.ГГГГ открыт лицевой счет на комнату площадью 12 кв.м., а Ю и А на комнату 26 кв.м.

О разделе лицевых счетов истцу известно не было, она продолжала проживать с бабушкой как член ее семьи, ухаживала за ней, помогала и заботилась о ней в период болезни, они совместно готовили и употребляли пищу, вели хозяйство.

Решением объединенной администрации Кировского и Советского округов от ДД.ММ.ГГГГ . Е, и ее несовершеннолетних детей М и Р переселили в <адрес>.

В 2004 г. А умерла, в 2010 г. умер Ю, после чего истец узнала о том, что лицевые счета разделены. Поскольку проживала в комнате бабушки одной семьей с ней, оплачивала коммунальные платежи за квартиру, истец считает, что является членом семьи нанимателя А и имеет право пользования спорным жилым помещением на условиях социального найма.

В судебное заседание истец Шевченко З.Ю не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие с участием представителя.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ настаивала на удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в иске. Поясняла, что квартира по адресу: <адрес> является трехкомнатной, состоит из зала, двух спален, кухни, санузла. В этой квартире истец проживала с рождения с родителями, сестрой и бабушкой- А, которая являлась нанимателем всей квартиры. Она (Шевченко З.Ю.) проживала вместе с бабушкой в большой комнате(зале), где находились все её вещи в бабушкином шкафу, стояла её раскладушка, стол за которым она делала уроки. В одной спальне площадью 12 кв.м. проживала её мать В с сестрой –Семеновой Е.Н., в другой спальне жил отец Ю, поскольку родители находились в разводе. О том, что в 2000 году произошел раздел лицевых счетов и она(Прибыткова З.Ю.) вписана в лицевой счет матери, истец не знала, продолжала проживать с А, вместе с которой готовили еду, питались, убирали квартиру. Проживать в комнате с мамой и сестрой было невозможно, поскольку комната была маленькая и в ней размещалась только одна кровать. До смерти бабушки она(истец) вела с ней совместное хозяйство, общий бюджет, мыла полы, стирала свои и бабушкины вещи, вместе с ней готовили пищу, питались, отмечали праздники, ездили в гости. Когда появился самостоятельный заработок, она помогала бабушке денежными средствами, по мере возможности платила за квартиру, в период болезни бабушки ухаживала за ней, готовила еду, кормила ее. В 2004 г. бабушка умерла, похороны организовывали и оплачивали совместно с матерью, поскольку отец злоупотреблял спиртными напитками. После смерти бабушки оплатила всю задолженность по коммунальным услугам за жилое помещение, продолжала проживать в её комнате. В связи с заключением брака она (истец) временно с 2006г. по 2007год проживала с родителями мужа, однако, ухаживала за комнатами бабушки и отца, после прекращения семейных отношений с мужем, снова вселилась в квартиру бабушки. Другого жилья в собственности не имеет, права пользования комнатой матери не имеет, поскольку после раздела лицевых счетов никогда в этой комнате не проживала. С 18.09.2010 г. не проживает в своей комнате, расположенной по адресу: <адрес>, поскольку в ней провалился пол, обвалились стены. Полагает, что являлась членом семьи нанимателя –Прибытковой А.И. и имеет право пользования комнатами указанной квартиры жилой площадью 26 кв.м. на условиях социального найма.

Представитель истца Сиротин Д.Н., уточнив исковые требования, просил признать Шевченко З.Ю. членом семьи А, являющейся нанимателем 2 комнат жилой площадью 26 кв.м. в жилом помещении по адресу: <адрес>, признать за Шевченко З.Ю. право пользования на условиях социального найма двумя комнатами жилой площадью 26 кв.м. в жилом помещении по адресу: <адрес>. На удовлетворении исковых требований настаивал по основаниям, изложенным в иске.

Представитель администрации Советского района г. Томска Сукач М.Е., выступающий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. О причинах неявки не сообщил. В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ иск в первоначальной редакции не признал, указав, что истец не проживает в спорных комнатах квартиры 3 <адрес>, является членом семьи своей матери Прибытковой В.В. - нанимателя комнаты в указанной квартире жилой площадью 12 кв. м., следовательно, правом пользования на условиях социального найма спорными комнатами не имеет.

В силу ст. 167 ГПК РФ суд определил о рассмотрении дела в отсутствие истца, представителя ответчика

Выслушав объяснения представителя истца, изучив письменные материалы дела, суд находит исковые требования в уточненной редакции подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 1 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что Жилищный кодекс РФ вводится в действие с 01 марта 2005 года.

По общему правилу вновь принятый правовой акт регулирует только те правоотношения, которые возникают после вступления его в законную силу, если иное не предусмотрено в самом акте.

Согласно ст.5 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, он применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.

Учитывая, что к спорным правоотношениям применяются нормы материального права, которые действовали на момент их возникновения, в качестве оснований заявленного иска истец указывает на вселение в качестве члена семьи нанимателя и льного наймая, «признание» изложенным в иске.

было известно ранее, заявит ходатайтсво «о» передаче дела еявившихся лпроживание в квартире с момента вселения в 07.03.1985 г. по настоящее время, спор о признании истца членом семьи нанимателя, признании за истцом права пользования жилым помещением до 01.03.2005г. подлежит разрешению по нормам Жилищного кодекса РСФСР, а после 01.03.2005г. по нормам Жилищного кодекса РФ.

Согласно ст.53 Жилищного кодекса РСФСР ( далее – ЖК РСФСР) к членам семьи нанимателя относятся супруг нанимателя, их дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя, если они проживают совместно с нанимателем и ведут с ним общее хозяйство. Члена семьи нанимателя, проживающие совместно с ним, пользуются наравне с нанимателем всеми правами и несут все обязанности, вытекающие из договора найма жилого помещения.

В силу ст. 54 ЖК РСФСР было предусмотрено, что наниматель вправе в установленном порядке вселить в занимаемое им жилое помещение своего супруга, детей, родителей, других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и иных лиц, получив на это письменное согласие всех совершеннолетних членов своей семьи. На вселение к родителям их детей, не достигших совершеннолетия, не требуется согласия остальных членов семьи. Граждане, вселенные нанимателем в соответствии с правилами настоящей статьи, приобретают равное с нанимателем и остальными членами его семьи право пользования жилым помещением, если эти граждане являются или признаются членами его семьи (статья 53) и если при вселении между этими гражданами, нанимателем и проживающими с ним членами его семьи не было иного соглашения о порядке пользования жилым помещением.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке вселять в занимаемое жилое помещение иных лиц.

Исходя из смысла ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

Согласно п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" под ведением общего хозяйства, являющимся обязательным условием признания членами семьи нанимателя других родственников и нетрудоспособных иждивенцев, следует, в частности, понимать наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т.п.

В судебном заседании установлено, что А ДД.ММ.ГГГГг.р. являлась ответственным нанимателем жилого помещения по <адрес>, была зарегистрирована и проживала в нем с ДД.ММ.ГГГГ по день смерти ДД.ММ.ГГГГ

В квартире были зарегистрированы и проживали в качестве членов её семьи: с ДД.ММ.ГГГГ -Ю(сын), с ДД.ММ.ГГГГ- В(сноха), с ДД.ММ.ГГГГ (регистрация с ДД.ММ.ГГГГ)- Прибыткова З.Ю. (внучка), а также Е(дочь снохи) и её сын Ю Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями сторон, свидетельством о рождении серии I-ОМ от ДД.ММ.ГГГГ, справками паспортного стола УМП Единый расчетно-кассовый центр г. Томска (л.д. 6, 17), свидетельством о смерти !-(л.д. 8).

На основании решения жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ объединенной администрации Кировского и Советского округов в спорном жилом помещении открыты отдельные лицевые счета на две комнаты площадью 26 кв.м. на имя А с включением в лицевой счет Ю и на комнату площадью 12 кв.м. на В с включением в лицевой счет Е, Прибытковой З.Ю., Ю (л.д. 10).

На основании решения жилищной комиссии объединенной администрации Кировского и Советского округов от ДД.ММ.ГГГГ Е переселена из квартиры <адрес> (л.д.11).

Справка о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ подтверждает, что после заключения брака с Ш ДД.ММ.ГГГГ истцу присвоена фамилия Шевченко.

Из справок паспортного стола , УМП Единого расчетно-кассового центра г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ следует, что в комнате жилой площадью 12 кв.м. в жилом помещении по адресу: <адрес> зарегистрированы Шевченко З.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ, и В с ДД.ММ.ГГГГ, являющаяся ответственным нанимателем, в комнате жилой площадью 26 кв.м., зарегистрированы Ю с ДД.ММ.ГГГГ и А с ДД.ММ.ГГГГ, являющаяся ответственным нанимателем (л.д. 7, 17).

Согласно свидетельствам о смерти I-ОМ от ДД.ММ.ГГГГ, I-ОМ А умерла ДД.ММ.ГГГГ, Ю умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8,9).

Поскольку Шевченко З.Ю. является внучкой А- нанимателя 2 комнат жилой площадью 26кв.м. в квартире <адрес>, для признания ее членом семьи нанимателя, а также права пользования указанным жилым помещением истцу необходимо доказать, что в жилое помещение она вселилась с согласия нанимателя в установленном порядке, совместно проживала с ним и вела общеё хозяйство, прав на иное жилое помещение не имеет.

Как следует из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Шевченко З.Ю. не имеет в собственности объектов недвижимого имущества.

Свидетель В – мать Шевченко З.Ю. показала, что после заключения брака с Ю вселилась в квартиру <адрес>, с согласия свекрови - А, которая являлась ответственным нанимателем квартиры, совместно с ней проживали и вели общее хозяйство. Вместе с мужем и дочерью от первого брака – Е занимали в квартире комнату площадью 12 кв.м., в которой также проживала Шевченко З.Ю.(Шевченко), родившаяся в ДД.ММ.ГГГГ Когда Шевченко З.Ю. исполнилось 3 года, по предложению А, она стала проживать в её комнате –зале, где сначала спала вместе с бабушкой, а когда подросла –на раскладушке. Все вещи Шевченко З.Ю. находились в шкафу общем с бабушкой, в комнате, которую занимали Шевченко З.Ю. и А находились школьные учебники, письменные принадлежности Шевченко З.Ю., уроки она делала за бабушкиным столом, стоящем в зале. А готовила для Шевченко З.Ю., кормила её, Шевченко З.Ю. мыла полы в квартире, посуду, ходила в магазин. После развода с мужем, она (В) осталась проживать в квартире, однако, лицевой счет в 2000 году был разделен: дочери и внук –Семенов В.Ю. были вписаны в лицевой счет на комнату 12 кв.м., нанимателем которой стала она(В), а Ю был вписан в лицевой счет на 2 жилые комнаты, площадью 26 кв.м., нанимателем которых стала А Несмотря на разделение лицевого счета, истец по прежнему проживала с бабушкой, в комнату 12 кв. м. не вселялась. Содержали Шевченко З.Ю. она(В) и бабушка, поскольку муж злоупотреблял спиртными напитками, но общее хозяйство истец вела с бабушкой, пользовались общими вещами, когда у Шевченко З.Ю. появился самостоятельный заработок, у них с бабушкой был совместный бюджет, который расходовался на их общие нужды. До смерти бабушки Шевченко З.Ю. осуществляла уход за ней, готовила, кормила, покупала необходимые лекарства, продукты, убирала в комнатах. После смерти бабушки она и истец организовали похороны, Шевченко З.Ю. продолжала проживать в комнате А, оплатила задолженность по коммунальным услугам. С 2006 по 2007год истец временно проживала в квартире родителей мужа, после фактического прекращения брачных отношений вернулась в квартиру бабушки, где проживала до 2010г. В настоящее время жить в спорных комнатах невозможно, в связи с разрушением пола, поэтому Шевченко З.Ю. живет у сожителя.

Свидетели К, З показали в судебном заседании, что неоднократно до и после 2000 года посещали квартиру <адрес> Шевченко З.Ю. проживала в комнате бабушки- А, спала сначала на раскладушке, потом на кресле-кровати, пользовалась общими с бабушкой вещами: шкафом, где хранилась одежда, столом. В комнате, в которой проживала А, находились игрушки, учебники Шевченко З.Ю. кресло на котором она спала. Шевченко З.Ю. ходила в магазин за продуктами, убирала в комнатах, мыла полы, посуду, стирала вещи и свои и бабушкины, когда у Шевченко З.Ю. появился свой заработок, у них с А велся общий бюджет, в последние годы жизни А истец ухаживала за ней.

Свидетель О подтвердила, что истец проживала с бабушкой. А помогала Шевченко З.Ю. делать уроки, кормила ее. В комнате, в которой проживала А находилась раскладушку, на которой спала Шевченко З.Ю.. Когда Шевченко З.Ю. подросла, то помогала бабушке: готовила, стирала, ходила в магазин. В комнате, в которой В, Шевченко З.Ю. никогда не жила, её вещей там не было. Инициатива проживания Шевченко З.Ю. с бабушкой, исходила от самой А, которая очень любила свою единственную родную внучку. Свидетель О показал, что до и после 2000 года неоднократно посещал квартиру <адрес>, поскольку общался с сестрой истца Е Евгенией. Утверждал, что Е проживала вместе с матерью В и детьми в маленькой комнате, Шевченко З.Ю. проживала в комнате бабушки. В комнате, где жила Е истец не жила, её вещей не было.

Оснований для критической оценки показаний указанный свидетелей суд не находит, они последовательны, непротиворечивы согласуются с другими доказательствами. Свидетели уверено поясняли о расположении комнат в квартире, мебели в комнатах, их показания согласуются друг с другом и с пояснениями истца, в связи с чем, суд не сомневается, что свидетели действительно посещали спорную квартиру и дают правдивые показания.

В соответствии со ст. 153 ЖК РФ одной из обязанностей по договору социального найма жилого помещения является обязанность нанимателя по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги. На основании ч. 2 ст. 69 ЖК РФ члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности.

Показания свидетеля В о том, что истец оплатила коммунальные услуги за комнаты, занимаемые совместно с А подтверждаются квитанциями за ЖКУ, кассовым чеком(л.д. 23,34), что подтверждает доводы истца о выполнении ею обязанностей члена семьи нанимателя.

Оценивая представленные доказательства, суд считает установленным, что Шевченко З.Ю. до раздела лицевых счетов с согласия нанимателя А и в качестве члена её семьи вселена в квартиру <адрес>, после раздела лицевых счетов, продолжила проживать в комнате нанимателя А, пользовалась общим с ней имуществом, вела совместное с ей хозяйство и общий бюджет, до настоящего времени оплачивает коммунальные услуги за комнаты, в связи с чем, является членом семьи нанимателя А

В комнату нанимателя В, жилой площадью 12 кв.м. истец не вселялась, после раздела лицевых счетов совместно с нанимателем не проживала и общее хозяйство не вела, в связи с чем, права пользования указанной комнатой не приобрела, факт регистрации истца в указанной комнате право пользования ею не порождает.

Как следует из представленного стороной ответчика акта от ДД.ММ.ГГГГ, составленного со слов Н истец в спорном жилом помещении не проживает, в квартире отсутствует дверь, предметы мебели, квартира находится в антисанитарном состоянии.

Вместе с тем, свидетели подтвердили, а сторона ответчика не оспаривала, что непроживание в настоящее время истца в спорных комнатах вызвано аварийностью жилого помещения, а также тем, что отец Шевченко З.Ю. – Ю, умерший ДД.ММ.ГГГГ злоупотреблял спиртными напитками, продал всю мебель из квартиры, то есть является в настоящее время вынужденным. Указанное обстоятельство подтверждается также справкой ФГУП «Ростехинвентаризация» ДФГУП от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которой физический износ строения по адресу: <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 69 процентов (л.д. 12).

Из представленных документов, очевидно, что истец не имеет в собственности и пользовании иного жилого помещения.

С учетом изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Шевченко Шевченко З.Ю. удовлетворить.

Признать Шевченко Шевченко З.Ю. членом семьи А, являющейся нанимателем двух комнат жилой площадью 26 кв.м. в жилом помещении по адресу: <адрес>.

Признать за Шевченко Шевченко З.Ю. право пользования на условиях социального найма двумя комнатами жилой площадью 26 кв.м. в жилом помещении по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 дней через Советский районный суд г. Томска.

Судья:

На момент опубликования решение не вступило в законную силу.