РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 27.07.2011 года суд Советского района г. Томска в составе: председательствующего Величко М.Б., при секретаре Комаровой А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Советского района г. Томска, выступающего в интересах Полухиной АО к Администрации города Томска о внеочередном предоставлении жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Прокурор Советского района г. Томска обратился в суд с иском к Администрации г. Томска о внеочередном предоставлении жилого помещении Полухиной АО. Указывая, что в соответствие со ст. 1 ФЗ РФ от 21.12.1996 № 159- «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения» и ст. 2 Закона Томской области от 19.08.1999 « О социальной она относится к категории детей сирот, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, в Томской области», Полухина АО имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения, ее родители О Николаевич и Н были лишены родительских прав по решения суда. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Полухина АО находилась на полном государственном обеспечении в ...... ДД.ММ.ГГГГ Полухина АО окончила ГОУ ВПО «......». Во время обучения истец проживала в общежитии университета. В настоящее время постоянного места жительства не имеет, жилых помещений в собственности не имела и не имеет, жилое помещение за ней закреплено не было. Решением общественной комиссии по жилищным вопросам Администрации Советского района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ №. была принята на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма, на основании п.1 ст. 51 ЖК РФ, а также взята на учет как лицо из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ее общая очередь №. На основании изложенного и со ссылками на ФЗ № 159- ФЗ от 21.12.1996г., ст.ст. 50, 57 ЖК, ст.ст. 2,3 Закона Томской области от 11.09.2007г. № 188-ОЗ РФ просит обязать администрацию г. Томска вне очереди предоставить ей по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте г. Томска. Представитель третьего лица - Администрации Томской области Тараненко ЛЮ., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. №, полагала требования подлежащими удовлетворению. Представитель ответчика - Администрации г. Томска Миронова ДЮ, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, иск не признала по доводам изложенным в отзыве. В отзыве на исковое заявление указано, что администрация г. Томска не является надлежащим ответчиком, не нарушала прав истца на основании чего в иске должно быть отказано. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Полухиной АО., подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 8 Федерального Закона №159 от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В силу ч.1, подпункта 2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации - жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Как следует из представленных документов, Полухина АО с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осталась без попечения родителей, находилась на полном государственном обеспечении в ....... В последующем поступила и окончила ДД.ММ.ГГГГ ГОУ ВПО «......». Указанные обстоятельства подтверждаются следующими письменными доказательствами: - свидетельством о рождении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7); - решением ...... суда ...... от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому О лишен родительских прав в отношении детей Полухиной АО, ДД.ММ.ГГГГг.р. и И, ДД.ММ.ГГГГг.р. (л.д. 8-10); - решением ...... суда ...... от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Н лишена родительских прав в отношении детей Полухиной АО, ДД.ММ.ГГГГг.р. и И, ДД.ММ.ГГГГг.р. (л.д. 11); - справкой от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которой Полухина АО действительно находилась с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ «......» (......); - дипломом № от ДД.ММ.ГГГГ о том, что Полухина АО окончила ГОУ ВПО «......» (л.д. 13); - справкой № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Администрацией Советского района г. Томска подтверждается, что она относиться к категории «лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и проживает по адресу: <адрес> (л.д.18). Сведениями Томского филиала ФГУП «Ростеинвентаризация- Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что до ДД.ММ.ГГГГ, уведомлению право частной собственности Полухиной АО на объекты недвижимости не регистрировалось. Уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии в Едином государственном реестре прав запрашиваемых сведений подтверждается, что права Полухиной АО на объекты недвижимости, в том числе жилые помещения, после ДД.ММ.ГГГГ не регистрировались. Из письма администрации Советского района г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ. № следует, что Полухина АО на основании решения общественной комиссии по жилищным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ., протокол № поставлена на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По состоянию на 2011 год – общая очередь №. Согласно ч.2 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999г. № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства (по месту принятия на учет нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилыми помещениями. В соответствии со ст.1 Закона Томской области от 11.09.2007 года №188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы (ч.1 ст. 1). В силу ч.1 ст. 3 названного Закона органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на: финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со статьей 6 настоящего Закона; запрос и получение сведений, необходимых для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций; использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Частью 2 ст. 3 Закона установлено, что органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов при осуществлении государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций обязаны осуществлять государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями, государственные полномочия по расчету и предоставлению субвенций надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом. В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов: принимают муниципальные правовые акты, устанавливающие расходные обязательства муниципального образования по осуществлению органами местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, переданных настоящим Законом; осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения. Учет осуществляется в соответствии с Законом Томской области от 8 июня 2005 года N 91-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма"; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании. Решением Думы города Томска от 25.12.2007 года №740 «Об осуществлении Администрацией города Томска отдельных государственных полномочий» установлено, что полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, осуществляются Администрацией города Томска. Из распоряжения мэра г. Томска от 04.05.2008г.№ р344 «Об осуществлении переданных государственных полномочий на территории муниципального образования «город Томск» следует, что Администрация г.Томска не передает государственные полномочия, которыми была наделена в силу Закона Томской области от 11.09.2007г. № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения», а устанавливает разграничение обязанностей по их осуществлению между органами администрации, являющимися ее структурными подразделениями (департаментом социальной политики и администрациями районов города). Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод, что на Администрацию г. Томска в рамках осуществления переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, должна быть возложена обязанность предоставить Полухиной АО жилое помещение. Вместе с тем, из вышеприведенных норм законодательства не усматривается обязанность Администрации Томской области выделять финансовые средства на приобретение жилого помещения конкретному ребенку-сироте либо лицу, оставшемуся без попечения родителей. В связи с чем исковые требования, предъявленные к Администрации г. Томска являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению. В то же время, вопросы, касающиеся выделения денежных средств на исполнение государственных полномочий относятся к сфере межбюджетных отношений и разрешаются в соответствии с порядком, установленным Бюджетным кодексом РФ (ст. 140). Гражданин в силу ст.1 и ст. 152 БК РФ не является субъектом бюджетных отношений, в связи с чем субъективное право конкретного физического лица не может быть поставлено в зависимость от наличия либо отсутствия денежных средств, в связи с чем доводы ответчика суд признает несостоятельными. Данный вывод суд также основан на том, что на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях Полухина АО поставлена, и включена в список лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20), обязанность по предоставлению жилого помещения вне очереди не исполнена на протяжении более чем полгода. На протяжении этого периода администрация г. Томска осуществляла данные государственные полномочия, доказательств приостановления или отказа от осуществления этих государственных полномочий не представлено, поэтому отсутствие денежных средств не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований истца. Решением Думы города Томска от 13.12.2005 года №27 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма, которая равна 17,0 квадратным метрам на одиноко проживающего гражданина. В связи с чем Администрацией г. Томска Полухиной АО должно быть предоставлено вне очереди на условиях социального найма жилое помещение, находящееся на территории муниципального образования город Томск, общей площадью не менее 17 кв.м. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Обязать Администрацию города Томска предоставить Полухиной АО вне очереди на условиях социального найма жилое помещение, находящееся на территории муниципального образования город Томск, общей площадью не менее 17 квадратных метров. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение 10 дней. Председательствующий(подпись) Решение вступило в законную силу 20.08.2011