о возложении обязанности оборудовать ИВС



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 октября 2011 г. Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего Карелиной Е.Г.,

при секретаре Вершининой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске гражданское дело по иску прокурора Чаинского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области о возложении обязанности оборудовать ИВС при ОВД по Чаинскому району санитарным пропускником и дезинфекционной камерой,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Чаинского района обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Управлению внутренних дел Российской Федерации по Томской области, в котором просил возложить обязанность на Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области оборудовать ИВС при ОВД по Чаинскому району санитарным пропускником и дезинфекционной камерой в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу. В обоснование требований указал, что изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

В ходе проверки, проведенной прокуратурой Чаинского района Томской области было установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 15.07.1995г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», п. 11 Инструкции «О порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел», утвержденной приказом МВД РФ № 115 Минздрава РФ от 31.12.1999 № 475 в ИВС при ОВД по Чаинскому району отсутствуют санитарный пропускник и дезинфекционная камера. Неисполнение норм указанного законодательства может повлечь ухудшение санитарно-эпидемиологического положения камер ИВС и отрицательно сказаться на здоровье содержащихся в изоляторе лиц.

При рассмотрении дела в связи с переименованием ответчика в Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области, что следует из Положения об Управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области, приказа МВД Российской Федерации от 27.04.11 № 320, наименование ответчика было уточнено.

Представитель прокурора Чаинского района, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. О причинах неявки не сообщил.

В судебном заседании помощник прокурора Советского района г. Томска Емельянов Д.А. настаивал на удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в иске.

Представитель УМВД РФ по Томской области Масленникова И.В., выступающая на основании доверенности от 04.01.2011г. № 61/4, исковые требования не признала, доводы истца не оспаривала, наличие указанных прокурором нарушений подтвердила. Вместе с тем, просила в случае удовлетворения требований прокурора, установить срок для исполнения решения до декабря 2012 года, указав, что требуемый прокурором срок -6 месяцев не достаточен для исполнения судебного решения, поскольку финансирование оборудования изолятора и санитарного пропускника в ИВС главным распорядителем - МВД России возможно не ранее начала 2012года, после чего ответчику потребуется время для поиска подрядчика и проведения работ.

Представитель третьего лица МО МВД России «Чаинский» УМВД России по Томской области Малкова Е.В., выступающая на основании доверенности № 46-1168 от 06.10.2011 г., извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась. О причинах неявки не сообщила.

На основании ст.167 ГПК РФ судом определено о рассмотрении дела при имеющейся явке.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив доказательства, суд находит исковые требования обоснованными.

В силу п.п. 38 п.13 Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел РФ по субъекту РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 01.03.2011г. № 249, территориальный орган обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации содержание задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, и лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также их охрану и конвоирование.

Согласно Положению об Управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области, утвержденного приказом МВД РФ от 27.04.2011г. № 320 (далее –Положение об УМВД РФ по ТО)ответчик является территориальным органом МВД России на региональном уровне, осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через подчиненные территориальные органы на районном уровне, подразделения и организации, созданные для реализации задач и обеспечения его деятельности.

Пунктом 20 Положения об УМВД РФ по ТО предусмотрено, что в полномочия ответчика входит обеспечение в соответствии с законодательством РФ содержания задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, и лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста.

Статьей 7 Федерального закона от 15 июля 1995г. № 103 -ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» установлено, что местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.

Статьей 9 вышеназванного закона установлено, что изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений.

В изоляторах временного содержания в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, могут временно содержаться подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу.

Изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями милиции общественной безопасности (местной милиции) и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Решения об их создании, реорганизации и ликвидации принимаются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Согласно статье 4 Федерального закона от 15 июля 1995г. № 103 -ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства.

В соответствии со ст. 23 названного Федерального закона подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности (часть третья в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 161-ФЗ).

Часть 1 ст. 24 названного Федерального закона предусматривает, что лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 161-ФЗ)

Статьей 16 вышеназванного закона установлено, что в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Согласно п. 11,12 Приказа МВД РФ N 1115, Минздрава РФ N 475 от 31.12.1999 (ред. от 24.12.2009) "Об утверждении Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел" все доставленные для содержания в ИВС лица подвергаются обязательной санитарной обработке в санпропускнике с камерной дезинфекцией вещей, результаты которой заносятся в журнал регистрации дезинфекции (дезинсекции). Лица, пораженные контагиозными кожными (в том числе чесоткой), гнойничковыми и грибковыми заболеваниями, моются отдельно от остальных и в последнюю очередь. Все находившиеся в контакте с ними лица осматриваются медицинским работником ИВС и направляются на дополнительную санитарную обработку. Одежда и постельные принадлежности этих лиц подвергаются камерной обработке, а нательное и постельное белье - дополнительно кипячению и стирке. Подозреваемые и обвиняемые, у которых при осмотре выявлен педикулез, подвергаются санитарной обработке в санпропускнике с применением противопедикулезных препаратов.

В соответствии с п.п. 8.10, 8.13 Инструкции при оказании медицинской помощи лицам, содержащимся в ИВС, медицинские работники ИВС осуществляют организацию и обеспечение проведения дезинфекционных мероприятий, ведение необходимой медицинской документации, в том числе журнала регистрации дезинфекции.

В соответствии со статьей 2 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом министра внутренних дел № 950 от 22 ноября 2005г. в ИВС устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых.

Статьей 3 указанных Правил установлено, что организация и обеспечение режима в ИВС, поддержание в нем внутреннего распорядка возлагается на соответствующего начальника органа внутренних дел, его заместителя-начальника милиции общественной безопасности, начальника ИВС.

В судебном заседании установлено, что требования федерального законодательства при содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в изоляторе временного содержания при ОВД по Чаинскому району не соблюдаются.

В ходе проверки, проведенной ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Чаинского района установлено, что ИВС при ОВД по Чаинскому району находится на первом этаже здания Чаинского РОВД по адресу: <адрес>. В ИВС имеется 6 камер для принудительного содержания общей площадью 57,8 кв.м., которые рассчитаны на содержание 11 лиц. В ИВС отсутствуют санитарный пропускник и дезинфекционная камера для обработки одежды (иных носильных вещей), для обработки вновь прибывших подозревамых и обвинямемых.

Данные обстоятельства представителем ответчика не признавались.

Представителем УМВД Российской Федерации по Томской области также не оспаривалась обязанность УМВД Российской Федерации по Томской области по надлежащему содержанию, оборудованию и ремонту ИВС при ОВД по Чаинскому району.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что в результате неисполнения ответчиком обязанности по надлежащему содержанию, оборудованию камер ИВС при ОВД по Чаинскому району, нарушаются права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в изоляторе.

В силу п.п. 25 п.13 Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел РФ по субъекту РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 01.03.2011г. № 249, финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности территориального органа осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России.

Как следует из п. 38 Положения об УМВД РФ по ТО, к полномочиям УМВД России по Томской области относится осуществление материально-технического обеспечения подчиненных органов и организаций, рационального и эффективного использования бюджетных ассигнований.

Согласно ч.5 ст.9 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти.

Частью 1 статьи 48 БК РФ предусмотрено, что материально-техническое обеспечение деятельности полиции осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на соответствующий год.

ИВС при ОВД по Чаинскому району Томской области является структурным подразделением ОВД по Чаинскому району Томской области и находится в подчинении УМВД по Томской области. УМВД по Томской области обладает организационными полномочиями в сфере распределения бюджетных ассигнований, что признавалось стороной ответчика.

Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

При установленных судом обстоятельствах, учитывая, что отсутствие в изоляторе временного содержания в нарушение действующего законодательства санитарного пропускника и дезинфекционной камеры может повлечь ухудшение санитарно-эпидемиологического положения в ИВС и отрицательно сказаться на здоровье содержащихся в изоляторе лиц, требования прокурора законны и подлежат удовлетворению.

В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Требуемый прокурором срок для устранения нарушений – 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу суд находит разумным и достаточным, поскольку установленные недостатки в настоящее время влекут нарушение прав подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в камерах изолятора. При этом суд также учитывает, что при возникновении препятствий к исполнению судебного решения ответчик вправе в силу ст. 203 ГПК РФ требовать отсрочки исполнения решения суда.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Чаинского района Томской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Возложить обязанность на Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области оборудовать ИВС при ОВД по Чаинскому району Томской области санитарным пропускником и дезинфекционной камерой в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение 10 дней.

Судья

На момент опубликования решение не вступило в законную силу.