№ 2-2901/11 Именем Российской Федерации Р Е Ш Е Н И Е 20 октября 2011 года город Томск У С Т А Н О В И Л: Потрясов В.И. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Томской области о возложении обязанности по перерасчету и назначению с 01.10.2011г. к выплате ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 1235,93 рублей, ежегодной денежной компенсации на оздоровление в размере 1853,81 рублей; возложении обязанности по включению в списки граждан, имеющих право на получение ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, начиная с 01.10.2011г., в размере 1235,93 рублей, задолженности по ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров с индексацией за период с 01.01.2008г. по 30.09.2011г. в размере 10891,98 рублей, ежегодной денежной компенсации на оздоровление с 01.10.2011г. в размере 1853,81 рублей, задолженности по ежегодной денежной компенсации на оздоровление с индексацией за период с 01.08.2008г. по 30.09.2011г. в размере 921,55 рублей; возложении обязанности осуществлять по индексации ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной денежной компенсации на оздоровление. В обоснование заявленных требований указал, что решением Советского районного суда города Томска от 27.09.2007г. на Военный комиссариат Томской области возложена обязанности по перерасчету и назначению с 01.09.2007г. к выплате ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 844,91 рубля и ежегодной денежной компенсации на оздоровление в размере 1267,31 рублей. Указанные ции на оздоровление в размере 1267, 31 рублей. ие продовольственных товаров в размере 844,91 рубля и ежегодной денежной компенскомпенсации с 01.07.2007г. получает в размере, установленном решением суда. Считает, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.12.2007г. № 914 получаемые компенсации должны ежегодно индексироваться с учетом коэффициентов инфляции. В судебном заседании истец поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика Семененко И.Г. иск не признала и пояснила, что требование об индексации выплат удовлетворению не подлежит, поскольку компенсационные выплаты были проиндексированы с учетом прожиточного минимума в РФ. В случае удовлетворения требований это приведет к индексации на основании двух различных критериев одних и тех же выплат за тот же период. В настоящее время индексация производится с учетом постановлений Правительства РФ и в настоящее время истец получает денежные компенсации в большем размере, чем это установлено постановлениями Правительства РФ. Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав и оценив представленные доказательства, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Из положений ст. ст. 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53 вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, - это конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства. В Постановлении от 1 декабря 1997 года «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Конституционным Судом Российской Федерации выражена правовая позиция, согласно которой сам факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами. Из изложенного следует, что как установление, так и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячных денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации. Выплата ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной денежной компенсации на оздоровление предусмотрена статьями 15 и 40 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Частью 3 статьи 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Положения статьи 3 базового Закона предусматривали право граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на получение денежных и иных материальных компенсаций и льгот, но та же норма в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает право указанных граждан на возмещение вреда и меры социальной поддержки. Федеральными законами от 07.08.2000 № 122-ФЗ и от 02.08.2004 № 122-ФЗ в статьи 15 и 40 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» внесены изменения, которыми гражданам, указанным в пункте 3 части 1 статьи 13 названного Закона гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 200 рублей; ежегодная компенсация на оздоровление в размере 300 рублей. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции от 24 ноября 1995 года и от 12 февраля 2001 года), Федеральных законов от 12 февраля 2001 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 19 июня 2000 года "О минимальном размере оплаты труда" и от 7 августа 2000 года "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Октябрьского районного суда города Краснодара, жалобам граждан и общественных организаций чернобыльцев" (пункт 2 резолютивной части) указанные нормы признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе и в части исчисления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью в твердых размерах, исходя из базовой суммы. Во исполнение требований закона Правительство Российской Федерации своими Постановлениями от 27 декабря 2004 г. N 847 "Об индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 7 мая 2005 г., N 292 "Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 25 апреля 2006 г. N 246 "Об индексации в 2006 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 21 марта 2007 г. N 171 "Об индексации в 2007 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", 21 декабря 2007 г. N 914 "Об индексации в 2008 - 2010 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 21 декабря 2010 N 1079 "Об индексации в 2011 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" ежегодно утверждало правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" размеров компенсаций и иных выплат. Таким образом, вопрос индексации указанных компенсаций и выплат уже решен на законодательном уровне. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2010 N 1079 "Об индексации в 2011 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" для участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году размер ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров на 2011 год с учетом инфляции составляет 420 руб. 49 коп., размер ежегодной компенсации на оздоровление с учетом инфляции составляет 630 руб. 77 коп. Решением Советского районного суда города Томска от 27.09.2007г. исковые требования Потрясова В.И. удовлетворены. Возложена на Военный комиссариат Томской области обязанность по перерасчету и назначению к выплате Потрясову В.И. ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров с 01.09.2007г. в размере 844,91 рубля и ежегодной денежной компенсации на оздоровление с 2008г. в размере 1267,31 рублей. Также возложена на Военный комиссариат Томской области обязанность по включению Потрясова В.И. в списки граждан, имеющих право на получение ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, начиная с 01.09.2007г. в размере 844,91 рубля, задолженность по ежемесячной денежной компенсации с индексацией на приобретение продовольственных товаров с 01.07.2000г. по 31.08.2007г. в размере 38768,12 рублей, ежегодной денежной компенсации на оздоровление с 2008г. в размере 1267, 31 рублей, задолженности по ежегодной денежной компенсации на оздоровление с индексацией за 2000-2007г. в размере 5197,16 рублей. Взыскана с военного комиссариата Томской области в пользу Потрясова В.И. задолженность по выплате ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 38768,12 рублей за период с 01.07.2000г. по 31.08.2007г. и задолженность по выплате ежегодной компенсации на оздоровление в размере 5197, 16 рублей за период с 2000г. по 2007г. Из справки от 16.09.2011г. № ГЕ-11996, выданной Военным комиссариатом Томской области следует, что в период с 01 января по 31 декабря 2008г. Потрясову В.И. выплачивалась ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 844 рубля 91 копейка, с 01 января по 31 декабря 2009г. в размере 844 рубля 91 копейка, с 01 января по 31 декабря 2010г. в размере 844 рубля 91 копейка, с 01 января по 30 сентября 2011г. в размере 844 рубля 91 копейка. В 2008г. ежегодная компенсация на оздоровление составила 1267 рублей 31 копейка, в 2009г.- 1267 рублей 31 копейка, в 2010г.- 1267 рублей 31 копейка. Суд соглашается с позицией ответчика, что выплачиваемые истцу на основании решения Советского районного суда г. Томска от 27.09.2007г. суммы ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной денежной компенсации на оздоровление в настоящее время значительно превышают установленные на законодательном уровне размеры соответствующих компенсаций, в связи с чем, какая-либо недоплата истцу сумм указанных компенсаций со стороны ответчика отсутствует. Обязанность ответчика производить индексацию сумм ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной денежной компенсации на оздоровление, выплачиваемых истцу на основании решения Советского районного суда г. Томска от 27.09.2007г., не предусмотрена законом. Руководствуясь статьями 194-197 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья: Решение не вступило в законную силу.