11 октября 2011 года город Томск Советский районный суд города Томска в составе председательствующего Черемисина Е.В. при секретаре Кошкиной Е.С. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Закировой Г.И. к Открытому акционерному обществу «Манотомь» о признании права собственности на жилое помещение, У С Т А Н О В И Л : Закирова Г.И. обратилась в суд с иском к ОАО «Манотомь» о признании за ней права собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>. В обоснование требований указала, что в данном жилом помещении зарегистрирована и постоянно проживает с 2010г., вселена как член семьи нанимателя – Абдулова Д.Ш. в установленном порядке. Абдулов Д.Ш. проживает в комнате с 1987года. В 2010г. администрацией ОАО «Манотомь» был выдан договор, подтверждающий право ее проживания в комнате. Собственником здания, расположенного по адресу: <адрес> является ОАО «Манотомь». В заключении с ней договора передачи этого жилого помещения в собственность администрацией г. Томска было отказано в связи с тем, что дом по <адрес> в реестре муниципальной собственности не значится. ОАО «Манотомь» на её заявление о заключении такого договора не ответило. Полагает, что отказ в приватизации квартиры является необоснованным, поскольку ее племянником дано согласие на приватизацию жилого помещения и она, как член семьи нанимателя приобрела право на данное жилое помещение. Спорная комната никогда не являлась жилым помещением в общежитии, поскольку приватизация юридическим лицом жилищного фонда (в данном случае общежития) совместно с приватизированным предприятием не предусмотрена законодательством. Истец в судебное заседание не явилась, будучи надлежащим образом извещена о дне слушания дела, о причинах неявки суду не сообщила. Представитель истца Штефан Н.П. в судебном заседании иск поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Ответчик был извещен о времени и месте судебного заседания надлежаще и своевременно, представителя в суд не направил, о причинах неявки суд не известил, о рассмотрении дела в свое отсутствие суд не просил. В ранее представленных письменных возражениях представитель ответчика указал, что до 1993 года истец в спорную комнату не вселялась, в трудовых отношениях с ответчиком не состояла. Общежитие по <адрес> не включалось в перечень объектов, передаваемых в муниципальную собственность. ОАО «Манотомь» не может являться стороной договора передачи и ответчиком по данному иску. Третье лицо Абдулов Д.Ш. в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие. Третье лицо - администрация города Томска о времени и месте судебного заседания извещено надлежаще и своевременно, о причинах неявки суд не известило, о рассмотрении дела в свое отсутствие суд не просило. На основании ст. 167 ГПК РФ суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц. Выслушав представителя истца, изучив письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. 7 ЖК РСФСР жилые дома и жилые помещения предназначаются для постоянного проживания граждан, а также для использования в установленном порядке в качестве служебных жилых помещений, жилых помещений из фондов жилья для временного поселения, общежитий и других специализированных жилых помещений. В соответствии со ст. 109 ЖК РСФСР для проживания рабочих, служащих, студентов, учащихся, а также других граждан в период работы или учебы могут использоваться общежития. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей жилые дома. Общежития укомплектовываются мебелью, другими предметами культурно-бытового назначения, необходимыми для проживания, занятий и отдыха граждан, проживающих в них. Порядок предоставления жилой площади в общежитиях и пользования ею определяется законодательством Союза ССР и Советом Министров РСФСР. Аналогичное положение сохранено в Жилищном кодексе РФ, введенном в действие с 01.03.2005 г. (ст. 94). Согласно ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения в общежитиях. Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом (ч. 3 ст. 92 ЖК РФ). Доказательства того, что здание по <адрес> является общежитием, представителем ответчика не представлены. Согласно п. 5 ст. 2 Закона РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» данный закон не распространяется на приватизацию жилищного фонда, действующее законодательство и ст. 18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не предусматривает приватизацию общежитий юридическими лицами и вообще приватизацию жилищного фонда совместно с приватизируемым предприятием. Кроме того, в п. 1 Указа Президента РФ от 10.01.1993 г. № 8 «Об использовании объектов социально–культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» (признан утратившим силу с 29.03.2003 г. Указом Президента РФ от 26.03.2003 г. № 370) было установлено, что при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, в состав приватизируемого имущества не могли быть включены объекты жилищного фонда. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны были находиться в ведении администрации по месту расположения объекта. В соответствии со ст. 1 Закона РФ «Об основах жилищной политики» общежития относятся к жилищному фонду. Согласно ст. 9 Закона РФ «Об основах жилищной политики» при переходе государственных или муниципальных предприятий в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в их полном ведении, должен быть передан либо в полное хозяйственное ведение правопреемников, либо в ведение органов местного самоуправления. Таким образом, законодательство о приватизации не предусматривало возможности передачи права собственности на жилые помещения приватизируемым предприятиям. Включение жилого дома в состав приватизируемого имущества государственного или муниципального предприятия в нарушение действующего законодательства не должно влиять на жилищные права граждан, вселившихся и проживавших в данных жилых помещениях до приватизации, в том числе и на право бесплатной передачи жилья в собственность граждан на основании ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». С учетом ст. 19 ЖК РФ в составе частного жилищного фонда ОАО «Манотомь» могут находиться лишь жилые помещения коммерческого использования, к числу которых общежития не относятся. Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2006 года (вопрос 20) на практике имелись случаи, когда в нарушение действующего законодательства после приватизации государственных и муниципальных предприятий жилые помещения в общежитиях не передавались в муниципальную собственность. На данные правоотношения должны распространяться те же положения, регулирующие порядок приватизации, что и при приватизации жилых помещений в общежитиях, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям. В силу ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» жилые помещения в общежитиях не подлежат приватизации. В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданных в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма. Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов. Следовательно, граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. В соответствии со ст. 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. Несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в домах государственного и жилищного фонда после достижения ими совершеннолетия. Статьей 1 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что Жилищный кодекс РФ вводится в действие с 01 марта 2005 года. По общему правилу вновь принятый правовой акт регулирует только те правоотношения, которые возникают после вступления его в законную силу, если иное не предусмотрено в самом акте. Согласно ст. 5 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, он применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом. Учитывая, что к правоотношениям применяются нормы материального права, которые действовали на момент их возникновения, в качестве оснований заявленного иска Закирова Г.И. указывает на проживание ее племянника в комнате с 1987г., суд полагает, что между Абдуловым Д.Ш. и ответчиком возникли правоотношения в период 1987 года по 01 марта 2005 года и данные правоотношения подлежат разрешению по нормам Жилищного кодекса РСФСР, а после 01 марта 2005 года по нормам Жилищного кодекса РФ. Из представленных доказательств следует, что жилое помещение по адресу: <адрес>, <адрес> было предоставлено ФИО12. в 1987 году, что подтверждается карточкой регистрации. В карточку был вписан его ФИО13 ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В последующем, ФИО14. перестал проживать в данном жилом помещении и ОАО «Манотомь» заключило с ФИО15 договор найма от 31.05.1999 жилого помещения в доме государственного учреждения, предприятия или общественной организации. 07.05.2010 ОАО «Манотомь» заключило с Абдуловым Д.Ш. договор найма жилого помещения в общежитии, где указано, что совместно с нанимателем Абдуловым Д.Ш. в жилое помещение вселяется член его семьи – ФИО11 ФИО2. При этом, 14.09.2009 Закирова Г.И. была зарегистрирована по указанному адресу с согласия ответчика. Решением Исполнительного комитета Томского городского Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ № акт государственной комиссии № общежитие по <адрес> в <адрес> сдано в эксплуатацию. Таким образом, данное общежитие относилось к государственному жилищному фонду. Часть 1 ст. 51 Жилищного кодекса РСФСР обязывает наймодателя в лице жилищно-эксплуатационной организации (а при ее отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) на основании ордера на жилое помещение заключить в письменной форме договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда с нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер. Таким образом, Абдулов Д.Ш. является нанимателем жилого помещения по <адрес>, <адрес> и приобрел право пользования спорным жилым помещением с 1987 года. Вместе с тем, Абдуловым Д.Ш. дано согласие на передачу в собственность в порядке приватизации недвижимости, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес> в пользу тети Закировой Г.И., 1974 года рождения. Согласно ч. 1 ст. 69 ЖК РФ, к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке. В ч. 2 ст. 69 ЖК РФ установлено, что члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма. Закирова З.И. вселена в спорное жилое помещение в 2010г. Абдуловым Д.Ш. как член его семьи, что ответчиком не оспаривалось и подтверждается договором найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, между Абдуловым Д.Ш., Закировой З.И. и ОАО «Манотомь» сложились отношения социального найма жилого помещения по адресу: <адрес>, к которым необходимо применять нормы жилищного законодательства, регулирующие найм жилья. Факт обращения Закировой Г.И. с заявлением о приватизации спорного жилого помещения подтверждается заявлением от ДД.ММ.ГГГГ и уведомлением в ОАО «Манотомь», ответом Администрации Советского района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ № о невозможности принять решение о заключении договора передачи <адрес> по <адрес> в <адрес> в собственность, так как дом по <адрес> не значится в реестре муниципальной собственности казны г. Томска. Из ответа прокуратуры Советского района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что собственником здания общежития по <адрес> в <адрес> является ОАО «Манотомь». По сведениям Томского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» и Управления Росреестра по Томской области истец право приватизации не использовала и не имеет в собственности объектов недвижимого имущества, сведения о собственниках и правах на спорное жилое помещение отсутствуют. Из справки ОАО ЖЭУ «Манотомь» следует, что в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> зарегистрирована Закирова Г.И. и Абдулов Д.Ш. Следовательно, истец вправе приобрести занимаемое ей жилое помещение по <адрес>, <адрес> в г. Томске в собственность в порядке, предусмотренном ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». В соответствии со ст. 8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд. В силу п. 1 ст. 7 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача в собственность граждан жилых помещений осуществляется предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве полного хозяйственного ведения, учреждениями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. В соответствии с п. 1 ст. 7 указанного выше Закона передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Согласно ст.ст. 17, 28 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступившие в законную силу судебные акты являются основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях. Поскольку спорное жилое помещение фактически не передано ни в государственную, ни в муниципальную собственность, а истцом по существу ставится вопрос о праве на указанное жилое помещение, следует признать право собственности на него за истцом. В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истцы подлежат взысканию расходы на оплату государственной пошлины в размере 200 рублей. Руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Признать право собственности Закировой Г.И. на жилое помещение по адресу: г. <адрес> <адрес> общей площадью 10,8 кв.м. Взыскать с Открытого акционерного общества «Манотомь» в пользу Закировой Г.И. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 200 рублей. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья: Решение не вступило в законную силу.