Именем Российской Федерации Решение 28 октября 2011 года Советский районный суд г. Томска в составе: при секретаре Панфиловой В.С. рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске дело по исковому заявлению прокурора Октябрьского района г. Томска выступившего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации г. Томска о признании незаконным бездействия и понуждении привести дорожное покрытие в соответствием с требованиями Государственного стандарта Российской Федерации, установил: Прокурор Октябрьского района г. Томска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился с иском к администрации г. Томска о признании незаконным бездействие администрации Города Томска по непринятию мер к устранению нарушений по содержанию автомобильных дорог местного значения (дорожного покрытия, тротуаров) <адрес> в г. Томске в соответствии с Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 50597 - 93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», СНиП 2.07.01-89; обязать администрацию Города Томска привести дорожное покрытие и тротуары <адрес> в г. Томске в соответствие с требованиями Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597 - 93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», СНиП 2.07.01-89 путем устранения в полном объеме нарушений: выбоин, просадок, провалов и трещин на проезжей части в <адрес> на участке дороги от <адрес> до <адрес>; выбоин, просадок на проезжей части по адресам <адрес> до <адрес> отсутствие тротуаров на участке дороги от <адрес> до <адрес>; кустарники на обочинах участка дороги от <адрес> до <адрес>. Свои требования мотивировал тем, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки по соблюдению законодательства о безопасности дорожного движения при содержании <адрес> в г. Томске от ДД.ММ.ГГГГ выявлены нарушения требований ГОСТа РФ Р 50597-93. Бездействие администрации города Томска является незаконным, так как действующее законодательство возлагает на органы местного самоуправления обязанность по осуществлению дорожной деятельности и содержанию автомобильных дорог местного значения, проведению капитального ремонта или ремонта автомобильных дорог в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов, по содержанию дорог в безопасном для движения состоянии с требованиями стандартов, норм и правил. Неисполнение администрацией города Томска требований действующего законодательства, регламентирующего состояние дорожного покрытия, существенно сказывается на правах и законных интересах неопределенного круга лиц, использующих данный переулок для передвижения, приводит к увеличению дорожно-транспортных происшествий, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на жизни, здоровье и имуществе граждан, защите их прав и законных интересов при предупреждении дорожно-транспортных происшествий, снижении тяжести их последствий. В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района г. Томска Огнева С.А. требования поддержала по обстоятельствам, изложенным в иске. Представитель администрации г. Томска Литвина Е.С., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, считает, что бездействия со стороны администрации г. Томска не имеется, поскольку с МАУ « », которое обязуется выполнять работы по содержанию указанной дороги, также планируется ремонт проезжей части дороги; в части требований об устранении кустарников считает администрацию г. Томска ненадлежащим ответчиком, поскольку на указанный вид работы заключен договор с МАП; считает для выполнения требований истца должен быть установлен срок, причем не менее года, поскольку незамедлительно исполнить решение суда администрация г. Томска не сможет. Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд полагает, что исковое заявление прокурора Октябрьского района г.Томска подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Согласно п.1 ст.3 ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности…» от 08.11.2007г. автомобильная дорога это - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. В соответствии с ч. 1 ст. 17 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Согласно ч. 4 указанной статьи в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов. В силу ч. 1 ст. 18 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей. Согласно п. 13 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», утвержденных постановлением Совета Министров Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090 должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил. Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности дорожного движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения устанавливает Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 года № 221). Согласно акту обследования участка дороги от <адрес> до <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на участке дороги от <адрес>, имеются выбоины, просадки, провалы и трещины на проезжей части, превышающие по длине 15 см, ширине 60 см, глубине 5 см, на обочинах кустарники, создающие помехи для движения пешеходам; на участке дороги от <адрес> до <адрес> – просадки, выбоины на проезжей части, превышающие по длине 15 см, ширине 60 см, глубине 5 см, на обочинах кустарники, создающие помехи для движения пешеходам; на участке дороги от <адрес> до <адрес> –отсутствуют тротуары вдоль проезжей части на всем протяжении улицы, указанные повреждения не соответствуют Государственному стандарту РФ ГОСТ Р 50597-93, СНиП 2.07.01-89. Указанные обстоятельства не оспорены в ходе судебного разбирательства представителем ответчика. Согласно п. 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 1995года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в качестве задач настоящего Федерального закона определены охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Согласно ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (ч.2 ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»). Согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 Закона РФ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 1.5 ст. 8, ст. 39 Устава г. Томска к вопросам местного значения городского округа относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с ч. 4 ст. 6 ФЗ РФ от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Из п.п. 1, 6 ст. 13 ФЗ от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении в отдельные законодательные акты Российской Федерации» следует, что к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Таким образом, обязанность по надлежащему содержанию дорог в данном случае должна быть возложена на администрацию г. Томска, указанная обязанность также не была оспорена в ходе судебного разбирательства представителем администрации г. Томска. Представителем администрации г. Томска не представлено доказательств соответствия в настоящее время указанных в акте обследования участков дорог требованиям стандартов, норм и правил. Довод представителя ответчика об отсутствии в данном случае бездействия администрации г. Томска, поскольку заключен договор с МАУ « », которое обязуется выполнять работы по содержанию дороги суд не принимает во внимание, поскольку из представленных документов, в том числе договора от ДД.ММ.ГГГГ не следует, что указанной организацией будет производиться ремонт дороги, будет производится только ее очистка. Также несостоятелен довод представителя ответчика об отсутствии бездействия администрации г. Томска, поскольку ремонт дорожного полотна планируется в 2012 году, поскольку указанное не подтверждает ее действий, а именно: того, ч планируется в 2012 годувия администрации г. ороги, будет производится только ее очистто администрация г. Томска принимает меры к устранению нарушений по содержанию автомобильных дорог местного значения. Таким образом, установлено незаконное бездействие администрации г. Томска по непринятию мер к устранению нарушений по содержанию автомобильных дорог местного значения (дорожного покрытия) <адрес> в г. Томске в соответствии установленными требованиями стандартов, норм и правил. Довод представителя администрации г. Томска о необходимости установления сроков для устранения недостатков не менее одного года, суд не принимает во внимании, поскольку в указанные повреждения дороги в соответствии с требованиями ГОСТ должны быть устранены в кратчайшие сроки, в том числе в течение суток с момента обнаружения. В ином случае указанные обстоятельства могут привести к нарушению прав и законных интересов граждан. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования прокурора Октябрьского района г. Томска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации Города Томска по непринятию мер к устранению нарушений по содержанию автомобильных дорог местного значения (дорожного покрытия, тротуаров) <адрес> в г. Томске в соответствии с Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 50597 - 93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», СНиП 2.07.01-89. Обязать администрацию Города Томска привести дорожное покрытие и тротуары <адрес> в г. Томске в соответствие с требованиями Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597 - 93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», СНиП 2.07.01-89 путем устранения в полном объеме следующих нарушений: - выбоин, просадок, провалов и трещин на проезжей части в <адрес> на участке дороги от <адрес> до <адрес>; - выбоин, просадок на проезжей части по адресам <адрес> до <адрес>; - отсутствие тротуаров на участке дороги от <адрес> до <адрес>. - кустарники на обочинах участка дороги от <адрес> до <адрес>. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме. Судья: И.А. Шефер Решение не вступило в законную силу.
председательствующего Шефер И.А.