о возложении обязанности по ликвидации несанкционированного размещения отходов



№ 2-3003/11

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

28.10.2011г. г. Томск

Советский районный суд г. Томска в составе председательствующего судьи Черемисина Е.В. при секретаре Кошкиной Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Томска, выступающего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации г. Томска о возложении обязанности по ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки),

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Ленинского района г. Томска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации г. Томска о возложении обязанности по ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки), расположенной в <адрес> около футбольной площадки, общей площадью 20 кв.м, общим объемом 20 куб.м, высотой 0,2 м.

В исковом заявлении указано, что обязанность по ликвидации свалки лежит на администрации г. Томска. Это следует из положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которым закреплены полномочия органов местного самоуправления по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов и мусора. Согласно ст. 8 и ст. 39 Устава города Томска к компетенции администрации г. Томска относится организация сбора вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В судебном заседании помощник прокурора Кузнецова Н.А. поддержала требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Пояснила, что свалка находится около огороженной футбольной площадки.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещенный о дне слушания дела, о причинах неявки суду не сообщил.

Изучив материалы гражданского дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации в статье 42 закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду.

В ст. 1 ФЗ от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» указано, что охрана окружающей среды - это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий. Ст. 3 указанного Закона закреплен принцип ответственности органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, а также обязательности участия органов местного самоуправления в деятельности по охране окружающей среды.

Согласно ст. 7 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст. 8, 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления в сфере охраны окружающей природной среды относится, в том числе, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указано, что к органам местного самоуправления относятся выборные органы, образуемые в соответствии с настоящим федеральным законом, законами субъектов, уставами муниципальных образований, другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований. Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией.

Согласно ст. 25 Устава г. Томска, структуру (перечень) органов местного самоуправления составляют: Дума городского округа город Томск - представительный орган муниципального образования «Город Томск», Мэр городского округа город Томск - глава муниципального образования «Город Томск», Администрация городского округа город Томск - местная администрация - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования «Город Томск». Вышеперечисленные органы местного самоуправления обладают в соответствии с действующим законодательством и настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В ст. 40 Устава г. Томска определено, что к компетенции администрации г. Томска относится, в том числе, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, в том числе организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Из анализа вышеприведенных положений закона следует, что организация сбора и вывоза отходов, в том числе, из мест их несанкционированного размещения находится в компетенции администрации г. Томска.

В судебном заседании установлено, что свалка около огороженной футбольной площадки по <адрес> в <адрес> является несанкционированным размещением отходов.

Согласно схеме несанкционированной свалки и схеме границ земельного участка по адресу: <адрес>, указанный земельный участок расположен в границах муниципального образования г. Томск.

В соответствии с актом проверки № 1-207 от 23.09.2011 г. сотрудниками Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области установлен факт размещения несанкционированной свалки рядом с футбольной площадкой по <адрес> в г. <адрес>ю 2 х 10 м?, примерным объемом 20 м?, высотой 0,2 м., состоящей из твердых бытовых отходов, строительного мусора.

В силу ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды.

В соответствии с п. 1.2 Санитарных правил содержания населенных мест СанПиН 42-128-4690-88, утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988 г., система санитарной очистки населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов.

Суд приходит к выводу, что администрацией не принимаются меры по организации вывоза и утилизации бытовых отходов. Ответчиком не представлено доказательств того, что администрацией принимались меры по организации ликвидации свалки.

Несанкционированное размещение отходов в указанном месте угрожает санитарному благополучию микрорайона и нарушает права жителей на благоприятную и безопасную окружающую среду.

При этом суд исходит из положений «Концепции обращения с твердыми бытовыми отходами в РФ» утвержденной Постановлением коллегии Госстроя РФ от 22.12.1999 г. № 17.

Полномочия администрации г. Томска по ликвидации несанкционированных свалок вытекают из приведенных выше положений ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «Об отходах производства и потребления», ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», имеющих высшую юридическую силу.

Закрепление земельных участков на очистку за конкретными субъектами и возложение полномочий по организации сбора вывоза и утилизации бытовых и промышленных отходов на какой-либо департамент администрации г. Томска, являются лишь одной из форм реализации органом местного самоуправления – администрацией г. Томска своих полномочий по сбору, вывозу и утилизации бытовых и промышленных отходов и очистке территории муниципального образования г. Томск от промышленных и бытовых отходов.

Реализация администрацией г. Томска полномочий по организации ликвидации свалок предполагает не создание условий для осуществления данной деятельности физическими и юридическими лицами, а принятие администрацией г. Томска конкретных мер по вывозу и утилизации отходов из мест их несанкционированного размещения.

Согласно п. 10 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора Ленинского района г. Томска удовлетворить.

Обязать администрацию г. Томска принять меры по ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки), общей площадью 20 кв.м., общим объемом 20 куб. м., высотой 0,2 м., расположенной по <адрес> в <адрес> около огороженной футбольной площадки.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:

Решение не вступило в законную силу.