о признании незаконным решения



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 октября 2011 года Советский районный суд города Томска в составе:

председательствующего Карелиной Е.Г., при секретаре Вершининой Ю.А.,

с участием представителя истца Ярославцева Д.А.- Акст М.А., выступающей на основании доверенности от 29.08.2011г., представителя ответчика Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Томск Томской области – Мамаева А.Е., выступающего на основании доверенности № 5 от 11.01.2011 г.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске дело по исковому заявлению Ярославцева Д.А. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Томск Томской области о признании незаконным решения, восстановлении прежнего размера страховой части трудовой пенсии,

установил:

Ярославцев Д.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Томск Томской области, в котором просил признать решение ГУ УПФРФ в г.Томск Томской области об исключении из специального стажа период прохождения военной службы по призыву в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях незаконным, восстановить прежний размер страховой части трудовой пенсии по старости с учетом повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ с ДД.ММ.ГГГГ

В обоснование исковых требований истец указал, что с ДД.ММ.ГГГГ получает трудовую пенсию по старости за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, при этом в подсчет северного стажа в соответствии с действующими на момент назначения пенсии был учтен период прохождения истцом воинской службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Ссылаясь на информационное письмо Минтруда РФ от 02.04.01 г. № 02.04.2001 № 1472-16 и ПФР от 02.04.2001 № 06-25/2733, ответчик письмом от 18.01.2011 г. сообщил истцу о том, что периоды военной службы не подлежат включению в специальный стаж при установлении пенсии за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и ему неправомерно производилось исчисление пенсии с учетом повышенного отношения заработков и фиксированного базового размера пенсии, в связи с чем с 01.02.2011года размер его пенсии определен с учетом отношения заработков не свыше 1,2, а фиксированный базовый размер установлен в сумме .

Истец указал, что решение ответчика является незаконным, поскольку на основании ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ФЗ РФ «О статусе военнослужащих», ФЗ РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», лица, проходящие военную службу по призыву имеют статус военнослужащих, реализуют право на труд посредством прохождения военной службы, имеют право на гарантии и компенсации в области пенсионного обеспечения в связи с прохождением военной службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях наравне с работающими в указанных районах и местностях.

Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.

В судебном заседании представитель истца Акст М.А., поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в иске. Пояснила, что необоснованное исключение ответчиком с 01.02.2011г. из «северного» стажа Ярославцева Д.А. периода прохождения военной службы по призыву в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях повлекло уменьшение коэффициента повышенного соотношения среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в РФ, применяемого с ДД.ММ.ГГГГ при исчислении размера страховой части трудовой пенсии истца по старости с 1,7 до 1,2, что в свою очередь повлекло уменьшение размера трудовой пенсии.

Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в г. Томск Томской области Мамаев А.Е. требования истца не признал. Пояснил, что при назначении истцу с ДД.ММ.ГГГГ досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера в подсчет его специального «северного» стажа был необоснованно учтен период прохождения военной службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, который на основании действующего при назначении пенсии закона мог быть включен только в общий трудовой стаж. С учетом ошибочно определенной продолжительности «северного» стажа ( 16 лет вместо 12 лет 11 месяцев) с ДД.ММ.ГГГГ при исчислении размера пенсии Ярославцева Д.А. на основании ФЗ № 173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ответчиком ошибочно был определен размер страховой части трудовой пенсии по старости с учетом повышенного отношения среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в РФ в размере 1,7 вместо 1,2. Ошибка была обнаружена УПФ РФ в г. Томск Томской области в январе 2011года и устранена приведением размера пенсии в соответствие с законом с ДД.ММ.ГГГГ

Суд, выслушав пояснения сторон, изучив письменные доказательства, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В судебном заседании установлено, следует из пояснений сторон, удостоверения , выданного истцу ДД.ММ.ГГГГ(л.д.12), трудовой книжки Ярославцева Д.А.(л.д. 8-11), справки Советского РВК (л.д. 27), материалов пенсионного дела, что с ДД.ММ.ГГГГ по нормам действовавшего на тот период времени Закона РФ N 340-1 от 20.11.1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации" истцу назначена пенсия по старости за работу на Крайнем Севере(при неполном стаже). В подсчет специального стажа был учтен период прохождения военной службы в Советской армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, относящегося к районам Крайнего Севера( Перечень районов крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029).

Северный стаж на день назначения пенсии с учетом спорного периода составил 13 лет; в связи с предоставлением дополнительных документов с ДД.ММ.ГГГГ продолжительность льготного стажа составила (л.д.6, 29), общий трудовой стаж истца составил .

Согласно ч.1, 3 ст.29 ФЗ «О трудовых пенсиях» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ размеры трудовых пенсий, установленных до вступления в силу настоящего Федерального закона по нормам Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", пересчитываются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Расчетный пенсионный капитал для определения страховой части трудовых пенсий, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона.

В силу п.2, 3 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2, определение расчетного размера трудовой пенсии с учетом повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ, в том числе, не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8, применяется для лиц:

проживающих по состоянию на 01.01.2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям ( п.2 ст.28 Закона), в которых к заработной плате работников были установлены районные коэффициенты;

указанных в абзаце 1 п.п. 6 п.1 ст.28 Закона независимо от места жительства - мужчин, достигших возраста 55 лет, и женщин, достигших возраста 50 лет, если они по состоянию на 01.01.2002 года проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностям и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Как следует из трудовой книжки истца, материалов пенсионного дела и не оспаривалось стороной истца, Ярославцев Д.А. на 01.01. 2002г. не проживал в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Между тем, с ДД.ММ.ГГГГ истцу, как относящемуся к категории лиц, указанных в абзаце 1 п.п. 6 п.1 ст.28 Закона, ответчиком произведен перерасчет пенсии с применением при исчислении её размера (страховой части) повышенного соотношения заработков - 1,7 с учетом наличия необходимо льготного и страхового стажа (л.д. 5, 28, 29), размер пенсии составил .

Распоряжением ГУ УПФ в г. Томск Томской области от ДД.ММ.ГГГГ размер пенсии Ярославцева Д.А. с ДД.ММ.ГГГГ пересчитан без учета повышенного отношения заработков в связи с исключением из «северного» стажа» периода прохождения военной службы по призыву.

Решением комиссии ГУ УПФ в г. Томск Томской области по рассмотрению вопросов, связанных с переплатами пенсии, от ДД.ММ.ГГГГ в связи с необоснованным включением в специальный стаж Ярославцева Д.А. за работу в «северных» регионах периода военной службы по призыву и неправомерным исчислением размера пенсии с учетом повышенного соотношения заработков(1,7 вместо 1,2) и фиксированного базового размера пенсии, установлена переплата трудовой пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере рублей, которая поставлена на 16 забалансовый счет и учтена по виновным лицам.

В связи с исключением периода прохождения военной службы из «северного» стажа истца, продолжительность специального стажа работы в районах Крайнего Севера составила , размер пенсии истца с ДД.ММ.ГГГГ определен с учетом отношения заработков в размере не свыше чем 1,2, и фиксированного базового размера в сумме и составил , о чем ответчик известил истца письмами от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ.

Оспаривая законность решения ответчика, истец указывает, что период прохождения истцом военной службы по призыву в районах Крайнего Севера подлежит включению в стаж работы в районах Крайнего Севера, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости.

Вместе с тем, указанные утверждения истца на законе не основаны.

Статьей 14 Закона РФ от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" действующего на день назначения истцу пенсии предусматривалось, что пенсия в связи с работой на Крайнем Севере устанавливается: мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеют общий трудовой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее , пенсия назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 10 Закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.

К работе на Крайнем Севере также приравнивалась трудовая деятельность, в связи с работой в особых условиях труда, указанная в статье 12 Закона, в перечне которой отсутствует военная служба по призыву. В силу ст.90 Закона военная служба и другая, приравненная к ней, включалась в общий трудовой стаж.

Аналогичным нормы предусмотрены действующим Федеральным Законом от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», согласно п.п.6 п.1 ст.28 которого досрочная трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет.

Служба в вооруженных силах бывшего СССР согласно п.3 ст.30 закона № 173-ФЗ включается в общий трудовой стаж.

Иных норм, позволяющих включать период военной службы по призыву в районах Крайнего Севера в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера, законодательство не содержит.

Как следует из п. 19 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20.12.2005г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», решая вопрос о праве лица на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании подпунктов 2 и 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 1 статьи 28.1 Федерального закона N 173-ФЗ при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 - 10 пункта 1 статьи 27 и подпунктами 7 - 9 пункта 1 статьи 28 данного Федерального закона. При этом период прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы не подлежит зачету в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку действующее законодательство не предусматривает такой возможности.

Аналогичная позиция, согласно которой период прохождения военной службы не включается в специальный стаж работы в районах Крайнего Севера изложена в Информационном письме Минтруда и соцразвития РФ и ПФР от 2.04.2001 г. №1472-16/06-25/2733.

Таким образом, период военной службы по призыву в районах Крайнего Севера неправомерно был учтен в подсчет стажа работы истца, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера, как при установлении пенсии по статье 14 Закона от 20.11.1990г., так и при перерасчете её страховой части в связи в вступлением в силу ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Следовательно, при исчислении с 01.01.2002г. размера пенсии истца, не проживающего на указанную дату в районах Крайнего Севера и проработавшего менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, ответчиком было ошибочно применено повышенное соотношение заработков 1,7 вместо 1,2.

Как следует из п.10 ст.37 Федерального Закона РФ N213-ФЗ от 24.07.2009г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов РФ в связи с принятием
Федерального закона «О страховых взносах в пенсионный фонд РФ, фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», в случае обнаружения ошибки, допущенной органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, при установлении и (или) выплате трудовой пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению и других денежных выплат, установление которых возложено на эти органы, указанными органами производится устранение данной ошибки исходя из норм законодательства Российской Федерации, в том числе приведение размеров этих пенсий и других денежных выплат в соответствие с законодательством Российской Федерации. Установление этих пенсий и других денежных выплат в размерах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.

Учитывая, что ответчик ошибочно при перерасчете истцу пенсии 01.01.2002г. применил повышенное соотношение заработков 1,7, вместо 1,2, до ДД.ММ.ГГГГ пенсия выплачивалась Ярославцеву Д,А. в необоснованно завышенном размере. Распоряжением ответчика размер пенсии истца с ДД.ММ.ГГГГ обоснованно на основании п.10 ст.37 закона № 213-ФЗ приведен в соответствие с законодательством.

При таких обстоятельствах распоряжение ГУ-Управление ПФР в г. Томск от ДД.ММ.ГГГГ является законным и права истца не нарушает. С ДД.ММ.ГГГГ пенсия истцу выплачивается в размере, приведенном в соответствие с законом.

Ссылка истца в обоснование позиции о включении периода военной службы по призыву в районах Крайнего Севера в подсчет «северного» стажа, указанного в п.п.6 п.1 ст.28 закона № 173-ФЗ, на нормы ФЗ РФ «О статусе военнослужащих», ФЗ РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», а также на ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации » безосновательны, поскольку таких норм указанные законы не содержат.

Кроме того, согласно ст.ст. 1-4 Федерального закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» его действие на граждан, проходящих военную службу по призыву не распространяется, а ст.8 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» регулируется пенсионное обеспечение только военнослужащих, ставших инвалидами в период прохождения ими военной службы по призыву, а также нетрудоспособных членов семьи погибших в период прохождения военной службы по призыву, к категории которых истец не относится.

Действительно, в силу ст.ст. 2, 10 ФЗ «О статусе военнослужащих», граждане, в период прохождения военной службы по призыву, имеют статус военнослужащих и реализуют право на труд посредством прохождения военной службы, военнослужащим, проходящим военную службу в районах Крайнего Севера федеральными законами устанавливаются дополнительные социальные гарантии и компенсации.

Вместе с тем, указанный закон не содержит норм о включении в «северный» стаж на льготных условиях периода военной службы по призыву, вопросов пенсионного обеспечения военнослужащих не регламентирует, а устанавливает лишь общие условия единой системы их правовой и социальной защиты.

Как следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 23.10.2010г. № 1152, решение законодателя не включать периоды прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы с тяжелыми условиями труда, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения требований Ярославцева Д.А. не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Ярославцева Д.А. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Томск Томской области о признании незаконным решения об исключении из специального стажа периода прохождения военной службы по призыву в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, восстановлении прежнего размера страховой части трудовой пенсии истца отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение 10 дней.

Судья:

На момент опубликования решение не вступило в законную силу.