РЕШЕНИЕ 27.10.2011г. Советский районный суд г.Томска в составе: председательствующего судьи Карелиной Е.Г. при секретаре Вершининой Ю.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Кировского района г.Томска, обратившегося в интересах Одышевой Н.С. к администрации города Томска о внеочередном предоставлении жилого помещения, УСТАНОВИЛ: В судебном заседании старший помощник прокурора Кировского района г.Томска Игловская Е.И. уточнила исковые требования, просила обязать администрацию г. Томска обеспечить Одышеву Н.С. вне очереди жилым помещением по договору социального найма общей площадью не менее 17 кв.м. Материальный истец Одышева Н.С. на удовлетворении исковых требований настаивала с учетом их уточнения по основаниям, изложенным в иске. Представитель ответчика Администрации г. Томска Герасимов В.В., выступающий на основании доверенности от 03.02.2011, исковые требования не признал. Пояснил, что администрация г.Томска является ненадлежащим ответчиком, т.к. обязанность по финансированию на приобретение жилья данной категории лиц лежит на администрации Томской области, органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий только в пределах выделенных им на эти цели финансовых средств. Льготой по предоставлению жилья во внеочередном порядке пользуется только сами дети-сироты и дети оставшиеся без попечения родителей, поэтому жилая площадь во внеочередном порядке должна быть предоставлена только Одышевой Н.С.. общей площадью 17 кв.м. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, администрации Томской области Романенко А.Н., действующая на основании доверенности № 58 от 02.80.2011 г., с исковыми требованиями не согласилась. Пояснила, что в силу ч.7 ст.6 Закона Томской области №188-ОЗ органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями в случае недостаточности средств субвенции. В случае, отмены п. 2 Постановления объединенной администрации кировского и советского округов г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ №, по причине непригодности для проживания в деле должно присутствовать решение межведомственной комиссии о признании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> непригодным для проживания, а Одышева Н.С. должна быть поставлена на очередь граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Истцом не представлены доказательства, подтверждающие отсутствие у Одышевой Н.С. жилого помещения на праве собственности до 1998 г. Представитель третьего лица администрации Кировского района г. Томска, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, сведений об уважительности причин неявки не сообщил. В силу ст. 167 ГПК РФ суд определил о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица –администрации Кировского района г. Томска. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора Кировского района г.Томска, обращающегося в интересах Одышевой Н.С., подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 8 Федерального Закона №159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В силу ч.1, подпункта 2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации - жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии со свидетельством о рождении серии I-ОМ №, выданным ДД.ММ.ГГГГ, справкой о рождении №, выданной ДД.ММ.ГГГГ родителями Новиковой Н.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., являются: Л, И (л.д. 17,31). Сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка. Л умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти серии I-ОМ № (л.д. 16). Согласно постановлению главы Объединенной администрации Кировского и Советского района г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ № Новикова Н.С. и ее сестра Т, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, определены в детский дом, т.к. мать девочек умерла, а отца нет (л.д. 15). С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Новикова Н.С. являлась воспитанницей ОГОУ « », находилась на полном государственном учреждении, проживала по адресу: <адрес> что подтверждается справкой ОГОУ «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12, 33). Таким образом, Одышева Н.С. в 1999 г. осталась без попечения родителей, воспитывалась в детском доме, находясь на полном государственном обеспечении. ДД.ММ.ГГГГ Новикова Н.С. заключила брак с В, после заключения брака жене присвоена фамилия «Одышева», что подтверждается свидетельством о заключении брака серии I-ОМ № (л.д. 13). В ходе судебного заседания установлено, что в настоящее время Одышева Н.С. не имеет закрепленного за ней жилого помещения. Пунктом 2 постановления главы Объединенной администрации Кировского и Советского района г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ № за Новиковой Н.С. и ее сестрой Т была закреплена жилая площадь в квартире <адрес>, в <адрес> (л.д. 11), нанимателем и собственником которого материальный истец не является(л.д. 75- сведения ФГУП «Ростехинвентаризация –Федеральное БТИ»). Согласно справке ПЧ №2 ГПС МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ произошел пожар (л.д. 26). Постановлением администрации Кировского района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ № в связи с вновь открывшимися обстоятельствами, принимая во внимание акт обследования жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, закрепленного за несовершеннолетними Новиковой Н.С. и Т,Ф., которым установлено, что в результате произошедшего пожара сгорела часть основных строительных конструкций, а также требованием прокуратуры Кировского района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ № пункт 2 постановления главы Объединенной администрации Кировского и Советского района г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ № о закреплении за Новиковой Н.С. и ее сестрой Т жилой площади в <адрес>, в <адрес> отменен. Таким образом, Одышева Н.С. на день рассмотрения дела закрепленного жилого помещения не имеет. Уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области № от ДД.ММ.ГГГГ, сведениями Томского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация- федеральное БТИ» от 17.10.11г. подтверждается отсутствие у Одышевой Н.С.(Новиковой) в г.Томске жилого помещения, принадлежащего ей на праве собственности как до так и после 1998года. Из сведений о гражданах, зарегистрированных по месту жительства по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ №, свидетельства № от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации по месту пребывания, выданного начальником ОУФМС России по ТО в Кировском районе г. Томска следует, что Одышева Н.С. временно зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ регистрация продлена до ДД.ММ.ГГГГ, совместно с ней зарегистрированы дети С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Д, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и М, ДД.ММ.ГГГГ Из письма начальника отдела по учету и распределению жилой площади Объединенной администрации Кировского и Советского района г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ №, ответа заместителя главы администрации Кировского района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что Новикова Н.С. на основании решения жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ поставлена на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении и включена в список детей-сирот, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения. По состоянию на 2011 г. ее общая очередь № (л.д. 64,67). Таким образом, Одышева Н.С. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения, закончила обучение в образовательном учреждении, в связи с чем, на основании действующего законодательства имеет право на получение дополнительных гарантий в виде внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма. Согласно абз.2 ч.1 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-03 (в ред. от 12.03.2008г) "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, однократно обеспечиваются Администрацией Томской области по месту жительства вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с законодательством Российской Федерации и Томской области за счет средств областного бюджета. Законом Томской области от 11.09.2007 № 188-03 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения" администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (ч.1 ст.1). В силу ч.1 ст. 3 названного Закона органы местного самоуправления городских округов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со статьей 6 настоящего Закона; запрос и получение сведений, необходимых для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций; использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Частью 2 ст. 3 Закона установлено, что органы местного самоуправления городских округов обязаны осуществлять государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями, государственные полномочия по расчету и предоставлению субвенций надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом. В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления городских округов осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании (ч.2 ст.З Закона). Анализ приведенных правовых норм федерального и областного законодательства не предусматривает обязанность Администрации Томской области выделять финансовые средства на приобретение жилого помещения конкретному ребенку-сироте либо лицу, оставшемуся без попечения родителей. При этом вопросы, касающиеся выделения денежных средств на исполнение государственных полномочий, относятся к сфере межбюджетных отношений и разрешаются в соответствии с порядком, установленным Бюджетным Кодексом РФ (ст. 140). Гражданин в силу статей 1 и 152 Бюджетного Кодекса РФ не является субъектом бюджетных отношений, в связи с чем, субъективное право конкретного физического лица не может быть поставлено в зависимость от наличия либо отсутствия денежных средств. Кроме того, обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе и отсутствие денежных средств на приобретение жилых помещений. При этом, в случае недостаточности финансовых средств, орган местного самоуправления вправе обратиться за соответствующей финансовой поддержкой к субъекту Российской Федерации. Решением Думы города Томска от 13.12.2005 года №27 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма, которая равна 17,0 квадратным метрам на одиноко проживающего гражданина. Учитывая, что законодательством прямо предусмотрено внеочередное предоставление жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, к которым относится истец, суд находит подлежащими удовлетворению требования прокурора Кировского района г. Томска о возложении обязанности на администрацию г. Томска предоставить Одышевой Н.С. вне очереди на условиях договора социального найма жилое помещение, находящееся на территории муниципального образования город Томск общей площадью не менее17 кв.м. В ходе рассмотрения дела представитель администрации Томской области указал, что в силу ч.7 ст.6 Закона Томской области №188-ОЗ органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями в случае недостаточности средств субвенции. Вместе с тем данная норма закона указывает на право органов местного самоуправления, а не обязанность, использовать собственные финансовые средства для обеспечения жилыми помещениями, и не может служить основанием для освобождения администрации Томской области от возложенной на нее действующим законодательством обязанности предоставлять финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Прокурора Кировского района г. Томска в интересах Одышевой Н.С. удовлетворить. Обязать администрацию города Томска предоставить Одышевой Н.С. вне очереди на условиях договора социального найма жилое помещение, находящееся на территории муниципального образования город Томск общей площадью не менее17 кв.м. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение 10 дней. Судья: На момент опубликования решение не вступило в законную силу.