о предоставлении жилого помещения



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                  

01.11.2011г. Советский районный суд г.Томска в составе:

председательствующего судьи Карелиной Е.Г.

при секретаре Иванцовой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Кировского района г.Томска в интересах Метленкиной Ж.Ю. к администрации города Томска о внеочередном предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кировского района г.Томска обратился в суд с иском в интересах Метленкиной Ж..Ю. к администрации г.Томска, в котором с учетом последующего изменения требований просил возложить на ответчика обязанность обеспечить Метленкину Ж.Ю. вне очереди жилым помещением по договору социального найма общей площадью не менее 17 кв.м. В обоснование заявленных требований указал, что Метленкина Ж..Ю. (Манаева до заключения брака), является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Управляющего Тимирязевским сельским округом от ДД.ММ.ГГГГ Метленкина Ж.Ю. поставлена на учет в качестве граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и включена в списки детей сирот, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечена.

В судебном заседании помощник прокурора Кировского района г.Томска Князева В.В. просила об удовлетворении исковых требований по основания, изложенным в иске.

Материальный истец Метленкина Ж.Ю. на удовлетворении исковых требований настаивала с учетом их уточнения по основаниям, изложенным в иске. Пояснила, что до настоящего времени состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения, которым не обеспечена, прав на иные жилые помещения не имеет.

Представитель Администрации г. Томска – Миронова Д.Ю., выступающая на основании доверенности от 07.07.2011 г., исковые требования не признала. Пояснила, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот является государственным полномочием и реализуется, в соответствии с действующим законодательством, совместно с органами местного самоуправления и органами исполнительной власти субъекта. Согласно Приложению № 16 (таблица № 28) муниципальному образованию г. Томск выделена субвенция в размере 918,0 тыс. руб. на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на 2011 г. Имеющихся денежных средств в размере 918,0 тыс. руб. на покупку жилых помещений для всех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за счет субвенций, как это положено по закону, не достаточно. Если администрации г. Томска из областного бюджета будут выделены соответствующие денежные средства, то администрация г. Томска в разумные сроки обеспечит жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, администрации Томской области Романенко А.Н., действующая на основании доверенности № 58 от 02.08.2011 г., с исковыми требованиями не согласилась. Пояснила, что в силу ч.7 ст.6 Закона Томской области №188-ОЗ органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями в случае недостаточности средств субвенции. Кроме того, истцом не представлено доказательств отсутствия в собственности Метленкиной Ж.Ю. другого жилого помещения.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора Кировского района г.Томска, обращающегося в интересах Метленкиной Ж.Ю., подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 8 Федерального Закона №159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В силу ч.1, подпункта 2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации - жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу ч.5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В ходе судебного заседания установлено, что Метленкина Ж.Ю. в 1998 г. осталась без попечения родителей.

Согласно постановлению главы администрации Томского района от ДД.ММ.ГГГГ -К попечителем над несовершеннолетней Манаевой Ж.Ю. назначена Л, поскольку мать Метленкиной Ж.Ю. умерла, а отец, умерший ДД.ММ.ГГГГ воспитанием ребенка не занимался.

Свидетельствами о смерти серии I-ОМ от ДД.ММ.ГГГГ, I-СТ от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что Г умерла ДД.ММ.ГГГГ, Ю умер ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ Манаева Ж.Ю. окончила полный курс Государственного образовательного учреждения Профессионального училища в г. Томске, ей присвоена квалификация по профессиям: маляр строительынй – 4 разряда, штукатур – 4 разряда, облицовщик-плиточник – 2 разряда, что подтверждается дипломом <адрес>, выданным ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ Манаева Ж.Ю. заключила брак с И, после заключения брака жене присвоена фамилия «Метленкина», что подтверждается свидетельством о заключении брака серии I-ОМ .

В ходе судебного заседания установлено, что в настоящее время Метленкина (Манаева) Ж.Ю.не имеет закрепленного за ней жилого помещения, не является собственником объектов недвижимости. Указанные обстоятельства подтверждаются уведомлениями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, сведениями Томского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация- федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ

Доказательств обратному ответчик и третье лицо на стороне ответчика, вопреки требованиям ст.56 ГПК РФ не представили.

Более того, по состоянию на 2011год Метленкина Ж.Ю. по прежнему состоит на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении, включена в список детей-сирот, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения, что следует из ответа Главы администрации Кировского района г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно абз.2 ч.1 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-03 (в ред. от 12.03.2008г) "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, однократно обеспечиваются Администрацией Томской области по месту жительства вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с законодательством Российской Федерации и Томской области за счет средств областного бюджета.

Законом Томской области от 11.09.2007 № 188-03 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения" администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (ч.1 ст.1).

В силу ч.1 ст. 3 названного Закона органы местного самоуправления городских округов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со статьей 6 настоящего Закона; запрос и получение сведений, необходимых для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций; использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Частью 2 ст. 3 Закона установлено, что органы местного самоуправления городских округов обязаны осуществлять государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями, государственные полномочия по расчету и предоставлению субвенций надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом.

В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления городских округов осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании (ч.2 ст.З Закона).

Анализ приведенных правовых норм федерального и областного законодательства не предусматривает обязанность Администрации Томской области выделять финансовые средства на приобретение жилого помещения конкретному ребенку-сироте либо лицу, оставшемуся без попечения родителей. При этом вопросы, касающиеся выделения денежных средств на исполнение государственных полномочий, относятся к сфере межбюджетных отношений и разрешаются в соответствии с порядком, установленным Бюджетным Кодексом РФ (ст. 140). Гражданин в силу статей 1 и 152 Бюджетного Кодекса РФ не является субъектом бюджетных отношений, в связи с чем, субъективное право конкретного физического лица не может быть поставлено в зависимость от наличия либо отсутствия денежных средств.

Кроме того, обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе и отсутствие денежных средств на приобретение жилых помещений. При этом, в случае недостаточности финансовых средств, орган местного самоуправления вправе обратиться за соответствующей финансовой поддержкой к субъекту Российской Федерации.

Решением Думы города Томска от 13.12.2005 года №27 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма, которая равна 17,0 квадратным метрам на одиноко проживающего гражданина.

Учитывая, что законодательством прямо предусмотрено внеочередное предоставление жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, к которым относится истец, суд находит подлежащими удовлетворению требования прокурора Кировского района г. Томска о возложении обязанности на администрацию г. Томска предоставить Метленкиной Ж.Ю. вне очереди на условиях договора социального найма жилое помещение, общей площадью не менее17 кв.м. в черте населенного пункта г. Томска.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора Кировского района г. Томска в интересах Метленкиной Ж.Ю. удовлетворить.

Обязать Администрацию города Томска предоставить Метленкиной Ж.Ю. вне очереди на условиях договора социального найма жилое помещение, общей площадью не менее17,0 кв.м. в черте населенного пункта г. Томска.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение 10 дней.

Судья:

На момент опубликования решение не вступило в законную силу.