о признании права собственности на гаражный бокс



№2-2884/2011

Именем Российской Федерации

Решение

25 октября 2011 года Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего Николаенко Е.С.,

при секретаре Меркульевой Н.С.

с участием

представителей истца Груздева И.Ю., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

представителя ответчика Саукова А.С., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ и доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

представителя третьего лица – Томского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация- федеральное БТИ Бородич С.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Егорова В.И. к Шутову В.Н. о признании права собственности на гаражный бокс

Установил:

Егоров В.И. обратился в суд с иском к Шутову В.Н. о признании права собственности на гаражный бокс.

В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ между Шутовым В.Н. и ОАО в лице генерального директора был заключен договор о переуступке прав собственности, в соответствии с которым Шутову В.Н. были переданы права по завершению строительства гаража, расположенного по адресу: г<адрес>, а также по требованию указанного гаража в собственность. Объект уступаемых прав по договору был определен следующем образом: бокс на одно стояночное место в общем гараже (на три стояночных места), место расположения бокса – крайний с правовой стороны.

ДД.ММ.ГГГГ было заключено изменение к договору о переуступке прав собственности от ДД.ММ.ГГГГ, которым объект уступаемых прав по договору от ДД.ММ.ГГГГ был определен следующем образом - гаражный бокс ( доли общего гаража) по адресу: <адрес>. В акте приема приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ Шутов принял у ОАО гаражный бокс на одно стояночное место. На основании указанных документов за Шутовым В.Н. было зарегистрировано право собственности в БТИ г. Томска и объект права был указан как доли нежилого строения (гаражный бокс ) по <адрес>. Впоследствии адрес нежилого строения изменился на <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Шутов на основании договора купли-продажи и акта приема-передачи передал в собственность гаражный бокс на одно стояночное место по указанному адресу истцу, однако в государственной регистрации ранее возникшего права и перехода права собственности истцу было отказано в связи с возникшими противоречиями в указании объекта прав в договоре переуступке права собственности от ДД.ММ.ГГГГ и в свидетельстве о БТИ, а также неоговоренных исправлениях в договоре. В связи с допущенной ошибкой при регистрации в БТИ и противоречиями в правоустанавливающих документах регистрация ранее возникшего права в ЕГРП невозможна, как и регистрация перехода права гаражного бокса на истца, который владеет и пользуется спорным гаражным боксом, несет обязанности собственника по его содержанию. Исправления, в договоре о переуступке права собственности являются технической ошибкой допущенной при наборе машинописного текста, не являющимися существенными при определении предмета договора.

Перешедшее по договору право собственности на гаражный бокс и невозможность его регистрации нарушает его право собственности, которое подлежит защите путем признания права собственности в судебном порядке на основании ст. 12 ГК РФ.

Истец просит суд признать право собственности на гаражный бокс , назначение нежилое, общей площадью кв.м., этажи: , расположенный по адресу: <адрес>.

Истец, ответчик, третье лицо – Управление Росреестра по Томской области, надлежаще уведомленные о времени и месте судебного заседания в суд не явились, истец через представителя и представитель третьего лица просили о рассмотрении дела в их отсутствие.

В силу ч.ч.3,4,5 ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Представитель истца исковые требования поддержал, по основаниям, изложенным в иске. В судебном заседании пояснил, что приобрел гаражный бокс у собственника Шутова В.Н. на свои собственные средства на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Несмотря на то, что право Шутова не зарегистрировано в ЕГРП оно является ранее возникшим правом, которое он приобрел в результате строительства на свои денежные средства на законных основаниях в соответствии с действующим на тот момент законодательством. Возникшие противоречия в правоустанавливающих документах и отказ регистрирующего органа в регистрации вызваны независящими от продавца и покупателя причинами.

Представитель ответчика, не возражал против удовлетворения исковых требований, представив письменный отзыв на иск. В судебном заседании указал, что Шутов В.Н., являясь законным собственником гаражного бокса, передал гаражный бокс и права на него по договору купли-продажи истцу, получив за него соответствующую цену, но переход права с ДД.ММ.ГГГГ не зарегистрирован по независящим от них причинам.

Представитель третьего лица Томского Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» в судебном заседании пояснил, что согласно правоустанавливающим документам в ДД.ММ.ГГГГ введены в эксплуатацию индивидуальные гаражные боксы, соответственно на государственном техническом учете также состоят гаражные боксы как отдельные нежилые помещения в составе нежилого строения по адресу: <адрес>, ранее сложившийся адрес <адрес>.

Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Согласно ч. 1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Исходя из положений п. 1 ст. 218 ГК РФ у застройщика и (или) у тех лиц, которые с целью приобретения права собственности на определенную договором часть объекта принимали участие в строительстве, возникает, в зависимости от условий заключенных договоров, либо право собственности на определенные части объекта, либо право общей собственности на весь объект.

В соответствии с ч.1 ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее – Федеральный закон № 122-ФЗ) права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

Как установлено материалами дела ДД.ММ.ГГГГ между ОАО (застройщик) и Шутовым В.Н. (исполнитель) был заключен договор о переуступке права собственности, согласно которому застройщик обязался передать исполнителю права по завершению строительства гаража по адресу: <адрес> и право требования указанного гаража на свое имя, а исполнитель обязался оплатить стоимость произведенных и будущих затрат.

ДД.ММ.ГГГГ стороны заключили соглашение об изменении к договору о переуступке прав собственности в котором изложили пункты, касающиеся предмета договора в новой редакции, указав, что застройщик обязуется передать исполнителю права по завершению строительства гаражного бокса ( доли общего гаража) по указанному выше адресу.

Регистрационным свидетельством о собственности на недвижимость от ДД.ММ.ГГГГ, выданным БТИ г. Томска подтверждается, что Шутов В.Н. зарегистрировал на праве частной собственности доли (гаражный бокс ) по <адрес> на основании договора о переуступке права от ДД.ММ.ГГГГ и акта приема- передачи от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, право собственности Шутова В.Н. на объект недвижимости, возникший на основании вышеуказанных правоустанавливающих документов, является в силу ст. 6 Федерального закона № 122-ФЗ ранее возникшим правом.

Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона № 122-ФЗ государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества.

ДД.ММ.ГГГГ между Шутовым В.Н. (продавец) и Егоровым В.И. (покупатель) был заключен договор купли-продажи в соответствии с которым, продавец обязался передать в собственность, а покупатель принять и оплатить гаражный бокс , находящийся по адресу: <адрес>.

Согласно п. 2 договора предметом купли-продажи явился гаражный бокс - на одно стояночное место в общем гараже кирпичного исполнения стен в помещениями на двух уровнях разделенных железобетонным перекрытием, общей площадью кв.м., в т.ч основной кв.м., вспомогательной - кв.м. Место расположения бокса- крайний с правой стороны (въезд со стороны ул. ).

По акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ указанный в договоре купли-продажи объект был передан Шутовым В.Н. и принят Егоровым В.И., что сторонами не оспаривалось.

При обращении в регистрационный орган в году с заявлением о государственной регистрации ранее возникшего права собственности на гаражный бокс и перехода права собственности на гаражный бокс в государственной регистрации было отказано по основаниям, предусмотренным абз. 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации. В сообщении об отказе указано, что документ-основание договор о переуступке прав собственности от ДД.ММ.ГГГГ содержит неоговоренные сторонами исправления, что противоречит п. 3 ст. 18 Федерального закона № 122-ФЗ и имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами. Шутовым В.Н. не представлено документов, подтверждающих возникновение права собственности на нежилое помещение (гаражный бокс) по адресу: <адрес>, бокс .

Истец, заявляя о признании права собственности на нежилое помещение (гаражный бокс) по адресу: <адрес>, бокс , ссылается на обстоятельства того, что противоречия в определении объекта права собственности в правоустанавливающих и правоподтверждающем документах Шутова В.Н., а также неоговоренные исправления в договоре переуступке права собственности от ДД.ММ.ГГГГ, ликвидация организации –застройщика не позволяют ему зарегистрировать переход права собственности на принадлежащий ему гаражный бокс, которым он добросовестно владеет и пользуется с года, несет расходы на его содержание.

В силу статьи 554 ГК РФ к существенным условиям договора продажи недвижимости относятся данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества.

Согласно выписке из Единого адресного реестра г. Томска, выданной БТИ г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ нежилому строению ранее сложившийся адрес <адрес> присвоен адрес <адрес>.

В судебном заседании установлено, что регистрация права собственности Шутова В.Н. в БТИ г. Томска и постановка объектов недвижимости на государственный технический учет производилась на основании постановления Мэра г. Томска № 16716 от 24.12.1996 о вводе в эксплуатацию индивидуальных гаражей на машиномест по <адрес>. Указанным постановлением был утвержден акт государственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о вводе в эксплуатацию индивидуальных гаражей на машиномест по <адрес> и разрешена эксплуатация индивидуальных гаражей. ТОО поручено передать в собственность граждан индивидуальные гаражи, в том числе Шутову В.Н.

В материалах архивного дела БТИ имеется договор о переносе гаражей АО с площадки строительства жилого дома по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ из которого следует, что построенный гараж под бокс подлежит передачи Шутову В.Н.

Протоколом распределения долей в гаражах от ДД.ММ.ГГГГ составленного в соответствии с постановлением Мэра г. Томска от 24.12.1996 № 1671-в распределены гаражные боксы согласно доли каждого в общей площади гаражей, в том числе Шутову В.Н. .

Согласно пояснениям представителя Томского филиала ФГУП «ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» наличие данного протокола явилось следствием неправильного указания в регистрационном свидетельстве о собственности объекта права, так как собственники выразили свой вклад в строительство указанием на доли. Вместе с тем, указанная в документах доля соответствует отдельного гаражному боксу, поставленному на технический учет в виде отдельного нежилого помещения в составе нежилого строения по адресу: <адрес> (предыдущий адрес).

По сведениям Томского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ правообладателем гаражного бокса по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ является Шутов В.Н. на основании договора о переуступке прав собственности от ДД.ММ.ГГГГ, а акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выписке из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> уже имеются записи об объекте и о правах на отдельное нежилое помещение под за иным субъектом права в составе того строения, где имеется гаражный бокс истца.

В соответствии с кадастровым паспортом помещения от ДД.ММ.ГГГГ и выписке из Единого государственного реестра объектов капитального строительства от ДД.ММ.ГГГГ нежилое строение в состав которого входят гаражные боксы состоит из этажей. Нежилое помещение под , находящееся по адресу <адрес> расположено этаж и имеет площадь кв.м.

Таким образом, в совокупности представленные в материалы дела доказательства, а именно правоустанавливающие документы, сведения о зарегистрированных правах по состоянию на 03.09.1998 и сведения из ЕГРП, данные технического учета позволяют суду установить, что объектом права собственности Шутова В.Н. являлось отдельное нежилое помещение – гаражный бокс площадью кв.м., в связи с чем, на дату заключения договора купли-продажи у Шутова В.Н. имелись все правовые основания законного владения спорным объектом недвижимости и право распоряжения им путем передачи права собственности на него Егорову В.И.

Государственная регистрация сделок с недвижимым имуществом согласно требованиям статей 164 и 131 Гражданского кодекса Российской Федерации осуществляется только в случаях, установленных законом. В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" во всех случаях, когда закон предусматривает государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, такая регистрация всегда является обязательной. Гражданским кодексом Российской Федерации не предусмотрена государственная регистрация договора купли-продажи нежилого помещения.

Договор купли - продажи от ДД.ММ.ГГГГ на котором основывает свое право истец, являются договором купли-продажи нежилого помещения, в отношении которого гражданское законодательство не содержит требование о государственной регистрации в подтверждение его заключенности.

Между тем, избранный истцом способ защиты права путем признания права собственности является одним из способов защиты прав на недвижимое имущество и может предъявляться, в частности, лицом, считающим себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом (п. 58 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении вопросов, связанных с защитой права собственности и других вещных прав"). Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права (п. 59 указанного Постановления).

Представленный в материалы дела договор купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ соответствует требованиям закона, никем не оспорен и не признан недействительным, совершенные Шутовым В.Н. действия позволяют сделать вывод о том, что его воля была направлена на отчуждение Егорову В.И. спорного гаражного бокса.

Таким образом, Егоров В.И. представлены доказательства, позволяющие сделать суду вывод, о том, что к нему перешло права собственности на гаражный бокс, в связи с чем, он является собственником спорного имущества на законном основании.

Подтверждением вышеуказанных обстоятельств является также представленное в материалы дела соглашение собственников гаражных боксов от ДД.ММ.ГГГГ о взаимном ненарушении прав и законных интересов в здании по адресу: <адрес> ввиду признания прав на отдельные гаражные боксы за каждым из них.

На основании изложенного и руководствуясь, ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Егорова В.И. удовлетворить.

Признать за Егоровым В.И. право собственности на гаражный бокс , назначение: нежилое, общей площадью кв.м., расположенный на этажах: по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение 10 дней с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья:

На момент опубликования решение не вступило в законную силу.