Решение о защите избирательных прав



2-3285/11

Именем Российской Федерации

Решение

7 ноября 2011года Советский районный суд г. Томска в составе

Председательствующего Шефер И.А.

с участием прокурора Богдановой Н.Н.

при секретаре Аплиной А.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Абсалямова РМ о защите избирательных прав,

установил:

Абсалямов Р.М. обратился в суд с заявлением о защите избирательных прав и просит признать неправомерными, нарушающими требования законов РФ и его конституционные права действие Окружной избирательной комиссии по Центральному одномандатному избирательному округу г. Томска и обязать Окружную избирательную комиссию по Центральному одномандатному избирательному округу г. Томска принять у него подписные листы избирателей.

В обоснование заявления указал, что ДД.ММ.ГГГГ в 18 часов 30 минут он – кандидат по выборам депутатов Законодательной Думы Томской области обратился в Окружную избирательную комиссию по Центральному одномандатному избирательному округу г. Томска, для предоставления подписных листов и регистрации его в кандидаты, однако в принятии подписных листов ему было отказано, в связи с тем, что их необходимо было сдать до 18.00 часов, в то время как работает комиссия до 19 часов. При этом указал, что ранее он звонил в Окружную комиссию и кем-то ему было разъяснено, что подписи избирателей необходимо принести до ДД.ММ.ГГГГ до 19 часов.

Считает, что нарушены его конституционные права предоставлением Окружной избирательной комиссии по Центральному одномандатному избирательному округу г. Томска неверной информации.

В судебном заседании заявитель требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель Окружной избирательной компании по Центральному одномандатному избирательному округу Хрячков П.П., действующий на основании доверенности, и представитель Избирательной комиссии Томской области А.Д. Ермаков, действующий на основании доверенности, возражали против удовлетворения заявления.

Прокурор считает, что заявление Абсалямова Р.М. удовлетворению не подлежит.

Заслушав участников процесса, прокурора полагавшего не подлежащими удовлетворению заявление, изучив доказательства, суд находит заявление не подлежащим удовлетворению.

Статьей 32 Конституции РФ закреплено право гражданина как избирать, так и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Процедура реализации гражданином РФ своих избирательных прав регламентирована Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ» № 67-ФЗ от 12.06.2002г.

В соответствии со ст. 75 указанного закона решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.

В п. 11 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 31.03.2011 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» дается разъяснение, что следует понимать под действием, бездействием избирательной комиссии.

Под действием избирательной комиссии, комиссии референдума, которые могут быть оспорены в суде, относится волеизъявление комиссии, не облеченное в форму постановления или решения и не закрепленное в соответствующем протоколе, а также распоряжение или иное волеизъявление уполномоченных (в силу закона или специального поручения) членов соответствующей комиссии, совершенное ими в целях реализации полномочий комиссии по подготовке и проведению выборов, референдума и других возложенных на комиссию полномочий.

Под бездействием избирательной комиссии, комиссии референдума следует понимать неисполнение комиссий обязанности, возложенной на нее нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия комиссии.

В соответствии с п. 8 ст. 20 ФЗ от 12.06.2002 № 67-ФЗ компетенция, полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий, территориальных и участковых комиссий при подготовке и проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также референдумов субъектов Российской Федерации, местных референдумов устанавливаются настоящим Федеральным законом, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

В соответствии с п.п. 3 и 6 указанной нормы комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации.

Комиссии обеспечивают информирование избирателей, участников референдума о сроках и порядке осуществления избирательных действий.

Согласно п.3 ст. 45 (Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ РФ) информирование избирателей, участников референдума, в том числе через средства массовой информации, о ходе подготовки и проведения выборов, референдумов, о сроках и порядке совершения избирательных действий, действий по участию в референдуме, о законодательстве Российской Федерации о выборах и референдумах, о кандидатах, об избирательных объединениях осуществляют комиссии.

При подготовке и проведении выборов депутатов Законодательной Думы Томской области избирательные комиссии вправе использовать ГАС "Выборы" в целях информирования избирателей о ходе подготовки и проведения выборов, о результатах выборов, а также в целях поиска, сбора, пополнения, обработки, передачи и хранения информации, используемой при подготовке и проведении выборов, информационного обеспечения деятельности избирательных комиссий, осуществляемой ими в пределах своих полномочий, установленных действующим законодательством (п. 4. ст. 17 Закона Томской области от 12.07.2006 № 147-ОЗ).

Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом.

Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением (ч.1. ст. 32 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ РФ)

Согласно п.п.1, 2 ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ РФ о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке.

Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.

Пунктом 9 указанной нормы предусмотрено, что установленный законом период, включающий в себя выдвижение кандидатов, списков кандидатов, а также сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов либо иные формы поддержки выдвижения, при выборах в федеральные органы государственной власти должен составлять не менее 40 дней (при досрочных выборах - не менее 30 дней), при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации - не менее 30 дней.

Защита прав свобод человека и гражданина (в том числе избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации) относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции Российской Федерации), в связи с чем законы субъектов Российской Федерации не должны противоречить федеральным законам (ч. 2 и 5 с. 76 Конституции Российской Федерации. Так, законами субъектов Российской Федерации не должны изменяться или ограничиваться закрепленные в Федеральном законе от 12 июня 2002 № 67-ФЗ основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации избирательных прав и права на участие в референдуме, однако эти гарантии могут быть дополнены новыми гарантиями, способствующими реализации указанных прав (п.3 ст.1 Федерального закона от 12 июня 2002 № 67-ФЗ).

Согласно части 2 статьи 29 Закона Томской области от 12 июля 2006 года № 147-О) «О выборах депутатов Законодательной Думы Томской области», по одномандатным избирательным округам выдвижение кандидатов избирательными объединениями, а также в порядке самовыдвижения начинается за 75 дней до дня голосования и заканчивается не позднее чем за 40 дней до дня голосования (то есть период выдвижения кандидатов определен законом с 19 сентября 2011 года до 24 октября 2011 года).

Представление избирательных документов для регистрации кандидатов осуществляется в соответствии с требованиями статьи 37 Закона Томской области «О выборах депутатов Законодательной Думы Томской области». В соответствии с частью 1 статьи 37 названного Закона, кандидат при выдвижении по одномандатному избирательному округу не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию следующие документы:

а) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, областного списка кандидатов;

б) протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе в двух экземплярах по форме, установленной Избирательной комиссией Томской области (если в поддержку выдвижения осуществлялся сбор подписей);

в) сведения об изменениях в данных о кандидате, об изменениях, происшедших в областном списке кандидатов после заверения его копии, и изменениях в данных о каждом кандидате из областного списка кандидатов, ранее представленных в соответствии с частями 1 - 3 статьи 30 настоящего Закона;

г) первый финансовый отчет кандидата, избирательного объединения.

Следовательно, представление кандидатом в окружную избирательную комиссию подписных листов с подписями избирателей и иных документов для регистрации по одномандатному избирательному округу возможно не позднее 18 часов 00 минут по местному времени ДД.ММ.ГГГГ. Указанный срок установлен законодательством и является пресекательным.

Постановлением Избирательной комиссии Томской области от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Календарный план мероприятий по подготовке и проведению выборов Законодательной Думы Томской области пятого созыва с указанием точного времени окончания приема документов кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам. Данное постановление для информирования всех участников избирательного процесса было своевременно размещено на официальном сайте Избирательной комиссии Томской области и направлено во все окружные и территориальные избирательные комиссии, что подтверждается распечаткой информации с официального сайта Избирательной комиссии Томской области. Таким образом, у заявителя имелись возможности получения интересующей его информации из официальных источников.

В судебном заседании заявитель не оспаривал, что документы, а именно подписные листы представил для регистрации в качестве кандидата в Окружную избирательную комиссию по Центральному одномандатному избирательному округу ДД.ММ.ГГГГ в 18 часов 30 минут, то есть за пределами установленного законом времени, что также подтверждается объяснениями председателя избирательной комиссии НИ, данными при проведении проверки о нарушении избирательных прав Абсалмова Р.М. Избирательной комиссией Томской области, которые в соответствии со ст. 71 ГПК РФ являются письменными доказательства и соответствуют требованиям допустимости и относимости, следовательно, Окружная избирательная комиссия по Центральному одномандатному избирательному округу не имела права принимать у кандидата документы (подписные листы) по окончании установленного законом срока. Таким образом, отказ в приятии документов кандидата Абсалямова Р.М. является законным и обоснованным.

Заявитель также ссылается на нарушение Окружной избирательной комиссией по Центральному одномандатному избирательному округу г. Томска требований пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации».

Данные доводы заявителя суд считает также необоснованными, поскольку согласно ст. 39 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст.24 «Об основных гарантиях избирательным прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательная комиссия муниципального образования является самостоятельным муниципальным органом, который не входит в структуру органов местного самоуправления, следовательно, действие Федерального закона 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» не распространяется на деятельность избирательной комиссии муниципального образования.

Заявитель в подтверждение того, что Окружная избирательная комиссия ввела его в заблуждение, дав неверную информацию по сроку подачи подписных листов, представил расшифровку по АПУС, согласно которой действительно ДД.ММ.ГГГГ в течение 2 минут по номеру телефона за именем Абсалямов Р.М. зафиксированы переговоры по номеру телефону (номер Окружной избирательной комиссии, что не оспаривалось в ходе рассмотрения дела). Заявитель в судебном заседании суду пояснил, что, с ним по телефону разговаривала женщина, представившись членом Окружной избирательной комиссии, которая его информировала о сроке подачи подписных листов до 19.00 часов ДД.ММ.ГГГГ. Однако по какому вопросу звонил, и какие переговоры велись в течение 2 минут заявителем доказательств не представлено. Кроме того, как указано выше у заявителя имелись возможности получения интересующей его информации из других официальных источников продолжительный период времени.

Доводы заявителя о том, что на входной двери Окружной избирательной комиссии по Центральному одномандатному избирательному округу г. Томска имелась вывеска ее работы с 10.00 часов до 19.00 часов, а, следовательно, должны были принять подписные листы, необоснованны.

Постановлением Избирательной комиссии Томской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении графика рабочего времени для окружных избирательных комиссий, территориальных избирательных комиссий, осуществляющих полномочия по выборам депутатов Законодательной Думы Томской области пятого созыва, назначенных на ДД.ММ.ГГГГ» установлен режим работы окружных избирательных комиссий с 10.00 часов до 19.00 часов в рабочие дни с 10.00 до 14.00 часов в выходные и праздничные дни. Указанное Постановление не изменяет и не отменяет предусмотренный частью 1 статьи 37 Закона Томской области «О выборах депутатов Законодательной Думы Томской области» срок приема документов, необходимых для регистрации кандидата.

В период с 18.00 часов до 19.00 часов ДД.ММ.ГГГГ Окружная избирательная комиссия по Центральному одномандатному избирательному округу имела право работать и решать текущие вопросы и т.д., но не обладала правом принимать документы (подписные листы) от кандидатов, в том числе Абсалямова Р.М.

Таким образом, доказательств в соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в подтверждение нарушений требований закона в действиях Окружной избирательной комиссии по Центральному одномандатному избирательному округу суду заявителем не представлено.

На основании изложенного заявление Абсалямова РМ о признании неправомерными, нарушающими требования законов РФ и его конституционные права действие Окружной избирательной комиссии по Центральному одномандатному избирательному округу г. Томска и возложении обязанности на Окружную избирательную комиссию по Центральному одномандатному избирательному округу г. Томска принять у Абсалямова РМ подписные листы избирателей удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 261 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления Абсалямова РМ о признании неправомерными, нарушающими требования законов РФ и его конституционные права действия Окружной избирательной комиссии по Центральному одномандатному избирательному округу г. Томска и возложении обязанности на Окружную избирательную комиссию по Центральному одномандатному избирательному округу г. Томска принять у Абсалямова РМ подписные листы избирателей, отказать

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 5 дней через Советский районный суд г. Томска.

Судья: И.А. Шефер

Решение не вступило в законную силу.