о предоставлении жилого помещения



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                  

10.11.2011г. Советский районный суд г.Томска в составе:

председательствующего судьи Карелиной Е.Г.

при секретаре Вершининой Ю.А.

с участием помощника прокурора Ленинского района г. Томска Заплатиной Е.А., представителя администрации Томской области Романенко А.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Ленинского района г.Томска, обратившегося в интересах Гайбовича Д.С. к муниципальному образованию «город Томск» в лице администрации города Томска о внеочередном предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ленинского района г.Томска обратился в суд с иском в интересах Гайбовича Д.С. к муниципальному образованию «город Томск» в лице администрации г.Томска, в котором просил возложить на администрацию г. Томска обязанность предоставить Гайбовичу Д.С. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение не менее 17 кв.м. в черте населенного пункта г. Томска.

В обоснование заявленных требований указал, что Гайбович Д.С. ДД.ММ.ГГГГ является сиротой, в связи с чем, на основании ст.57 ЖК РФ, ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеет право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилым помещением. С ДД.ММ.ГГГГ находился под опекой Б, в настоящее время обучается в ФГОУ СПО « », место в общежитии ему не предоставлялось.Решением жилищной комиссии объединенной администрации Ленинского и Октябрьского округов от ДД.ММ.ГГГГ Гайбович Д.С. признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечен, в собственности объектов недвижимого имущества не имеет. Государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возложены на администрацию г. Томска.

В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г.Томска Заплатина Е.А. настаивала на удовлетворении иска. Пояснила, что Гайбович Д.С. состоит на учете детей-сирот и детей, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, и в связи с прекращением в 2008году над ним опеки (попечительства) на основании п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ должен быть обеспечен администрацией г. Томска жилым помещением. Однако, до настоящего времени ответчик жилое помещение Гайбовичу Д.С. не предоставил.

Материальный истец Гайбович Д.С., представитель ответчика Миронова Д.Ю., извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, Гайбович Д.С. о причинах неявки не сообщил, представитель ответчика представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.

В представленном отзыве представитель ответчика не иск признала. Ссылаясь на ст.57 ЖК РФ, ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»., ст.15 Закона Томской области «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указала, что Гайбович Д.С. не окончил пребывание в образовательном учреждении, в связи с чем, не имеет права на предоставление жилого помещения.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, администрации Томской области Романенко А.Н. считала иск необоснованным. Пояснила, что Гайбович Д.С. обучается в ФГОУ СПО , обучение не закончил, в связи с чем, на основании действующего законодательства права на обеспечение жилым помещением не имеет. Кроме того, истцом не доказано, что Гайбович Д.С. по состоянию на 2011года состоит на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения.

На основании ст. 167 ГПК РФ судом определено о рассмотрении дела в отсутствие материального истца Гайбовича Д.С., представителя ответчика –администрации г. Томска.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора Ленинского района г.Томска подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.1, п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу ст.1 Федерального Закона №159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»(далее ФЗ № 159 от 21.12.1996г.) лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к которым отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии со ст. 8 ФЗ № 159 от 21.12.1996г., дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Гайбович Д.С. ДД.ММ.ГГГГг.р. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в связи со смертью ДД.ММ.ГГГГ единственного родителя Г, сведения об отце внесены в запись о рождении со слов матери, что подтверждается справкой о рождении, свидетельством о смерти серии I-ОМ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10,11,12).

Постановлением заместителя главы объединенной администрации Ленинского и Октябрьского округов администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ -О над Гайбовичем Д.С. установлена опека, опекуном несовершеннолетнего назначена Б

Из сообщения главы администрации Ленинского района г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Гайбович Д.С. на основании постановления главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ ж поставлен на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения(л.д. 17,18).

По состоянию на 2011 г. Гайбович Д.С. состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, а также на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения, номер очереди- 14, что следует из сообщения главы администрации Ленинского района г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ .

В ходе судебного заседания установлено, что Гайбович Д.С. не имеет закрепленного за ним жилого помещения, иных прав на жилые помещения.

Указанные обстоятельства подтверждаются уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ, ответом от 20.70.2011 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, сведениями Томского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация- федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ, а также отдела опеки и попечительства администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14,19-22).

Доказательств обратному ответчик и третье лицо на стороне ответчика, вопреки требованиям ст.56 ГПК РФ не представили.

Судом установлено, что Гайбович Д.С. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в ФГОУ СПО « », откуда был отчислен в связи с академическим отпуском, с ДД.ММ.ГГГГ восстановлен и в настоящее время обучается на третьем курсе техникума, что подтверждается справкой ФГОУ СПО ТПТ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13).

В период обучения местом в общежитии техникума Гайбович Д.С. не обеспечивался, проживает в квартире опекуна Б по адресу: <адрес>, что подтверждается ответом ФГОУ СПО ТПТ от ДД.ММ.ГГГГ , справкой паспортного стола ООО ЖЭК « » от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14, 17,23).

Как следует из вышеприведенного пункта 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ, на которую ссылается прокурор, основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение. В частности, к таким юридическим фактам относится прекращение опеки (попечительства) над лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В силу ст. 40 ГК РФ по достижении малолетним подопечным четырнадцати лет опека над ним прекращается, а гражданин, осуществлявший обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без дополнительного решения об этом. Попечительство над несовершеннолетним прекращается без особого решения по достижении несовершеннолетним подопечным восемнадцати лет, а также при вступлении его в брак и в других случаях приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия (пункт 2 статьи 21 и статья 27).

Следовательно, у Гайбовича Д.С., как нуждающегося в жилом помещении, после прекращения над ним опеки и попечительства по достижении 18 лет, то есть еще в 2008 году, возникло в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. И, как имеющий право на внеочередное получение жилого помещения, по постановлению главы администрации Ленинского района г. Томска он был поставлен в июле 2008 года в льготную очередь на получение жилья. Однако полагающееся по закону жилое помещение по договору социального найма ему так и не было предоставлено.

Ссылка стороны ответчика и третьего лица на отсутствие у Гайбовича Д.С. в силу ст. 8 ФЗ № 159 от 21.12.1996г. права на внеочередное предоставление жилого помещения в связи с тем, что он не окончил обучение в образовательном учреждении, суд находит несостоятельной, поскольку прекращение опеки является, согласно п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ самостоятельным основанием возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения у лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного суда РФ от 08.02.2011г. № 29-В10-12.

В силу ч.3, 5 ст.57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления, по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Решением Думы города Томска от 13.12.2005 года №27 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма, которая равна 17,0 квадратным метрам на одиноко проживающего гражданина.

Следовательно, материальный истец имеет право на предоставление жилого помещения по договору социального найма общей площадью не менее 17 кв.м. в черте населенного пункта г. Томск.

При этом, предоставляемое по договору социального найма жилое помещение должно быть благоустроенным, что следует из пункта 12 Положения о признании помещения жилым помещением жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47, согласно которому жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). Отсутствие водопровода и канализированных уборных допускается только в одно- и двухэтажных зданиях в поселениях без централизованных инженерных сетей, к которым г. Томск не относится.

Согласно абз.2 ч.1 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-03 (в ред. от 12.03.2008г) "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, однократно обеспечиваются Администрацией Томской области по месту жительства вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с законодательством Российской Федерации и Томской области за счет средств областного бюджета.

Законом Томской области от 11.09.2007 № 188-03 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения" администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (ч.1 ст.1).

В силу ч.1 ст. 3 названного Закона органы местного самоуправления городских округов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со статьей 6 настоящего Закона; запрос и получение сведений, необходимых для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций; использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Частью 2 ст. 3 Закона установлено, что органы местного самоуправления городских округов обязаны осуществлять государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями, государственные полномочия по расчету и предоставлению субвенций надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом.

В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления городских округов осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании (ч.2 ст.З Закона).

Учитывая приведенные нормы законодательства и установленные в судебном заседании обстоятельства, обязанность по внеочередному предоставлению Гайбовичу Д.С. жилого помещения по договору социального найма должна быть возложена на администрацию г. Томска, в связи с чем, требования прокурора Ленинского района г. Томска являются обоснованными.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ленинского района г.Томска в интересах Гайбовича Д.С. удовлетворить.

Обязать администрацию города Томска предоставить Гайбовичу Д.С. вне очереди на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее17,0 кв.м. в черте населенного пункта «г. Томск».

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение 10 дней.

Судья:

На момент опубликования решение не вступило в законную силу.