об оспаривании решения межведомственной комиссии



№ 2-3344/11

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

17 ноября 2011 года г. Томск

Советский районный суд города Томска в составе председательствующего Черемисина Е.В. при секретаре Кошкиной Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Стародубцевой А.К. к администрации города Томска об оспаривании решения межведомственной комиссии,

У С Т А Н О В И Л:

Стародубцева А.К. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда Администрации г. Томска от 30.09.2011 об отказе в признании помещения <адрес> в <адрес> пригодным для проживания. Просила обязать администрацию г. Томска в лице межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда Администрации г. Томска и ее председателя Паршуто Е.В. принять решение о признании помещения <адрес> в <адрес> пригодным для проживания.

В обоснование заявления указано, что 08.04.2010 заявитель приняла решение о выделении принадлежащих ей на праве собственности помещений в качестве самостоятельного объекта недвижимости - <адрес> общей площадью 17,4 кв.м. Для регистрации права собственности на вновь созданный объект заявителю было необходимо подтвердить, что квартира пригодна для проживания. С этой целью, заявитель неоднократно обращалась в межведомственную комиссию в установленном законом порядке, однако решения о признании помещения пригодным для проживания не получила. Письмом председателя межведомственной комиссии от 10.10.2011 ей было отказано в признании помещения по <адрес> в <адрес> пригодным для проживания. В качестве основания отказа в письме указано несоответствие п. 5.7 Свода правил СП 54.13330.2011 СНиП 31-01-2003. Здания жилые многоквартирные. Данный отказ является незаконным и необоснованным и нарушает права заявителя как собственника имущества. В п. 5.7 указанного Свода правил идет речь о помещениях государственного и муниципального жилищного фонда, предоставляемых гражданам с учетом социальной нормы площади жилья. Вновь созданное помещение соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению, установленным статьями 15-16 ЖК РФ.

В судебное заседание заявитель не явилась, будучи извещена.

Представитель заявителя Тимофеев А.В. поддержал заявление по изложенным в нем основаниям.

Представитель администрации Горовцова И.В. с заявлением не согласилась и пояснила, что обращением Стародубцевой А.К. в межведомственную комиссию следует считать заявление от 28.07.2010 № 464. Межведомственная комиссия трижды откладывала рассмотрение заявления, направляя в адрес заявителя информационные письма с указанием причины отложения. Заявление Стародубцевой А.К. было рассмотрено на заседании 29.04.2011 и принято решение об отказе в признании жилого помещения пригодным для проживания. Указанное решение заявителем не оспорено. Последующие обращения заявителя носили характер жалоб и содержали просьбу о повторном рассмотрении вопроса согласования перепланировки. Применение п. 5.7 Свода правил СП 54.13330.2011 «СНиП 31-01-2003. Здания жилые многоквартирные.» является обоснованным, поскольку здание по <адрес> является общежитием, проектировалось и вводилось в эксплуатацию в качестве фонда социального использования.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 40 ЖК РФ, собственник помещения в многоквартирном доме при приобретении в собственность помещения, смежного с принадлежащим ему на праве собственности помещением в многоквартирном доме, вправе объединить эти помещения в одно помещение в порядке, установленном главой 4 настоящего Кодекса. Границы между смежными помещениями могут быть изменены или эти помещения могут быть разделены на два и более помещения без согласия собственников других помещений в случае, если подобные изменение или раздел не влекут за собой изменение границ других помещений, границ и размера общего имущества в многоквартирном доме или изменение долей в праве общей собственности на общее имущество в этом доме.

Решением собственника – Стародубцевой А.К. от 08.04.2010 выделены в самостоятельные объекты помещения №№ , присвоен номер квартиры –

Перепланировка жилых помещений по <адрес> пом. , согласована в порядке главы 4 ЖК РФ решением администрации Советского района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно ч. 3 ст. 15 ЖК РФ, порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее – Положение), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006г.N47.

Согласно п. 7 Положения, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

В п. 42 Положения закреплено, что комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно п. 44 Положения, процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает:

- прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов;

- определение перечня дополнительных документов (заключения соответствующих органов государственного контроля и надзора, заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, акт государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации о результатах проведенных в отношении жилого помещения мероприятий по контролю), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;

- определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения;

- работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;

- составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания (далее - заключение) и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

- составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование;

- принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии;

- передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).

В п. 47 Положения установлено, что по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

- о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

- о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;

- о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

В силу п. 48 Положения, по окончании работы комиссия составляет в 3 экземплярах заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания по форме согласно приложению N 1.

Согласно п. 49 Положения, в случае обследования помещения комиссия составляет в 3 экземплярах акт обследования помещения по форме согласно приложению N 2. На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Межведомственная комиссия для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда создана и действует в г. Томске на основании Постановления Мэра г. Томска от 28 февраля 2006 г. N 95 «О создании межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда».

Решение вопроса о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

В силу положений части 1 статьи 254 ГПК РФ граждане вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления.

Следовательно, граждане вправе оспорить в суде решения, действия (бездействие) межведомственной комиссии и органа местного самоуправления по принятию решений о соответствии (несоответствии) помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности (непригодности) для проживания.

Согласно выписке из протокола заседания Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда от 30.09.2010 отказано в удовлетворении заявления о признании помещения по <адрес> пригодным для проживания на основании п. 5.7 Свода правил СП 54.13330.2011 «СНиП 31-01-2003. Здания жилые многоквартирные» (л.д. 54).

Доводы представителя администрации г. Томска о том, что указанное решение не является решением межведомственной комиссии по заявлению о пригодности помещения для проживания суд считает несостоятельными.

Данное решение вынесено по обращению Стародубцевой А.К. от 22.09.2011, в котором она просила повторно рассмотреть вопрос согласования перепланировки <адрес>, указывая, что все замечания исправлены и необходимые документы поданы в межведомственную комиссию.

Формулировка решения межведомственной комиссии от 30.09.2011 не дает оснований для вывода о том, что данное решение носило характер решения по жалобе, при том, что рассмотрение жалоб не входит в компетенцию межведомственной комиссии.

Этот вывод подтверждается и тем, что при принятии межведомственной комиссией решения об оставлении без изменения отказа в удовлетворении заявления о признании помещения пригодным для проживания об этом прямо указывалось в протоколе заседания межведомственной комиссии. Например, подобное решение было принято на заседании комиссии от 31.05.2011, что подтверждается соответствующей выпиской из протокола (л.д. 53).

Таким образом, решение межведомственной комиссии от 30.09.2011 может быть проверено судом на предмет его законности и обоснованности как решение об отказе в признании помещения пригодным для проживания.

При рассмотрении заявления Стародубцевой А.К. администрацией г. Томска и межведомственной комиссией нарушены пункты 44, 47-49 Положения. В частности, комиссией не составлено заключение о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания.

Из письма председателя межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ на имя Стародубцевой А.К. следует, что ДД.ММ.ГГГГ состоялось обследование помещения в соответствии со ст. 43 Положения.

В то же время, акт обследования помещения, который составляется в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования, в суд не представлен. Тогда как заключение комиссии должно составляться на основании выводов и рекомендаций, указанных в таком акте.

Кроме того, решение по итогам работы комиссии органом местного самоуправления – администрацией г. Томска не принято.

Указанные нарушения являются существенными и сами по себе дают основания для признания решения от 30.09.2011 незаконным.

Ссылка на п. 5.7 Свода правил СП 54.13330.2011 «СНиП 31-01-2003. Здания жилые многоквартирные» в обоснование отказа является несостоятельной, поскольку указанный пункт касается лишь квартир, предоставляемых гражданам в зданиях государственного и муниципального жилищных фондов, жилищного фонда социального использования.

Помещение, созданное заявителем в результате объединения помещений, относится к частному жилищному фонду, состав помещений и площадь квартир в котором согласно п. 5.2 указанного Свода правил устанавливаются заказчиком-застройщиком в задании на проектирование.

Оспариваемое решение препятствует в реализации заявителем конституционных прав на жилище и права собственности, поскольку препятствует введению вновь созданного объекта недвижимости в гражданский оборот путем государственной регистрации прав на него в установленном законом порядке.

При этом, суд отмечает, что администрация г. Томска в письме от ДД.ММ.ГГГГ разъяснила Стародубцевой А.К., что для государственной регистрации права необходимо получение решения межведомственной комиссии о соответствии вновь созданного объекта недвижимости требованиям предъявляемым к жилому помещению и его пригодности для проживания (л.д. 15-16).

Такое же разъяснение было дано заявителю Управлением Федеральной регистрационной службы по Томской области в уведомлении от 30.04.2010 (л.д. 34-35).

Правильность позиции о необходимости получения решения межведомственной комиссии для государственной регистрации права заявителя на вновь созданный объект недвижимости подтверждается положениями ст. 15-16 ЖК РФ и Постановления Правительства РФ от 28 января 2006г.N47.

В этой связи, довод представителя администрации г. Томска о том, что получение такого решения межведомственной комиссии не обязательно для государственной регистрации права, противоречит положениям действующего законодательства, а также практике самой межведомственной комиссии, принимающей к рассмотрению подобные заявления.

В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Предложенный заявителем вариант устранения нарушенных прав в форме обязания администрации г. Томска и межведомственной комиссии принять конкретное решение по заявлению, не может быть принят судом как относящийся к исключительной компетенции органа местного самоуправления.

Исходя из указанных норм, в случае обжалования гражданами решений, действий (бездействия) межведомственной комиссии и органа местного самоуправления и признания заявления обоснованным, суд может принять решение об обязании провести оценку соответствия помещения установленным требованиям, вынести заключение о его состоянии и принять соответствующее решение органа местного самоуправления.

Межведомственная комиссия не является самостоятельным субъектом гражданских правоотношений и участвует в решении указанных вопросов только в той мере, в которой ей это делегировано Постановлением Мэра г. Томска от 28 февраля 2006г. № 95. С учетом положений федерального законодательства, а также подп. 1.13 п. 1 ст. 40 Устава города Томска, за решения, действия (бездействие) межведомственной комиссии должна отвечать администрация г. Томска.

Согласно ст. 18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Исходя из данной статьи Конституции РФ, деятельность администрации г. Томска как органа местного самоуправления в отношениях с заявителем должна определяться правами заявителя, а правосудие призвано обеспечивать соблюдение этих прав. В этой связи, отказ в удовлетворении заявления только по тому основанию, что заявитель не оспорил какие-либо предыдущие решения межведомственной комиссии не будет соответствовать ст. 18 Конституции РФ.

Руководствуясь ст. 194-197, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным решение межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда администрации г. Томска от 30.09.2011 об отказе в признании помещения по <адрес> в <адрес> пригодным для проживания.

Обязать администрацию города Томска организовать проведение межведомственной комиссией для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда оценки соответствия помещения по <адрес> в <адрес> установленным требованиям и принятие заключения в порядке, предусмотренном Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006г.N47.

Обязать администрацию города Томска на основании заключения межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда принять решение и издать распоряжение в отношении помещения по <адрес> в <адрес> в порядке, установленном Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006г.N47.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:

Решение не вступило в законную силу.