об обязании профинансировать работы



№ 2-3262/11

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

5 декабря 2011 года город Томск

Советский районный суд г. Томска в составе председательствующего Черемисина Е.В., при секретаре Мирной А.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Томска, выступающего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 44 г. Томска об обязании устранить нарушения правил пожарной безопасности, к Муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации г. Томска об обязании профинансировать работы,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Томска обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к МОУ СОШ № 44 г. Томска об обязании устранить нарушения правил пожарной безопасности, а именно демонтировать окраску горючим материалом (масляной краской) стен на путях эвакуации, оборудовать выход на чердак противопожарным люком, привести планы эвакуации в соответствии с требованиями ГОСТ 12.2.143-2009; к МО «Город Томск» в лице администрации г. Томска об обязании профинансировать за счет средств бюджета г. Томска работы МОУ СОШ № 44 по демонтажу окраски горючим материалом (масляной краской) стен на путях эвакуации, оборудованию выхода на чердак противопожарным люком, приведению планов эвакуации в соответствии с требованиями ГОСТ 12.2.143-2009. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить ответчикам срок один месяц для совершения вышеуказанных действий.

В обоснование требований указано, что указанные нарушения правил пожарной безопасности выявлены при обследовании школы 02.08.2011 сотрудниками ПЧ № 3. Факт нарушений и необходимость их устранения директор МОУ СОШ № 44 не оспаривала. Однако, школа не располагает необходимыми средствами для устранения нарушений. Согласно п. 1.3, 1.4 Устава МОУ СОШ № 44, учредителем школы является муниципальное образование « Город Томск». Согласно п. 7.1 Устава, имущество учреждения является муниципальной собственностью города Томска. Исходя из положений ст. 120, 125, 210 ГК РФ, ст. 14, 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 8, 38 Устава города Томска, администрация г. Томска как представитель собственника МОУ СОШ № 44 обязана содержать имущество учреждения в соответствии с требованиями пожарной безопасности.

В судебном заседании помощник прокурора Семитко С.Е. поддержала заявленные требования.

Представитель МОУ СОШ № 44 – директор Расторгуева А.Г. признала иск. Заявление о признании иска и разъяснении последствий признания иска приобщено к делу.

В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Признание иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, в связи с чем, принимается судом.

Представитель администрации г. Томска Бабьева Н.В. иск не признала и пояснила, что обеспечение пожарной безопасности в образовательном учреждении относится к компетенции образовательного учреждения. Собственник имущества несет субсидиарную ответственность в соответствии со ст. 120 ГК РФ только при недостаточности денежных средств учреждения. Доказательства отсутствия у МОУ СОШ № 44 средств на устранение нарушений не представлены. В случае выделения денежных средств МО Город Томск, для исполнения требований прокурора понадобится не менее пяти месяцев.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит иск к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации г. Томска не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 1 ст. 120 ГК РФ, учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

В п. 3 ст. 120 ГК РФ закреплено, что особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами.

Согласно п. 1 ст. 12 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании», образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

В п. 2 ст. 12 Закона об образовании закреплено, что образовательное учреждение является юридическим лицом, создается и регистрируется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 3 ст. 12 Закона об образовании, муниципальным является образовательное учреждение, созданное муниципальным образованием.

В ст. 120 ГК РФ, в редакции Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ, предусмотрена субсидиарная ответственность только для собственников частных и казенных учреждений, к которым МОУ СОШ № 44 не относится.

В п. 12 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» указано, что положения абзаца шестого пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в части исключения субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения не применяются к правоотношениям, возникшим до 1 января 2011 года.

Согласно п. 1.3 Устава МОУ СОШ № 44, учредителем учреждения является муниципальное образование «Город Томск». В п. 7.1 Устава закреплено, что имущество учреждения является муниципальной собственностью города Томска и принадлежит учреждению на праве оперативного управления. В п. 7.8 Устава указано, что деятельность учреждения финансируется из бюджета муниципального образования «Город Томск» в соответствии с действующим законодательством.

В объяснении от 24.08.2011 директор МОУ СОШ № 44 указала, что выявленные нарушения пожарной безопасности будут устранены в 2012 году в рамках целевой городской программы.

Согласно п. 1 ст. 43 Закона об образовании, образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, может иметь самостоятельный баланс и лицевой счет.

Согласно п. 1 ст. 45 Закона об образовании, государственное и муниципальное образовательные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги), не предусмотренные соответствующими образовательными программами и федеральными государственными образовательными стандартами, а также образовательными стандартами, устанавливаемыми в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона.

Доход от указанной деятельности государственного или муниципального образовательного учреждения используется данным образовательным учреждением в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставными целями (п. 2 ст. 45 Закона).

В силу п. 1 ст. 47 Закона об образовании, образовательное учреждение вправе вести приносящую доход деятельность, предусмотренную его уставом постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует указанным целям. Осуществление указанной деятельности государственными и муниципальными образовательными учреждениями допускается, если это не противоречит федеральным законам.

Доказательства отсутствия у учреждения необходимых денежных средств для устранения нарушений суду не представлены.

Из справки МУ Централизованная бухгалтерия по обслуживанию муниципальных общеобразовательных учреждений от 17.11.11 № 1564 следует, что МОУ СОШ № 44 на 2011 год для выполнения противопожарных мероприятий выделено из средств местного бюджета 78409,32 рублей. За период с 01.01.2011 по 08.11.2011 израсходовано 76811,62 рублей. Остаток средств в сумме 1597,7 рублей будет использован до конца 2011 года.

Таким образом, данная справка подтверждает наличие у учреждения собственных средств.

Кроме того, данная справка касается лишь денежных средств, выделенных для выполнения противопожарных мероприятий. В то время как доказательства отсутствия у учреждения иных денежных средств, в том числе тех, которые могут быть получены в порядке ст. 45 и 47 Закона об образовании, суду не представлены.

С учетом изложенного, доводы прокурора о том, что администрация г. Томска должна нести субсидиарную ответственность по обязательствам МОУ СОШ № 44 не основаны на законе и не подкреплены доказательствами.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Суд считает разумным установление МОУ СОШ № 44 срока для устранения нарушений продолжительностью два месяца со дня вступления решения в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-197 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 44 г. Томска устранить нарушения правил пожарной безопасности, а именно демонтировать окраску горючим материалом (масляной краской) стен на путях эвакуации, оборудовать выход на чердак противопожарным люком, привести планы эвакуации в соответствии с требованиями ГОСТ 12.2.143-2009 в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

В удовлетворении исковых требований прокурора г. Томска к Муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации г. Томска об обязании профинансировать работы отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд города Томска в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:

Решение не вступило в законную силу.