об обязании восстановить страховые взносы, индексации пенсии



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Советский районный суд г. Томска в составе: председательствующего Черных О.Г.,

с участием:

истца Комоедова А.Н.

представителя ответчика Драчевой С.Б., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ

при секретаре Цыгановой Е.А.,

рассмотрев 15 декабря 2011г. в открытом судебном заседании в городе Томске гражданское дело по иску Комоедова АН к ГУ УПФ РФ в г. Томск Томской области об обязании восстановить страховые взносы, индексации пенсии, обязании включить сумму страховых взносов в расчетный капитал, включение периода работы в страховой стаж,

УСТАНОВИЛ:

Комоедов А.Н. обратился в суд к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области об обязании восстановить страховые взносы в сумме ----------- коп., обязать ответчика проиндексировать пенсию с ДД.ММ.ГГГГ в пределах нормативных правительственных документов, сделать перерасчет начисленной пенсии с марта ДД.ММ.ГГГГ. с учетом фактически отработанного времени с индексацией приложенного расчета с момента ее возникновения.

В обоснование указал, что ответчик произвольно изменил с ДД.ММ.ГГГГ сумму страховых взносов, уменьшив их на ----------- руб., тем самым изменил сумму, установленную решением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ

Считает это неправомерным, поскольку ответчик произвел перерасчет районного коэффициента с ----------- установленного в <адрес> местным законодательством, на коэффициент -----------

В дальнейшем требования неоднократно увеличивал, в итоге просит:

-                      Обязать ответчика восстановить снятые ----------- копеек страховой части пенсии, которая определилась из суммы ----------- копейки представленного расчета Пенсионным фондом в <адрес> районный суд г. Томска.

-                      Обязать ответчика всю выплачиваемую пенсию проиндексировать на -----------% с ДД.ММ.ГГГГ на основании Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

-                      обязать ответчика всю сумму страховых взносов ----------- руб. стажа, не вошедшего в расчет страхового капитала, включить в расчетный капитал с ДД.ММ.ГГГГ

-                      обязать включить в страховой стаж истца период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ директором в ЗАО «А»

Истец Комоедов А.Н. в судебном заседании настаивал на требованиях по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что районный коэффициент установлен законодательством <адрес>), заработную плату ему выплачивали при его применении, поэтому при исчислении пенсии он должен быть применен. Решение <адрес> района города Томска имеет силу преюдиции, поэтому ответчик не вправе производить перерасчет. Указал, что просит включить в его страховой стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ директором в ЗАО «А», который не был включен ответчиком, и за данный период сумму страховых взносов в размере ----------- руб. включить в расчетный капитал с даты назначения пенсии.

Представитель ответчика Драчева С.Б. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных отзывах на исковое заявление. Указала, что при расчете размера пенсии истцу на основании ст.30 ФЗ «О трудовых пенсиях» был необоснованно применен коэффициент повышенного соотношения заработка, установленный не в централизованном порядке, а установленный местными органами власти <адрес>-----------. Ошибка была обнаружена в январе ДД.ММ.ГГГГ г., поэтому с февраля ДД.ММ.ГГГГ г. размер пенсии истца был пересмотрен - уменьшен и рассчитан с учетом районного коэффициента, установленного в централизованном порядке, для непроизводственных отраслей, который в <адрес> Якутской АССР составляет ----------- Индексация на -----------% истцу произведена с ДД.ММ.ГГГГ Пояснила, что право застрахованных лиц, работающих по трудовому договору, на получение трудовой пенсии обеспечивается уплатой страхователями в их пользу страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ. Комоедов А.Н. зарегистрирован в качестве застрахованного лица в ПФР с ДД.ММ.ГГГГ, поэтому с указанной даты сведения о его трудовом стаже учитываются на основании его индивидуального лицевого счета по данным ПФР, в лицевом счете истца стаж работы с указан только с ДД.ММ.ГГГГ установлен согласно сведений самого Комоедова А.Н. как индивидуального предпринимателя — работодателя. Данных о начислении заработной платы, о начислении на нее страховых пенсионных взносов за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также о перечислении их в ПФР, у Управления не имеется, следовательно, учитывать что-либо - стаж или страховые взносы иным образом нет оснований. Необоснованным является и требование о перерасчете страховой части пенсии со дня ее назначения, так как перерасчет пенсии носит заявительный характер, а Комоедов А.Н. не обращался с заявлением о перерасчете страховой части пенсии с учетом тем сумм, которые он просит учесть на лицевом счете.

Суд, заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, находит подлежащим удовлетворению требований истца в частично по следующим основаниям.

Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Трудовой книжкой Комоедова А.Н. от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что Комоедов А.Н. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в А СМУГ, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в «А».

Предприятие находится на территории <адрес> улуса (района) Республики <адрес> который отнесен к районам Крайнего Севера.

Как следует из справки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.21), что Комоедов А.Н. работал на предприятии (АО) «А» с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ предприятия зарегистрировано в администрации Алданского улуса как ЗАО «А» (л.д. 26-27 т.1). ДД.ММ.ГГГГ Комоедов А.Н. уволен в связи с ликвидацией предприятия. Данное предприятие дислоцировалось в Алданском улусе <адрес> <адрес> которая относилась к районам Крайнего Севера с предоставлением работникам льгот в соответствии с действующим законодательством. Районный коэффициент к заработной плате до ДД.ММ.ГГГГ составлял ----------- с ДД.ММ.ГГГГ-----------.

В справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Конкурсным управляющим ЗАО «Алданстройиндустрия» указано, что Комоедов А.Н. работал на предприятии (АО) «А» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Данное предприятие дислоцировалось в Алданском улусе <адрес>), которое относится к районам Крайнего севера с предоставлением работникам льгот в соответствии с действующем законодательством. Районный коэффициент к работной плате до ДД.ММ.ГГГГ составлял – ----------- с ДД.ММ.ГГГГ-----------. ЗАО «А» является правопреемником предприятия «А».

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ Архивного отдела администрации <адрес> Республики <адрес>), <адрес> <адрес> АССР до ДД.ММ.ГГГГ относился к районам, приравненным к районам Крайнего Севера. С ДД.ММ.ГГГГ <адрес> <адрес> АССР относится к районам Крайнего Севера на основании Постановления Совета Министров Союза ССР от ДД.ММ.ГГГГ . Районный коэффициент к заработной плате в <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ составлял ----------- на основании Постановления Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ /п- С ДД.ММ.ГГГГ районный коэффициент установлен в размере ----------- на основании Постановления Совмина <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке применения районных коэффициентов к заработной плате, пенсиям, стипендиям, пособиям и другим выплатам населению, проживающему на территории <адрес> ССР».

За назначением пенсии по старости Комоедов А.Н. обратился в ГУ УПФ РФ в г. Томске Томской области ДД.ММ.ГГГГ

Согласно материалам пенсионного дела (л.д. 35 т. 1) Комоедову А.Н. с ДД.ММ.ГГГГ назначена пенсия по старости, с ДД.ММ.ГГГГ Комоедов А.Н. зарегистрирован в качестве застрахованного лица в Пенсионном фонде РФ.

Судом установлено, что размер пенсии на дату назначения пенсии - ДД.ММ.ГГГГ - составил ----------- рублей, с учетом индексации и валоризации пенсии, размер на ДД.ММ.ГГГГ составил ----------- рублей, на ДД.ММ.ГГГГ----------- рублей.

Требование истца о восстановлении суммы ----------- копеек — это разница между получаемой пенсией истца и размером пенсии, выплаченным ему после обнаружения ошибки в расчете.

С ДД.ММ.ГГГГ истцу был произведен перерасчет пенсии и уменьшен размер выплачиваемой пенсии до ----------- рублей, поскольку был не верно применен коэффициент ----------- к среднемесячной заработной плате, согласно письму из ГУ УПФ РФ в г. Томске Томской области по Советскому району от ДД.ММ.ГГГГ

Из заключения по пенсионному делу Комоедова А.Н. следует, что при анализе документов пенсионного дела Комоедова А.Н. установлено, что при назначении пенсии с ДД.ММ.ГГГГ было не верно применено повышенное соотношение заработков -----------, тогда как районный коэффициент в непроизводственной сфере <адрес> Республики <адрес>) установлен ----------- поэтому в соответствии с ст. 30.2 Закона № 173-ФЗ от 17.12.2001г должен быть применен повышенное отношение ----------- (л.д. 39 т. 1).

Решением Комиссии ГУ – УПФ РФ в г. Томске Томской области от ДД.ММ.ГГГГ установлено неправильное применение коэффициента ----------- к среднемесячной заработной плате истца, в связи с чем образовалась переплата по пенсии, что так же следует из распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 34 т. 1).

Порядок применения коэффициентов при определении пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, до 1 января 2002 года устанавливался Законом РФ от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Законом РФ от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", а с 1 января 2002 года установлен Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В соответствии со статьей 112 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" минимальные и максимальные размеры трудовых и социальных пенсий определяются для граждан, проживающих в районах, где установлены районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих, с применением соответствующего коэффициента на весь период их проживания в указанных местностях. При этом, если установлены разные коэффициенты, применяется коэффициент, действующий в данном районе для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

На основании пункта 3 статьи 30, подпункта 6 пункта 1 ст.28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера, а также для мужчин, достигших возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеют страховой стаж не менее 25 лет независимо от места жительства за пределами районов Крайнего Севера (пп.6 п.1 ст.28), отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах:

не свыше ----------- - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до -----------

не свыше ----------- - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от ----------- до -----------;

не свыше ----------- - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от ----------- и выше.

Во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

При этом учет в повышенном размере указанного отношения заработков осуществляется на основании сведений о заработной плате за периоды, предусмотренные абзацем седьмым настоящего пункта, включающие периоды работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях. В состав заработной платы, приходящейся на эти периоды, должны входить выплаты по районному коэффициенту за периоды работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях продолжительностью не менее одного полного месяца.

В случаях, когда представлены сведения о заработной плате с выплатами разных по размеру районных коэффициентов, для учета в повышенном размере указанного отношения заработков принимается последний по времени получения районный коэффициент, начисленный к представленной заработной плате в период работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях.

Как следует из п.п. «г» п. 13 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20.12.2005г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», поскольку оценка пенсионных прав граждан на основании статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ производится по состоянию на 1 января 2002 года, исходя из смысла пункта 2 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ отношение заработков в повышенном размере (не свыше 1,4; 1,7; 1,9) может учитываться, в том числе, мужчинам, если они по состоянию на 1 января 2002 года проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеют на указанную дату страховой стаж соответственно не менее 25 (независимо от даты достижения необходимого возраста выхода на пенсию). При определении отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации следует иметь в виду, что повышенное отношение заработков (ЗР/ЗП - не свыше 1,4; 1,7; 1,9) – определяется с учетом районного коэффициента к заработной плате, установленного в централизованном порядке (органами государственной власти СССР, федеральными органами государственной власти), поскольку в силу пункта 3 статьи 9 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" финансирование выплаты страховой части трудовой пенсии осуществляется за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, средства которого в силу пункта 1 статьи 16 этого же Федерального закона являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат. Согласно статье 71 Конституции Российской Федерации федеральная государственная собственность и управление ею находятся в исключительном ведении Российской Федерации.

Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 04.09.1964 N 380/П-18 утверждены районные коэффициенты к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, физкультуры и спорта, культурно-просветительных учреждений, издательств, предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания населения, торговли и общественного питания, заготовок, материально-технического снабжения и сбыта, машиносчетных станций, охраны, органов государственного и хозяйственного управления, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, согласно Приложению.

Согласно ч. 4 Приложения к Постановлению Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 04.09.1964 N 380/П-18 на указанной территории к заработной плате работников применяется коэффициент 1,4.

Действительно, постановлением Верховного Совета Якутской-Саха ССР от 28 июня 1991 года N 539-XII "Об упорядочении районных коэффициентов к заработной плате, пенсиям, стипендиям, пособиям и другим выплатам населению, проживающему на территории Якутской-Саха ССР" установлен в Алданском районе районный коэффициент 1,7.

Согласно ст. 2 Закона Республики Саха (Якутия) №З №475-III от 18.05.2005г «О размерах районного коэффициента и процентной надбавки к работной плате в Республике Саха (Якутия) в улусах (районах), расположенных до Полярного круга – в т.ч. в Алданском районе установлен районный коэффициент к заработной плате – 1,7.

Суд не соглашается с доводом стороны истца о том, что необходимо применять законодательство республики Саха по следующим основаниям.

Согласно статье 316 Трудового кодекса Российской Федерации размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 10 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" определяет, что размер районного коэффициента и порядок применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также базовой части трудовой пенсии, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Решением Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 2 августа 2005 г. N 3-43/05 указанное постановление признано недействующим как противоречащее действующему федеральному законодательству.

Учитывая, что установление районных коэффициентов относится к ведению РФ, а не субъекта федерации, данное постановление и закон не подлежат применению в вопросах пенсионного обеспечения.

Следовательно, при расчете пенсии истца, с учетом повышенного соотношения заработка на основании положений п. 2 ст.30 Федерального Закона от 17.12.2001г., отношение среднемесячного заработка Комоедова А.Н. к среднемесячной заработной плате в РФ должно учитываться в размере не свыше 1,4.

Истец указывал на необходимость руководствоваться информационным письмом Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда РФ от 09.06.2003 N 1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда РФ от 19.05.2003 N 670-9, ПФ РФ от 09.06.2003 N 25-23/5995 «О размерах районных коэффициентов, действующих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, установленных в централизованном порядке».

Содержание данного информационного письма поддерживает позицию ответчика.

Согласно п. 6 на территории Республика Саха (Якутия), за исключением городов и районов, указанных в п. п. 1, 3, 4, 5, к заработной плате работников применяется коэффициент в размере 1,40.

Район, в котором работал истец, не относится к п. п. 1, 3, 4, 5, соответственно, должен был применяться коэффициент 1,4.

Постановлением Правительства РФ от 17.04.2006 N 216 определено, что впредь до установления размера районного коэффициента и порядка его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности, фиксированного базового размера трудовой пенсии по случаю потери кормильца, пенсий по государственному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, при назначении указанным лицам трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, применяются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации применялись при увеличении размеров этих пенсий для граждан, проживавших в указанных районах и местностях, по состоянию на 31 декабря 2004 года, а также действовавший на указанную дату порядок их применения.

То обстоятельство, что истцу работодателем начислялась заработная плата с применением районного коэффициента 1,7, не имеет правового значения при разрешении данного спора.

Ссылка истца на решение <адрес> районного суда г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ необоснованна, поскольку указанным решением исследованию в судебном заседании подвергался стажевый коэффициент, при этом в иске истцу отказано.

Требования истца, изложенные в данном иске, не имеют отношение к исследованным фактам при рассмотрении иска ДД.ММ.ГГГГ, поскольку согласно норм пенсионного законодательства стажевый коэффициент учитывается из стажа, выработанного до ДД.ММ.ГГГГ, а в данном иске истцом указывается на то, что ему не учтен стаж и страховые взносы после ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из п.10 ст.37 Федерального Закона РФ N213-ФЗ от 24.07.2009г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов РФ в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в пенсионный фонд РФ, фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», в случае обнаружения ошибки, допущенной органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, при установлении и (или) выплате трудовой пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению и других денежных выплат, установление которых возложено на эти органы, указанными органами производится устранение данной ошибки исходя из норм законодательства Российской Федерации, в том числе приведение размеров этих пенсий и других денежных выплат в соответствие с законодательством Российской Федерации. Установление этих пенсий и других денежных выплат в размерах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.

Учитывая, что ответчик ошибочно при расчете истцу пенсии применил повышенное соотношение заработков -----------, вместо -----------, до января ДД.ММ.ГГГГ г. пенсия выплачивалась в необоснованно завышенном размере. Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ размер пенсии истца с ДД.ММ.ГГГГ обоснованно приведен в соответствие с законодательством, учитывая, что ошибка обнаружена в январе ДД.ММ.ГГГГ.

Истцом также заявлено требование об обязании ответчика проиндексировать всю выплачиваемую пенсию на -----------% с ДД.ММ.ГГГГ на основании Постановления Правительства РФ от 26.01.2011г.

Постановлением Правительства РФ от 26.01.2011 N 21 "Об утверждении коэффициента индексации с 1 февраля 2011 г. размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца" утвержден коэффициент индексации с 1 февраля 2011 г. размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца в размере 1,088.

Суд не соглашается с позицией истца о том, что индексация ему не произведена.

Приложенными к материалам дела распоряжениями подтверждается индексация размера пенсии истца согласно норм действующего законодательства.

На ДД.ММ.ГГГГ. размер пенсии истца составлял ----------- коп. С учетом изменения районного коэффициента с ----------- до ----------- пенсия составила ----------- руб. (----------- коп – ----------- руб.)

-----------*-----------%= -----------.- размер пенсии, получаемой истцом с ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, учитывая, что индексация произведена, права истца не нарушены, требования в данной части удовлетворению не подлежат.

Истцом заявлены требования об обязании ответчика включить в страховой стаж Комоедова А период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. директором в ЗАО «А» и обязании всю сумму страховых взносов ----------- рубля стажа, не вошедшего в расчет страхового капитала, включить в расчетный капитал с ДД.ММ.ГГГГ.

Данные требования подлежат частичному удовлетворению исходя из следующего.

Согласно п.1 ст.7 Федерального Закона от 15.12.2001г №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» застрахованные лица – лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, в том числе работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору, самостоятельно обеспечивающие себя работой, а также иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст.10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный Фонд Российской Федерации.

Приведенная норма п. 1 ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ признана Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.07.2007г. N 9-П не соответствующей Конституции Российской Федерации в той мере, в какой она позволяет не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части. При этом Конституционный Суд РФ обязал государство впредь до установления надлежащего правового регулирования принять на себя исполнение обязанности по перечислению Пенсионному фонду Российской Федерации необходимых средств для обеспечения пересмотра размеров страховой части трудовых пенсий в соответствии с Постановлением от 10.07.2007 г. N 9-П.

Постановление Конституционного суда РФ от 10.07.2007 г. N 9-П на основании ч. 1 ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде РФ" вступило в силу с момента провозглашения, поскольку Конституционный Суд РФ специально не оговаривал порядок его вступления в силу и срок исполнения. Кроме того, в определении от 20.11. 2007 г. N 798-0-0 указывается на то, что из содержания Постановления Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 г. N 9-П однозначно следует, что, начиная с этой даты подсчет страхового стажа застрахованных работников и определение размера страховой части их трудовой пенсии должны осуществляться с учетом всех выработанных ими на дату установления (перерасчета) пенсии периодов трудовой деятельности (но не ранее чем с момента вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), включая не оплаченные (частично оплаченные) страховыми взносами (независимо от того, когда они имели место - до или после 10 июля 2007 года).

Следовательно, периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, подлежат включению в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, а также дают право на пересмотр размера страховой части назначенной трудовой пенсии исходя из положений Постановления Конституционного суда РФ от 10.07.2007 г. N 9-П, а также приведенных выше требований п.3 ст.17 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с момента обращения в пенсионный орган с заявлением о перерасчете пенсии, но не ранее момента провозглашения Конституционным Судом РФ Постановления от 10.07.2007 г. N 9-П.

В ходе судебного заседания установлено, что Комоедов А.Н. зарегистрирован в качестве застрахованного лица в ПФР с ДД.ММ.ГГГГ

На основании ст.13 Федерального закона от 17.12.2001г №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», подтверждается документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с вышеназванным Законом подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица стаж работы Комоедова А.Н. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не отражен.

В соответствии с Положением о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденным Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 04.10.91 N 190, трудовой стаж устанавливается на основании документов, выданных с места работы, службы, учебы или иной деятельности, засчитываемой в стаж работы, либо вышестоящими организациями, а также архивными учреждениями. При отсутствии документов о трудовом стаже периоды работы устанавливаются по свидетельским показаниям с соблюдением правил, предусмотренных настоящим Положением.

В силу п.4.1 Положения документы, представляемые для подтверждения трудового стажа, должны быть подписаны руководителями предприятий, организаций (кадровых служб) и заверены печатью. Записи в трудовой книжке должны быть оформлены в соответствии с требованиями Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, действовавшей на момент заполнения и внесения данной записи.

В силу п. 1.1 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденного Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 04.10.91 N 190 основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка.

В соответствии с абзацем 1, 3, 4 ст. 66 ТК РФ - трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Согласно трудовой книжке истца от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Комоедов А.Н. работал в должности директора на предприятии «Алданстройиндустрия». ДД.ММ.ГГГГ АО «А» зарегистрировано как ЗАО «А». Данное обстоятельство подтверждается Выпиской из ЕРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ (т.1. л.д.114-122).

Как следует из справки от ДД.ММ.ГГГГ, Комоедов А.Н. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в «А».

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что в период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работал в должности директора в ЗАО «А» и данный период подлежит включению в страховой стаж.

Из содержания ст.14 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» следует, что размер пенсии определяется размером уплаченных страховых взносов.

В соответствии с п.«а» ч.1 ст.5 Федерального Закона «О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» № 212-ФЗ от 24.07.2009 г. плательщики страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в частности, лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, к которым относятся организации.

Согласно ч.1 ст.7 указанного Закона объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Статья 8 названного Закона устанавливает, что база для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст.12 Федерального Закона «О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» № 212-ФЗ от 24.07.2009 г. тариф страхового взноса - размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов. Применяются следующие тарифы страховых взносов: Пенсионный фонд Российской Федерации - 26 процентов.

Таким образом, размер уплаченных страховых взносов определяется исходя из размера заработка лица, за которого должны уплачиваться страховые взносы.

Возражая против удовлетворения исковых требований, представитель ответчика указал на отсутствие сведений о начислении Комоедову А.Н. заработной платы, ее размере.

Вместе с тем реализация конституционного права граждан на пенсию, особое значение пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров имеет первостепенное значение.

Это подтверждает и Конституционный Суд в п.2 Постановления от 10 июля 2007 г. N 9-П - обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина как высшую ценность... означает необходимость такого правового регулирования соответствующих отношений, которое бы предусматривало эффективные гарантии права на трудовую пенсию, адекватные природе, целям и значению данного вида пенсионного обеспечения, исключало возможность блокирования реализации приобретенных этими лицами пенсионных прав и позволяло им на основе доступных процедур своевременно и в полном объеме получить полагающуюся пенсию.

В ходе судебного заседания установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Комоедов А.Н. осуществлял трудовую деятельность.

Истец просит учесть размер его заработной платы исходя из представленной суду Справке от ДД.ММ.ГГГГ(т.1л.д.20)

Им же в пенсионный фонд представлялась Справка от этого же числа с иным содержанием, которая была принята Пенсионным фондом (т.1л.д.48).

К Справке, представленной истцом в суд, суд относится критически по следующим основаниям.

В силу п.4.2 "Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначений пенсий в РСФСР" (утв. Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04.10.1991 N 190) в подтверждение трудового стажа принимаются только те сведения о периодах работы, которые внесены в трудовые книжки на основании документов. Справки о периодах работы также должны содержать основания их выдачи.

В представленной справке не указаны основания сведений, в нее включенных, не ясно, кто подписал данную справку (нет расшифровки фамилии, указания должности), не указано на реорганизацию юридического лица.

Исходя из ответа ИФНС по <адрес> Республики <адрес>) предоставить сведения о доходе физического лица – Комоедова А.Н. за период ДД.ММ.ГГГГ г. не предоставляется возможным, поскольку справки уничтожены.

Суд не принимает в качестве доказательства размера заработной платы истца трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ (т.1. л.д.88), поскольку в трудовой книжке Комоедова А.Н. нет указаний о переводе истца с должности директора на должность исполнительного директора, работодателем выступает Конкурсный управляющий ЗАО «А», который и указан как лицо, обязанное выплачивать заработную плату, а не юридическое лицо. При таких обстоятельствах у суда нет оснований полагать, что данный трудовой договор исполнялся в указанный период.

В подтверждение размера заработной платы не может быть принят и судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ (т.1. л.д.86), поскольку в нем не указан период, за который взыскана задолженность по заработной плате. Согласно ответу из канцелярии мировых судей Алданского улуса (района) от ДД.ММ.ГГГГ (т.1.л.д.94) следует, что согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ материалы по судебному приказу от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с ЗАО «А» в пользу Комоедова А.Н.по заработной плате уничтожены.

В статье 2 Трудового кодекса РФ в числе основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений названо обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В соответствии со ст.133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Поскольку отсутствие сведений о заработной плате истца, а соответственно, исчисленных страховых взносов, в спорный период препятствует перерасчету пенсии, что нарушает права истца на пенсионное обеспечение, гарантированное Конституцией Российской Федерации, учитывая, что в силу приведенных требований закона работодатель не имел права платить истцу заработную плату менее, чем установленный законом размер минимальной оплаты труда, суд полагает необходимым установить, что перерасчет пенсии истца должен быть произведен с учетом страховых взносов, исчисленных из размера заработной платы, исходя из действовавших в спорный период минимальных размеров оплаты труда в РФ.

Поскольку спорные правоотношения возникли в 2002г., то должен применяться Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 29.05.2002) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 30.11.2001).

В силу ч.2 ст. 22 Закона, если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи, для страхователей, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, применяются следующие тарифы страховых взносов для выступающих в качестве работодателей страхователей, за исключением выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств: для мужчин 1952 года рождения и старше и для женщин 1956 года рождения и старше на финансирование страховой части трудовой пенсии при базе начисления страховых взносов на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года до 100000 рублей применяется тариф страхового взноса 14%.

За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ минимальный размер оплаты труда составлял: с ДД.ММ.ГГГГ- ----------- рублей в месяц (ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 42-ФЗ), с ДД.ММ.ГГГГ------------ рублей в месяц (ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 42-ФЗ).

С учетом установленного МРОТ, периода работы, подлежащего включению, суд производит расчет:

За ДД.ММ.ГГГГ. – ----------- рубля (-----------*----------- рублей+----------- *----------- *-----------%)

За ДД.ММ.ГГГГ. - ----------- (-----------*-----------+ -----------/-----------*-----------*-----------%)

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в специальной части лицевого счета истца в расчетный пенсионный капитал должны быть включены следующие суммы страховых взносов: за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере ----------- рубля, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ----------- копеек.

Соответственно, не может быть удовлетворено требование, заявленное истцом исходя из представленной им Справки – об обязании ответчика включить сумму страховых взносов ----------- рублей стажа, не вошедшего в расчет страхового капитала.

Также истцом заявлено требование о включении суммы страховых взносов в расчетный капитал с ДД.ММ.ГГГГ – с даты назначения пенсии, что, соответственно, влечет за собой перерасчет страховой части пенсии.

В силу ч.2 ст. 20 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 30.11.2001) заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) принимается при условии одновременного представления им всех необходимых для такого перерасчета документов.

Таким образом, суд приходит к выводу, что перерасчет страховой части пенсии носит заявительный характер.

Частью 1 ст. 20 Закона предусмотрено, что перерасчет размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, производится: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения.

В силу п.3. ст. 17 этого же Федерального Закона, лицу (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой части трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 17.1 и 17.2 настоящего Федерального закона и обратившихся за ее установлением), осуществлявшему работу и (или) иную деятельность, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, независимо от их продолжительности в течение 12 полных месяцев со дня назначения страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности либо со дня предыдущего перерасчета (корректировки) размера указанной части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности в соответствии с настоящим пунктом по его заявлению производится перерасчет размера страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности.

В судебном заседании установлено, что истец не обращался с заявлением к ответчику о перерасчете с учетом спорного периода. На основании чего суд приходит к выводу об отсутствии основания для перерасчета со дня назначения пенсии, страховая часть пенсии должна быть пересчитана с первого числа месяца, следующего за датой вступления решения суда в законную силу.

Учитывая, что перерасчет страховой части пенсии может быть произведен только с первого числа месяца, следующего за датой вступления решения суда в законную силу, требование о включении суммы страховых взносов в расчетный капитал с ДД.ММ.ГГГГ удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Комоедова АН удовлетворить частично.

Обязать ГУ УПФ РФ в <адрес> включить в страховой стаж Комоедова АН период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ директором в ЗАО «А», учесть на лицевом счете Комоедова АН на страховую часть страховые взносы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере ----------- (шестьсот семьдесят два) рубля, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ----------- копеек, произвести перерасчет страховой части пенсии с учетом данных сумм с первого числа месяца, следующего за датой вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении исковых требований Комоедова АН к ГУ УПФ РФ в г. Томск Томской области об обязании восстановить снятые ----------- рублей страховой части пенсии, которая определилась из суммы ----------- копейки представленного расчета Пенсионным фондом в <адрес> районный суд г. Томска, обязании проиндексировать всю выплачиваемую пенсию на -----------% с ДД.ММ.ГГГГ на основании Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, обязании ответчика всю сумму страховых взносов ----------- рубль стажа, не вошедшего в расчет страхового капитала, включить в расчетный капитал с ДД.ММ.ГГГГ, ОТКАЗАТЬ.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд города Томска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:

Решение не вступило в законную силу

Опубликовать в сети Интернет «____» ______________20___г

Судья: О.Г. Черных