2-3512/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 20.12.2011 суд Советского района г. Томска в составе: председательствующего Чернышевой ЛИ при секретаре Аплиной АР, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске с участием истца, представителя ответчика Сивожелезова ВА, гражданское дело по иску Фуфаевой НИ к прокуратуре Томской области о понуждении к возобновлению выплаты пенсии, установил: Истец состояла на службе в органах прокуратуры и ДД.ММ.ГГГГ в должности -------- в чине -------- ушла в отставку. В соответствии с положениями ст.44 п.2 Федерального закона «О прокуратуре РФ» ей была назначена пенсия за выслугу лет. ДД.ММ.ГГГГ истец была принята на службу в Следственный комитет при прокуратуре РФ на должность --------, и выплата пенсии по её собственному заявлению, в соответствии с п.2.6 Положения об исчислении выслуги лет, назначении и выплаты пенсий и пособий прокурорам и следователям... была приостановлена. ДД.ММ.ГГГГ приказом председателя СК РФ № 66-кш создано следственное управление Следственного комитета РФ по Томской области (далее СУ СК РФ по ТО), куда Фуфаева Н.И. назначена на должность --------. Указывая, что СУ СК РФ по ТО не включен в перечень организаций, служба в которых приостанавливает выплату пенсии, истец обратилась к прокуратуру за возобновлением выплат с момента назначения ев на должность - с ДД.ММ.ГГГГ, а получив отказ - в суд. Просит понудить прокуратуру возобновить выплату пенсии за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку с этой даты прекращена её служба в органах прокуратуры. Кроме этого, просила исчислить пенсию с учетом присвоенного приказом Генпрокурора ДД.ММ.ГГГГ классного чина - -------- и стажа работы в следственном комитете при прокуратуре. В судебном заседании требования поддержала в заявленном объеме. Пояснила, что неправомерным считает приостановление выплаты пенсии после того, как следственный комитет выведен из состава прокуратуры, не смотря на то, что вновь созданная структура - СУ СК РФ - правопреемник СУ СК при прокуратуре РФ. Не отрицала, что в состав её денежного вознаграждения входит надбавка за выслугу лет, исчисленную с учетом «прокурорского» стажа. Полагает, что при возобновлении выплаты пенсии, она вправе отказаться от получения надбавки, несмотря на то, что её выплата не носит заявительного характера и входит в систему обязательных выплат. Представитель ответчика исковые требования не признал и пояснил, что правовые основания для возобновления выплат истцу пенсии по выслуге лет отсутствуют. Законодатель предусмотрел приостановление выплаты пенсии при возобновлении службы в определенных структурах, одновременно включив в обязательном порядке в денежное содержание надбавку за выслугу, которая исчислена и получается истцом, и право на получение которой не зависит ни от волеизъявления работника, ни от волеизъявления работодателя. Выслушав участников процесса, изучив представленные доказательства, суд исковые требования находит не подлежащими удовлетворению. Согласно ст. 7, 39 Конституции РФ, в Российской Федерации как социальном государстве, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. При этом Конституция РФ непосредственно не предусматривает конкретные условия и порядок предоставления пенсий, государственные пенсии и социальные пособия, согласно ч. 2 статье 39, устанавливаются законом. Осуществляя предоставленные полномочия, законодатель в абз.1 п.2 ст. 44 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» определил, что пенсионное обеспечение прокуроров, научных и педагогических работников и членов их семей осуществляется применительно к условиям, нормам и порядку, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей. Специальным законом, регулирующим отношения по пенсионному обеспечению сотрудников органов внутренних дел, является Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». В соответствии со ст. 6 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1, лицам, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы. В соответствии с ч. 2 ст. 6 указанного Закона, выплата пенсии приостанавливается при поступлении на службу. Истец полагает, что, поскольку не указан Следственный комитет в числе органов, служба в которых влечет приостановление выплаты назначенной пенсии, выплата пенсии ей должна быть возобновлена. Данная позиция, по мнению суда, является ошибочной. Какие-либо изъятия из закрепленного в статье 6 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» общего правила назначения и выплаты пенсий для всех лиц (в том числе работников прокуратуры и (в настоящем) следственного комитета, которым выплаты назначаются в соответствии с данным законом, предусмотрены не были. В определении Конституционного Суда РФ от 09.11.2004 N 320-О которым дано официальное разъяснение Постановления Конституционного Суда РФ от 18.03.2004 N 6-П, дано разъяснение и этого вопроса. Постановлением Конституционного Суда РФ от 18.03.2004 N 6-П положение ч.2 ст. 6 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 приостановлении выплаты назначенных пенсий за выслугу лет признано не противоречащим Конституции РФ. Обязанности военной службы и службы в правоохранительных органах связаны с выполнением специфических задач обороны страны и охраны правопорядка в условиях, сопряженных с риском для жизни и здоровья, повышенными физическими и эмоциональными нагрузками, неблагоприятным воздействием различного рода иных факторов. Особый характер такой службы предопределяет и обязанность государства - (ст. 1 ч. 1, ст. 2, ст.7, ст. 37 ч.1 и 3, ч.1,2 ст. 39 ч.1 ст. 41 ч.1 ст. 45, ст. 59 ст.71 (п.п. "в", "м", "т") Конституции РФ - гарантировать им повышенную социальную защиту, включая соответствующее их особому статусу и характеру службы пенсионное обеспечение. Выслуга лет, выступая в качестве самостоятельного правового основания назначения пенсии лицам, проходившим военную и правоохранительную службу, по своему характеру является специальным трудовым стажем, приобретаемым именно в процессе службы. Таким образом, пенсия за выслугу лет, в системе действующего нормативного правового регулирования пенсионного обеспечения, является государственной гарантией материального обеспечения лиц, проходивших военную и (или) правоохранительную службу, поддержания соответствующего материального достатка, их социального статуса при оставлении службы. По смыслу данной нормы в ее взаимосвязи с положениями статьи 13, ч.1 ст.14 и ст.53 Закона от 12 февраля 1993 года N 4468-1, увольнение со службы является необходимым условием как назначения пенсии за выслугу лет, так и выплаты назначенной пенсии Т.е., в отличие от права на получение трудовой пенсии по старости, право на получение пенсии за выслугу лет может быть реализовано только при условии оставления ими соответствующей службы, с учетом которой назначается данная пенсия. Истец не отрицала, а трудовая книжка и приказы подтверждают, что ДД.ММ.ГГГГ она была уволена из органов прокуратуры с назначением пенсии за выслугу лет. Показаниями истца, записью в трудовой книжке и приказами, на основании которых записи сделаны, установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ истец состоит на службе в следственном комитете. Обстоятельством, имеющим значение, для разрешения дела, является ни наименование органа, куда трудоустроена истец и не его принадлежность (не принадлежность) к прокуратуре, а характер службы. Пенсионеры, вернувшиеся на военную или правоохранительную службу и вновь приобретшие статус военнослужащего (сотрудника правоохранительных органов), также находятся в равном положении - выплачиваемое им денежное довольствие, иные виды обеспечения устанавливаются, в том числе, исходя из имеющейся у них выслуги на военной и (или) правоохранительной службе, причем предусмотренное с учетом выслуги увеличение размера полагающегося денежного довольствия в определенной мере компенсирует приостановление выплаты пенсии за выслугу лет. Так, истец не отрицает, а представленный расчет выслуги, приказ о назначении на должность и установленное денежное содержание с учетом доплаты за выслугу лет в процентном соотношении от оклада по должности в зависимости от срока выслуги подтверждают, что выслуга исчислена с учетом периода работы в прокуратуре и стажа, учтенного прокуратурой при назначении истцу пенсии. И если у истца, имеющей необходимую для назначения пенсии выслугу, сохраняется право выбора (продолжить службу, получая доплату за выслугу лет или оставить ее и получать полагающуюся пенсию), то за работодателем (устанавливать - не устанавливать) доплату за выслугу такого права не закреплено. Анализ положений Закона №403-Ф3 от 28.12.2010 «О следственном комитете РФ» (ст.40) и Закона «О прокуратуре в РФ» (ст. 44) показывает, что вопросы пенсионного обеспечения регулируются одним и тем же законодательством. Статья 28 Закона №403-Ф3 от 28.12.2010 «О следственном Сотрудники комитете РФ» закрепляет право выбора пенсии: назначенной как работнику прокуратуры либо - при увольнении из следственного комитета, но не закрепляет право получения двух пенсий. При возникновении права на пенсию после увольнения и выборе пенсии «прокурорской», будет произведен и перерасчет, о чем ставит требование истец, и что в период приостановления пенсии невозможно. Таким образом, суд приходит к выводу, что вопреки позиции истца, предписания и ограничения Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», касающиеся пенсионного обеспечения в том числе, прокуроров и следователей прокуратуры, отсылают не к отдельным его положениям, а к Закону в целом, причем какие-либо изъятия из закрепленного его статьей 6 общего правила назначения и выплаты пенсий для указанных лиц не предусматриваются. Оно в равной мере распространяется на всех граждан, проходивших службу в правоохранительных органах, включая органы и учреждения прокуратуры. Нормы принятых во исполнение законов Положения об исчислении выслуги лет, назначении пенсий и пособий прокурорам и следователям, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 942, Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты._пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации», Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 942 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации и их семьям» выводы суда не опровергают. Как указал Конституционный Суд РФ в постановлении от 18.03.2004 N 6-П, предоставление лицам, проходившим военную и (или) правоохранительную службу, права получать пенсию за выслугу лет, которая назначается и выплачивается им независимо от возраста при условии прекращения службы, направлено, в том числе на защиту от риска утраты или снижения профессиональной трудоспособности в результате длительной службы. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований о понуждении прокуратуры Томской области к возобновлению выплаты пенсии за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ в размере с учетом стажа работы в следственном комитете при прокуратуре РФ (ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) и присвоенного ДД.ММ.ГГГГ классного чина -------- ФУФАЕВОЙ НИ ОТКАЗАТЬ. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи кассационной жалобы через суд Советского района. Судья:
Достижение требуемой для назначения пенсии выслуги освобождает от необходимости продолжения службы, но не влечет обязанности прекратить ее.