№ 2-3260/11 Именем Российской Федерации Р Е Ш Е Н И Е 15 декабря 2011 г. г. Томск Советский районный суд г. Томска в составе председательствующего Черемисина Е.В. при секретаре Кошкиной Е.С. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ишутиной Г.С. к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Томск Томской области об обязании включить периоды работы в специальный стаж, назначении пенсии, У С Т А Н О В И Л: Ишутина Г.С. обратилась в суд с иском к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Томск Томской области. С учетом уточнений, просила обязать ответчика включить в педагогический стаж периоды ее работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности --------; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности --------; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности --------; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности --------; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в -------- период нахождения в -------- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Просила обязать назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику за назначением ей досрочно пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Однако ей было отказано в назначении данной пенсии, в её специальный стаж не были включены указанные периоды. С решением ГУ – УПФ РФ в г. Томск Томской области не согласна, считает, что представленными документами подтверждается выполнение педагогической деятельности. В судебном заседании истец, ее представитель Кизилова Т.Н. иск поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении. Представитель ответчика Драчева С.Б. иск не признала и указала, что в пенсионный орган истцом не были представлены документы, подтверждающие занятость на полную ставку. Работа в дошкольном секторе не является работой в учреждении, предусмотренном Списками. Выслушав объяснения участников процесса, исследовав и оценив представленные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. В статье 26 Международного пакта о гражданских и политических правах закреплен принцип равенства всех перед законом, который лежит в основе международно-правовых стандартов в сфере образования и труда педагогов. Статья 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации гласит, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Согласно подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ, трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Из трудовой книжки истца следует, что она работала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности -------- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности --------; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности --------; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности --------. Тождественность наименования должности -------- наименованию должности -------- установлена Постановлением Министерства труда и социального развития от 23.06.2003 г. № 39. В соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, периоды работы в образовательных учреждениях для детей, в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа. Однако, поскольку работа истца протекала в период с 1980 г. по 1990 г., при решении вопроса о том, подлежат ли включению в стаж для назначения пенсии спорные периоды, следует руководствоваться законодательством, действовавшим в этот период. Такой вывод вытекает из правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в ряде постановлений и определений в связи с обращениями граждан, в том числе и по жалобе С. в Определении N 320-О от 05.11.2002г. Из указанного решения Конституционного Суда РФ следует, что законодатель, внося изменения в действующее правовое регулирование, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должен при этом обеспечивать соблюдение конституционных требований, в частности, вытекающих из принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства. Внесение законодателем изменений в условия приобретения права на получение каких-либо льгот, касающихся граждан, уже выполнивших ранее установленные требования и исходя из них до вступления в силу нового регулирования совершивших юридически значимые действия, по существу означает отказ государства от выполнения в конкретных правоотношениях своих публично-правовых обязательств, возникших из ранее действующего регулирования и состоявшихся правоприменительных актов, что не только подрывает доверие к действиям государства, к закону, но приводит к нарушению конституционного принципа равенства, поскольку в том случае не обеспечиваются равные условия реализации гражданами приобретенного ими права. Принимая то или иное решение, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность его специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим на этот период законодательством. Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, и тем самым отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо с требованиями, вытекающими из ст. ст. 1 ч. 1, 2, 18, 54 ч. 1, 55 ч. 2 и 3, 57 Конституции РФ. В период 1980-1990 гг. действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 г. В указанном Перечне должность «музыкальный руководитель» отсутствует, как отсутствует она и в Списке, утвержденном Постановлением СМ РСФСР от 06.09.91 г. № 463. Однако, как усматривается из разъяснения Государственного Комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 17.05.1960 г. № 19 «О порядке применения перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), Государственный комитет Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы разъяснил, что по Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пенсии следует назначать: в детских садах и объединенных яслях-садах; педагогам-воспитателям, педагогам, педагогам-руководителям, руководителям, музыкальным руководителям (музыкальным работникам) - как руководителям - воспитателям и воспитателям. Данное разъяснение утратило силу лишь с изданием Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 953. Согласно архивной справке -------- от ДД.ММ.ГГГГ №, истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в -------- с окладом 102 рубля в месяц. В архивной справке -------- от ДД.ММ.ГГГГ № указано, что Приказом Министра среднего машиностроения СССР № 164/116 от ДД.ММ.ГГГГ предписано с учетом местных условий объединить детские сады и ясли в единое детское дошкольное учреждение и передать их в ведение предприятий. В соответствии с Приказом Министра среднего машиностроения СССР № от ДД.ММ.ГГГГ, приказом №-к от ДД.ММ.ГГГГ по -------- в структуре предприятия был создан --------, который находится в <адрес>. Таким образом, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работала в учреждении, которое объединяло в своем составе детские сады и ясли, т.е. может быть отнесено к учреждениям, работа в которых включается в педагогический стаж. С учетом изложенного, периоды, когда истец работала музыкальным руководителем, подлежат включению в специальный стаж, независимо от того, вырабатывалась ли истцом ставка, так как для данных периодов для воспитателей не требовалось выработки ставки для включения периода в подсчет специального стажа, а, как указывалось выше, согласно приведенному Разъяснению, пенсии за выслугу лет музыкальным руководителям следовало назначать как воспитателям. Из трудовой книжки истца следует, что ДД.ММ.ГГГГ истец была уволена с должности -------- по --------. Согласно свидетельству о рождении ФИО6, она родилась ДД.ММ.ГГГГ, в качестве ее -------- в свидетельстве записана Ишутина Г.С. В архивной справке -------- от ДД.ММ.ГГГГ отмечено отсутствие начислений заработной платы Ишутиной Г.С. в 1982-1983 годах. С учетом изложенного, суд считает подтвержденным факт нахождения истца в -------- в указанный период – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет. Право на включение указанного периода в стаж работы по специальности возникло у истца до внесения изменений в законодательство (вступления в силу Закона Российской Федерации N 3543-1 от 25 сентября 1992 г. «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР»), в связи с чем период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком подлежит включению в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии. Согласно справке -------- от ДД.ММ.ГГГГ, приказом от ДД.ММ.ГГГГ № Ишутина Г.С. принята учителем -------- с ДД.ММ.ГГГГ. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ -------- передана в распоряжение <адрес>. В справке -------- от ДД.ММ.ГГГГ № указано, что Ишутина Г.С., учитель -------- была уволена по собственному желанию на основании статьи КЗОТ 32 РК с ДД.ММ.ГГГГ. В подтверждение данного обстоятельства представлена выписка из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ С учетом изложенного, подтверждается факт работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве --------), что дает право на включение данного периода в общий и специальный трудовой стаж. В соответствии со ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). Поскольку на момент обращения в пенсионный орган – ДД.ММ.ГГГГ, истец имела необходимый для досрочного назначения пенсии по старости стаж, с учетом включения спорных периодов, ее требования об обязании ответчика назначить пенсию со дня обращения также подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Томск Томской области включить в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды работы Ишутиной Г.С. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности --------; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в --------; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности --------; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности --------; период нахождения в -------- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Томск Томской области включить в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и в общий трудовой стаж период работы Ишутиной Г.С. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности -------- Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Томск Томской области назначить Ишутиной Г.С. досрочную трудовую пенсию по старости на основании подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья: Решение не вступило в законную силу.