08 декабря 2011 года город Томск Советский районный суд города Томска в составе председательствующего Черемисина Е.В. при секретаре Кошкиной Е.С. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бобровой Н.А. к Открытому акционерному обществу «Манотомь», администрации г. Томска о признании права собственности на жилое помещение, У С Т А Н О В И Л : Боброва Н.А. обратилась с иском к ОАО «Манотомь», администрации г. Томска о признании за ней права собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> общей площадью 17,7 кв.м. В обоснование требований указала, что в данном жилом помещении зарегистрирована и постоянно проживает с 1981 года на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ, вселена в установленном порядке. Совместно с ней в квартире зарегистрирован дочь Боброва Ю.Н.. Собственником здания, расположенного по адресу: <адрес>. <адрес> является ОАО «Манотомь». Администрация г. Томска и ОАО «Манотомь» на заявление о заключении с ней договора приватизации не ответили. Полагает, что она приобрела право на данное жилое помещение. Боброва Н.А., третье лицо Боброва Ю.Н. в судебное заседание не явились, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие. Представитель истца, третьего лица Вялова Т.А. в судебном заседании поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Ответчики были извещены о времени и месте судебного заседания надлежаще и своевременно, представителя в суд не направили, о причинах неявки суд не известили, о рассмотрении дела в свое отсутствие суд не просили. На основании ст. 167 ГПК РФ суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц. Выслушав представителя истца, третьего лица изучив письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Статьей 1 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что Жилищный кодекс РФ вводится в действие с 01 марта 2005 года. По общему правилу вновь принятый правовой акт регулирует только те правоотношения, которые возникают после вступления его в законную силу, если иное не предусмотрено в самом акте. Согласно ст. 5 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, он применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом. Учитывая, что к спорным правоотношениям применяются нормы материального права, которые действовали на момент их возникновения, в качестве основания заявленного иска Боброва Н.А. указывает на проживание в квартире с 1981 по настоящее время, суд полагает, что спор о признании за истцом права на спорное жилое помещение в период 1981 года по 01 марта 2005 года подлежит разрешению по нормам Жилищного кодекса РСФСР, а после 01 марта 2005 года по нормам Жилищного кодекса РФ. Судом установлено, что жилое помещение по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес> было предоставлено Бобровой Н.А. в 1981г. администрацией предприятия «Томский манометровый завод». С ДД.ММ.ГГГГ истец зарегистрирована по указанному адресу. Боброва Н.А. работала в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в -------- С ДД.ММ.ГГГГ работала в -------- С ДД.ММ.ГГГГ -------- было преобразовано в -------- продолжает работать по настоящее время, что подтверждается трудовой книжкой истца. Решением Исполнительного комитета Томского городского Совета депутатов трудящихся от 27.12.1973 г. утвержден акт государственной комиссии №, общежитие по <адрес> сдано в эксплуатацию. Из распоряжения комитета по управлению государственным имуществом Администрации Томской области от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что ОАО «Манотомь» до 1993 года являлось государственным предприятием «Томский манометровый завод». Из постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2010г. следует, что отказано в удовлетворении иска администрации г. Томска к ОАО «Манотомь» о признании права собственности на общежитие, находящееся по адресу: <адрес> истребовании имущества из чужого незаконного владения. Таким образом, данное общежитие относилось к государственному жилищному фонду. Часть 1 ст. 51 Жилищного кодекса РСФСР обязывает наймодателя в лице жилищно-эксплуатационной организации (а при ее отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) на основании ордера на жилое помещение заключить в письменной форме договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда с нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер. Таким образом, Боброва Н.А. является нанимателем жилого помещения по <адрес> приобрела право пользования спорным жилым помещением. Согласно техническому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ занимаемое истцом жилое помещение является жилой комнатой общей площадью 17,7 м?, жилой площадью 10,9 м?. Согласно ст. 7 ЖК РСФСР жилые дома и жилые помещения предназначаются для постоянного проживания граждан, а также для использования в установленном порядке в качестве служебных жилых помещений, жилых помещений из фондов жилья для временного поселения, общежитий и других специализированных жилых помещений. В соответствии со ст. 109 ЖК РСФСР для проживания рабочих, служащих, студентов, учащихся, а также других граждан в период работы или учебы могут использоваться общежития. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей жилые дома. Общежития укомплектовываются мебелью, другими предметами культурно-бытового назначения, необходимыми для проживания, занятий и отдыха граждан, проживающих в них. Порядок предоставления жилой площади в общежитиях и пользования ею определяется законодательством Союза ССР и Советом Министров РСФСР. Аналогичное положение сохранено в Жилищном кодексе РФ, введенным в действие с 01.03.2005 г. (ст.94). Согласно ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения в общежитиях. Согласно ч. 3 ст. 92 ЖК РФ специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом. Однако доказательств того, что данное здание является общежитием, представителями ответчиков в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, предусматривающей, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, не представлено. Таким образом, у истца с ОАО «Манотомь» сложились отношения социального найма жилого помещения по адресу: <адрес>, к которым необходимо применять нормы жилищного законодательства, регулирующие найм жилья. Согласно ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане, занимающие помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, включая жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений по договору найма, вправе приобрести помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации. В соответствии со ст. 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. Несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в домах государственного и жилищного фонда после достижения ими совершеннолетия. Факт обращения Бобровой Н.А. с заявлением о приватизации спорного жилого помещения подтверждается заявлениями от ДД.ММ.ГГГГ и описями вложения заказных писем от ДД.ММ.ГГГГ в ОАО «Манотомь», администрацию города Томска. Согласно п. 5 ст. 2 Закона РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» данный закон не распространяется на приватизацию жилищного фонда, действующее законодательство и ст. 18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не предусматривает приватизацию общежитий юридическими лицами и вообще приватизацию жилищного фонда совместно с приватизируемым предприятием. Кроме того, п. 1 Указа Президента РФ от 10.01.1993 г. № 8 «Об использовании объектов социально–культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» (признан утратившим силу с 29.03.2003 г. Указом Президента РФ от 26.03.2003 г. № 370) было установлено, что при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, в состав приватизируемого имущества не могли быть включены объекты жилищного фонда. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны были находиться в ведении администрации по месту расположения объекта. В соответствии со ст.ст. 4 и 7 Жилищного кодекса РСФСР, ст. 1 Закона РФ «Об основах жилищной политики» общежития относятся к жилищному фонду. Согласно ст. 9 Закона РФ «Об основах жилищной политики» при переходе государственных или муниципальных предприятий в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в их полном ведении, должен быть передан либо в полное хозяйственное ведение правопреемников, либо в ведение органов местного самоуправления. Таким образом, законодательство о приватизации не предусматривало возможности передачи права собственности на жилые помещения приватизируемым предприятиям. Включение жилого дома в состав приватизируемого имущества государственного или муниципального предприятия в нарушение действующего законодательства не должно влиять на жилищные права граждан, вселившихся и проживавших в данных жилых помещениях до приватизации, в том числе и на право бесплатной передачи жилья в собственность граждан на основании ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». На основании ст. 19 Жилищного кодекса РФ в составе частного жилищного фонда ОАО «Манотомь» могут находиться лишь жилые помещения коммерческого использования, к числу которых общежития не относятся. Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2006 года (вопрос 20) на практике имелись случаи, когда в нарушение действующего законодательства после приватизации государственных и муниципальных предприятий жилые помещения в общежитиях не передавались в муниципальную собственность. На данные правоотношения должны распространяться те же положения, регулирующие порядок приватизации, что и при приватизации жилых помещений в общежитиях, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям. В силу ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» жилые помещения в общежитиях не подлежат приватизации. В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданных в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма. Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов. Следовательно, граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. В соответствии со ст. 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. Несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в домах государственного и жилищного фонда после достижения ими совершеннолетия. Согласно сведениям Томского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» и Управления Федеральной регистрационной службы по Томской области истец право приватизации не использовала и не имеет в собственности объектов недвижимого имущества, сведения о собственниках и правах на спорное жилое помещение отсутствуют. Из справки ОАО ЖЭУ «Манотомь» следует, что в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> зарегистрирована Боброва Н.А. и Боброва Ю.Н.- -------- Из представленного нотариально заверенного согласия Бобровой Ю.Н. следует, что она отказывается от права на приватизацию квартиры, расположенной по адресу: <адрес> Следовательно, истец вправе приобрести занимаемое ею жилое помещение <адрес> в собственность в порядке, предусмотренном ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». В соответствии со ст. 8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд. В силу п. 1 ст. 7 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача в собственность граждан жилых помещений осуществляется предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве полного хозяйственного ведения, учреждениями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. В соответствии с п. 1 ст. 7 указанного выше Закона передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Согласно ст.ст. 17, 28 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступившие в законную силу судебные акты являются основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях. Поскольку спорное жилое помещение фактически не передано ни в государственную, ни в муниципальную собственность, а истцом по существу ставится вопрос о праве на указанное жилое помещение, следует признать право собственности на него за истцом. В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истицы подлежат взысканию расходы на оплату государственной пошлины в размере 200 рублей. Руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Признать право собственности Бобровой Н.А. на жилое помещение – комнату <адрес> общей площадью 17,7 кв.м. Взыскать с Открытого акционерного общества «Манотомь» в пользу Бобровой Н.А. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 200 рублей. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья: Решение не вступило в законную силу.