РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 22.12.2011 суд Советского района г. Томска в составе: председательствующего Чернышевой ЛИ при секретаре Аплиной АР, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске с участием представителя заявителя Подгайнова СА, представителя органов, чье решение обжалуется Валиулиной РА, гражданское дело по заявлению ПОДГАЙНОВОЙ ТБ о признании незаконным решения Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Томской области, установил: На основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ №, легшего в основу регистрации права ДД.ММ.ГГГГ за №, заявитель Подгайнова ТБ является собственником земельного участка по адресу: <адрес>, площадью № кв.м (кадастровый номер №- земельный участок на землях поселений для огородничества). ДД.ММ.ГГГГ заявитель, приняв решение об изменении вида разрешенного пользования: с «для огородничества», на «для садоводства», обратилась с письменным заявлением в ФБУ «Кадастровая палата» по Томской области о проведении кадастрового учета изменений. ДД.ММ.ГГГГ решением № в проведении кадастрового учета изменений земельного участка заявителю было отказано. Отказ мотивирован тем, что: • заявление по содержанию не соответствует требованиям федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»); • выбранный собственником вид разрешенного использования не соответствует градостроительному регламенту, утвержденному решениями Думы г. Томска - № 687 от 27.11.2007 и №996 от 07.10.2008 (п.2 ч.2 ст. 27 федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»). Получив отказ и сочтя его не правомерным, заявитель обратилась в суд с требованием признать отказ не законным и обязать провести кадастровый учет изменений земельного участка в соответствии с волеизъявлением собственника. Дело просила рассмотреть в её отсутствие, что судом удовлетворено. В судебном заседании представитель заявителя, поддерживая её позицию, пояснил, что правомочия собственника ограничены не законно: волеизъявление на изменение вида разрешенного использования никоим образом не противоречит действующему законодательству, на что ссылается в решении «Кадастровая палата». Зонирование территорий муниципального образования «Город Томск» не противоречит ранее установленным видам использования. Т.к. для зоны Ж-3, куда вошел участок заявителя после зонирования, «сады» как и «огороды» являются разрешенным видом пользования, поэтому предложение в заявлении об изменении вспомогательного вида разрешенного пользования с «огород» на «сад» указать основной вид разрешенного пользованиям «Ж-3», в состав которого входит вспомогательный, не законно. Полагает, что указание основного вида разрешенного пользования может повлечь негативные последствия вплоть до изъятия земельного участка. Представитель ФБУ «Кадастровой палата» по Томской области сочла оспариваемое решение законным. Пояснила, что решением Думы г. Томска от 27.11.2007 № 687, в соответствие с пп.1 п.6 ст. 30 Градостроительного кодекса утверждены градостроительные регламенты, после чего земельный участок заявителя отнесен к зоне Ж-3, куда в качестве вспомогательного вида разрешенного пользования отнесены «сады» и «огороды». Изменение учетной записи в силу закона возможно лишь с учетом «привязки» к основной зоне. Кадастровая палата в силу компетенции ведет учет, который должен соответствовать требованиям закона. Представителя администрация г. Томска в суд не направила, в письменном отзыве указав, что судебный акт по настоящему делу не затрагивает её права. Выслушав участников процесса, изучив представленные доказательства, суд находит заявление не подлежащим удовлетворению. Согласно ч.4 ст.37 Градостроительного кодекса РФ, основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков правообладателями земельных участков, за исключением (к каковым не относится заявитель) выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования. Круг лиц, имеющих право на обращение в орган кадастрового учета с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости, установлен и ч. З ст. 20 Закона о кадастре. В соответствии с вышеуказанной частью к таким лицам относятся собственники соответствующих объектов недвижимости Представитель заявителя пояснил, а представитель Кадастровой палаты не оспорила, что заявитель является собственником земельного участка по <адрес> площадью № кв.м (кадастровый номер №), доказательства чему представлены суду. Постановлением мэра г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ № земельный участок по <адрес> площадью № кв.м образован и предоставлен в аренду заявителю для огородничества. Постановлением мэра г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ за № Департаменту недвижимости предложено по договору купли-продажи передать в собственность заявителя ранее находящийся в пользовании земельный участок по <адрес> для огородничества. Договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ за № земельного участка был заключен, что подтверждается представленным суду свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ за №. Из оспариваемого решения следует, что заявителю отказано в учетной записи об изменении вида разрешенного использования земельных участков на основании не соответствия обращения ст. 27 ч.2 п.2) ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», решениям Думы г. Томска от 27.11.2007 № 687 и от 07.10.2008 № 996. В силу ст. 27 ч.2 п.2) ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» орган кадастрового учета вправе отказать в осуществлении кадастрового учета, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона. В соответствии с ст. 70 ЗК РФ Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». При этом согласно Федеральному закону от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом, в том числе, земельного участка, признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками индивидуально-определенной вещи, то есть уникальные характеристики объекта недвижимости.. Государственный кадастровый учет недвижимости, в том числе, земельных участков, сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера. В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в целях осуществления государственного кадастрового учета изменений земельного участка в связи с изменением вида разрешенного использования в орган кадастрового учета необходимо представить соответствующее заявление и копию документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка. Для изменения сведений государственного кадастра недвижимости в орган кадастрового учета в данном случае должно быть представлено заявление о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости по форме, установленной Приказом Минюста России от 20 февраля 2008 г. № 34. Позиция заявителя, что как собственник она имеет право обратиться за изменением вида разрешенного использования принадлежащего ей земельного участка, правомерна. Действительно, в соответствии с п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ любой вид разрешенного использования выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования, однако из предусмотренных зонированием территорий видов. Виды разрешенного использования земельных участков определяются соответствующим градостроительным регламентом, являющимся составной частью правил землепользования и застройки. Таким образом, правообладатель земельного участка может выбрать вид разрешенного использования, но - при наличии утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки - в соответствии с положениями Земельного кодекса РФ и Градостроительного кодекса РФ. Реализация принципа устойчивого развития территорий гарантирована соответствующими полномочиями органов местного самоуправления. В соответствии с п.20 ст. 14 и п.26 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 8 Градостроительного кодекса РФ, утверждение правил землепользования и застройки поселений относится к компетенции органов местного самоуправления. Правила землепользования и застройки муниципального образования «город Томск» утверждены решением Думы г. Томска от 27.11.2007 № 687. В силу положений ст. 36 Градостроительного кодекса РФ, градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков. В соответствии с положениями ст. 37 ГрК РФ, разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые Согласно ст. 35 Градостроительного кодекса РФ, в результате градостроительного зонирования могут определяться, в том числе жилые виды территориальных зон. Согласно ч. З этой нормы, в состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства. Согласно ч. 3 ст. 37 ГрК РФ, п. 11 Правил застройки.. . «город Томск», изменение одного вида разрешенного использования земельных участков.. .на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Оспариваемым решением от ДД.ММ.ГГГГ за № заявителю предложено указать основной вид разрешенного использования, в состав которого (ст. 37 Гр кодекса РФ, Правил застройки.. .) включен вспомогательный, ею избранный «садоводство». Ст. 34 Правил... определен перечень территориальных зон, в число которых входит Ж-3 - зона застройки индивидуальными жилыми домами, куда отнесен в качестве основного вида разрешенного пользования - «индивидуальные жилые дома с приусадебными земельными участками» с включением в состав в качестве вспомогательного «сады, огороды, палисадники». Таким образом, по сути, для заявителя вспомогательный вид и не меняется, поскольку «огороды» положением градостроительного регламента отнесены к этому же вспомогательному виду, что и «сады, палисадники». Заявитель полагает, согласно изложенной суду позиции, что изменение вида с «огорода» на «сады» расширяет права собственника, основываясь на дефинициях, изложенных в федеральном законе № 66-ФЗ от 15.04.1998. Ошибочной, по мнению суда, является позиция заявителя о распространенности положений федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» на спорную ситуацию. Предмет регулирования установлен в ст. 2 данного закона - земельные отношения он регулирует те, что возникают в связи с созданием садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений, а также в связи с деятельностью таких объединений и в той мере, в какой они не урегулированы законодательством Российской Федерации. Земельный участок заявителя с видом разрешенного пользования «огородничество» не находится в составе земель садоводческого либо огороднического объединения : согласно ситуационного плана - с двух сторон земельные участки для индивидуального жилищного строительства, с третьей -пустырь (на 2004 год), с четвертой - земли общего пользования (дорога). Более того, собственными пояснениями представителя заявителя, подтвержденными представленным суду ситуационным планом, установлено, что земельный участок, об изменении учетной записи разрешенного вида пользования в отношении которого вопрос ставится, является фактически принадлежностью к жилому строению по этому же адресу - индивидуальному жилому дому - <адрес>, расположенному на земельном участке, принадлежащем супругу заявителя - представителю по настоящему делу, имеет единое с ним ограждение. Т.е. фактически земельный участок отвечает основному виду разрешенного использования для территориальной зоны Ж-3, согласно градостроительным регламентам - индивидуальные жилые дома с приусадебными земельными участками (часть Ш градостроительные регламенты ст34 Правил землепользования и застройки). Права собственника, гарантированные Конституцией РФ, на что ссылается заявитель ( ст. 35 ), при этом, не нарушаются, поскольку в соответствии с положениями Конституции РФ (ст. 17) права и интересы одних лиц не должны нарушать и осуществляться в противоречии с правами и законными интересами иных лиц. В силу ст. 55 Конституции РФ, права могут быть ограничены федеральными законами. Оспариваемое заявителем решение вынесено на основании федеральных законов - закона 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», Земельного кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ. Нельзя не согласиться с позицией органа, чье решение обжалуется, в части того, что отказом в изменении учетной записи не нарушаются и не ставятся под угрозу нарушения, права заявителя. Надуманной является позиция о возможном изъятии, дополнительном налогообложении и т.д.. Тем более, что эти предполагаемые нарушения прав не являются последствием оспариваемого решения. Изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, установленными градостроительным регламентом носит заявительный характер. И правом собственника является его использование без изменения учетной записи, что позволил законодатель в ч.8-9 ст. 36 Гр.кодекса РФ. В ч.8-9 ст.36 Градостроительного кодекса РФ законодатель предусмотрел, возможность использовать земельные участки, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту, без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если такое использование опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. Таким образом, право заявителя как собственника земельного участка не ограничено отказом в изменении учетной записи о виде разрешенного использования. При намерении изменить вид разрешенного использования, она обязана руководствоваться положениями федеральных законов. Не может быть удовлетворено и ходатайство заявителя о взыскании понесенных судебных расходов, поскольку ст. 98 ГПК РФ позволяет это сделать лишь при удовлетворении требований. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: ПОДГАЙНОВОИ Татьяне Борисовне в удовлетворении требований о: • признании незаконным решения Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Томской области от ДД.ММ.ГГГГ за №, которым отказано в учете изменений объекта недвижимости; • понуждении Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Томской области к устранению нарушенных прав, путем возложения обязанности по изменению учетной записи и выдаче кадастрового плана земельного участка с учетом изменений данных кадастрового учета, ОТКАЗАТЬ. Решение может быть обжаловано в путем подачи кассационной жалобы в течение 10 дней в Томский областной суд через суд Советского района г. Томска. Судья:
только в качестве дополнительных по отношению к основным видам
разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и
осуществляемые совместно с ними.