Решение о предоставлении вне очереди жилого помещения




Дело № 2- 3026/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31.10.2011г. Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Миркиной Е.И.

при секретаре Цыгановой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Кировского района г. Томска, обратившегося в интересах Аптинеева А.Ф., к Администрации города Томска о внеочередном предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кировского района г.Томска обратился в интересах Аптинеева А.Ф. с иском к Администрации города Томска о внеочередном предоставлении жилого помещения, указывая, что Аптинеев А.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как решением Кировского районного суда г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ его мать Аптинеева Н.Н. лишена родительских прав, сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери. На основании постановления администрации Кировского района города Томска от ДД.ММ.ГГГГ попечителем над несовершеннолетним Аптинеевым А.Ф. назначена П.М.А. Решением жилищной комиссии Администрации Кировского района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ Аптинеевым А.Ф. поставлен на учет в реестре граждан, нуждающихся в жилых помещениях и включен в список детей сирот, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения. Однако, с указанной даты и по настоящее время Администрация Кировского района г. Томска не предприняла мер, направленных на обеспечение Аптинеева А.Ф. жилым помещением. ДД.ММ.ГГГГ Аптинеев А.Ф. обратился в прокуратуру Кировского района г. Томска с заявлением о защите своих жилищных прав, что явилось основанием для обращения прокурора в суд с настоящим исковым заявлением. На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 ФЗ РФ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-03 «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ТО» просит обязать администрацию Города Томска обеспечить АптинееваА.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди жилым помещением по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления, но не же -------- квадратных метра общей площади, за счет средств областного бюджета.

В судебном заседании представитель прокурора Кировского района г.Томска Князева В.В. и материальный истец Аптинеев А.Ф. на удовлетворении исковых требований настаивали, однако пояснили, что в просительной части искового заявления ошибочно указана фраза: «за счет средств областного бюджета». Просят данную фразу не учитывать при вынесении решения.

Представитель Администрации г. Томска Герасимов В.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ., исковые требования не признал, представив отзыв на исковое заявление, в котором указал, что в соответствии с ч. 1 ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. к дополнительным гарантиям по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся дополнительные гарантии на жилое помещение. А именно, данными нормами предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нор. В соответствии с абз. 3 указанной части ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ предусмотрено, что дополнительные гарантии детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъекта РФ и относятся к расходным обязательствам субъекта РФ. Часть 2 ст. 15 Закона Томской области № 28-03 от 19.08.1999 г. «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определено, что Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства (по месту принятия на учет нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилыми помещениями. В соответствии со ст. 5 этого же закона меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами Томской области. Статьей 1 Закона Томской области № 188-03 от 11.09.2007 г. органы местного самоуправления городских округов (к которым относится Администрация г. Томска) наделены государственными полномочиями по обеспечению детей сирот детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями. Предоставление жилого помещения предполагает не только процесс совершения непосредственных действий по заключению договора социального найма жилого помещения с нанимателем, но и процесс приобретения (покупки) жилого помещения (ввиду того, что свободным муниципальным жилищным фондом Администрация г. Томска не располагает). Для этого необходимы соответствующие денежные средства. Ст. 2 закона № 188-03 на исполнительным органы государственной власти Томской области, при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, возложена обязанность обеспечить передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями. Согласно ч.1 ст. 6 данного закона финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в соответствии с настоящим Законом осуществляется путем предоставления из областного бюджета субвенций бюджетам городских округов на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями. Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом N 131-ФЗ. В развитие указанных предписаний БК РФ (ст. 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта РФ. Такой порядок является обязательным во всех случаях. Таким образом, органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий только в пределах выделенных им на эти цели финансовых средств (ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ). Это правило основано непосредственно на нормах российской Конституции (ст. 12, 132, 133), на что неоднократно обращал внимание в своих актах Конституционный Суд РФ. Так согласно разъяснениям, приведенных Конституционным судом РФ в определении от 05.02.2009 г. по делу № 250-О-П расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.

Таким образом, несмотря на возложение на Администрацию г. Томска, указанными выше нормативно правовыми актами, обязанности по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязанность по финансированию процесса обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возложена на органы исполнительной власти Томской области. Законом Томской области от 28.12.2010 № 327-03 "Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов". Согласно Приложению № 16 (таблица № 28) муниципальному образованию г. Томск выделена субвенция в размере 918,0 тыс. руб. на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на 2011 год. Распоряжением Мэра города Томска от 04.05.2008 N р344 (в ред.от 09.04.2009№р315, от 08.04.2010 № р375) "Об осуществлении переданных государственных полномочий на территории муниципального образования "Город Томск" определено, что данные полномочия на территории муниципального образования "Город Томск" от имени администрации осуществляет управление социальной политики администрации города Томска и администраций районов города Томска. В соответствии с данными нормами управлением социальной политики администрации г. Томска в соответствии с требованиями Федерального закона 94-ФЗ, проводятся аукционы на приобретение жилых помещений во исполнение закона Томской области № 188-03. В связи с ограничением денежных средств, распределение жилых помещений для данной категории граждан, осуществляется на основании льготного списка по мере приобретения жилого помещения. Очевидно, что выделяемых администрацией Томской области денежных средств (918, 0) тыс. руб. на покупку жилых помещений за счет субвенции, как это положено по закону, не достаточно. Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот является государственным полномочием и реализуется, в соответствии с действующим законодательством, совместно органами местного самоуправления и органами исполнительной власти субъекта. Так Администрация Томской области обеспечивает расчет и предоставление Администрации г. Томска соответствующей субвенции, а орган местного самоуправления, в свою очередь, за счет переданных денежных средств осуществляет приобретение и предоставление жилого помещения. В приложении № 1 к Закону ТО № 188-03 от 11.09.2007 г. содержится методика определения объема субвенции необходимой для осуществления государственных полномочий. В соответствии с п. 3 данного приложения одной из составляющих для расчета размера субвенции является численность стоящих на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом размер субвенции определяется (п. 4) путем умножения указанной численности на рыночную стоимость одного квадратного метра общей площади жилья и на площадь жилого помещения 17 кв. м. Таким образом, предоставление субвенции в меньшем, чем полученный при расчета по данной формуле, размере с учетом изложенного фактически лишает орган местного самоуправления возможности осуществить государственные полномочия и предоставить жилье лицам, включенным в списки на его внеочередное предоставление. В том случае, если администрации г. Томска из областного бюджета будут выделены денежные средства в полном объеме достаточные для приобретения жилья для всех нуждающихся данной категории лиц, то администрация г. Томска в разумно-возможные сроки обеспечит жилыми помещениями детей-сирот, в том числе и истца. Поскольку действующее законодательство фактически ставит указанное право истца в зависимость от соответствующего обеспечения органами власти субъекта этого права соответствующими денежными средствами на его реализацию.

В судебном заседании представитель третьего лица Администрации Томской области Романенко А.Н., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ., не возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что на момент подачи иска у истца не было права на предоставления жилого помещения, в связи с тем, что его статус, как ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей, не был подтвержден приложенными к исковому заявлению документами. В резолютивной части решения Кировского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ Аптинееву Н.Н. лишили родительских прав в отношении Аптинеева А.М., а не в отношении Аптинеева А.Ф.. На сегодняшний день Аптинеев А.Ф. нигде не обучается. В материалах дела отсутствовали следующие документы: справка из ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Томской области и справка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним); справка о составе семьи с места жительства Аптинеева А.Ф.; справка о постановке на учет Аптинеева А.Ф. в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения с указанием очереди на -------- год. Считаем, что надлежащим ответчиком является Администрация г.Томска, считаем также, что истец имеет право на предоставление жилого помещения на условиях социального найма.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора Кировского района г.Томска, обращающегося в интересах Аптинеева А.Ф., подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 8 Федерального Закона №159-ФЗ от 21.12.1996 года ««О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В силу ч.1, подпункта 2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации – жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Как следует из представленных документов, Аптинеев А.Ф. в -------- году остался без попечения родителей, постановлением администрации Кировского района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ П.А.А. назначена попечителем над несовершеннолетним Аптинеевым А.Ф., закрепленного за ним жилого помещения не имеет. Указанные обстоятельства подтверждаются следующим.

В соответствии со свидетельством о рождении от ДД.ММ.ГГГГ матерью Аптинеева А.Ф., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является Аптинеева Н.Н., а отцом- Аптинеев Ф.С.

Согласно справки о рождении от ДД.ММ.ГГГГ сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка.

Решением Кировского районного суда г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ Аптинеева Н.Н. лишена родительских прав в отношении детей А.В.М., А.М.М., А.А.М..

Однако как следует из текста данного решения и из пояснения представителя прокурора Кировского района г.Томска Князева В.В., в резолютивной части решения была допущена описка в написании отчества одного из детей, а именно указано «Антинеев А.М.» вместо «Аптинеев А.Ф.».

Аптинеев А.Ф. обучался в -------- по специальности -------- со сроком обучения -------- года с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отчислен из состава обучающихся с ДД.ММ.ГГГГ., в связи с неуспеваемостью, что подтверждается справкой -------- от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением главы администрации Кировского района г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ за несовершеннолетним была закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>.

Постановлением главы администрации Кировского района г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ отменен пункт -------- постановления администрации Кировского района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении попечительства на несовершеннолетним Аптинеевым А. в части указания: «сохранить право пользования жилым помещением по адресу: <адрес> за несовершеннолетними Аптинеевыми А.,В.,М.».

Сведениями Томского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что до ДД.ММ.ГГГГ. сведения о наличии прав на недвижимое имущество Аптинеева А.Ф. отсутствуют.

Уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что права Аптинеева А.Ф. на объекты недвижимости, в том числе жилые помещения, после ДД.ММ.ГГГГ не регистрировались.

Из письма начальника отдела по учету и распределению жилой площади администрации Кировского района г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Аптинеев А.Ф. на основании решения жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ поставлен на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и включен в список детей-сирот, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения.

Согласно ч.2 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999г. № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства (по месту принятия на учет нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилыми помещениями.

В соответствии со ст.1 Закона Томской области от 11.09.2007 года №188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа, не имеющих закрепленного жилого помещения администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы (ч.1 ст. 1).

В силу ч.1 ст. 3 названного Закона органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на: финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со статьей 6 настоящего Закона; запрос и получение сведений, необходимых для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций; использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Частью 2 ст. 3 Закона установлено, что органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов при осуществлении государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций обязаны осуществлять государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями, государственные полномочия по расчету и предоставлению субвенций надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом. В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов: принимают муниципальные правовые акты, устанавливающие расходные обязательства муниципального образования по осуществлению органами местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, переданных настоящим Законом; осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения. Учет осуществляется в соответствии с Законом Томской области от 8 июня 2005 года N 91-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма"; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании.

Из распоряжения мэра г.Томска от 04.05.2008г.№ р344 «Об осуществлении переданных государственных полномочий на территории муниципального образования «город Томск» следует, что Администрация г.Томска не передает государственные полномочия, которыми была наделена в силу Закона Томской области от 11.09.2007г. № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения», а устанавливает разграничение обязанностей по их осуществлению между органами администрации, являющимися ее структурными подразделениями (управлением социальной политики и администрациями районов города).

Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод, что на Администрацию г.Томска в рамках осуществления переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, должна быть возложена обязанность предоставить Аптинееву А.Ф. жилое помещение. В связи с чем исковые требования, предъявленные к Администрации г. Томска являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

При этом, вопросы, касающиеся выделения денежных средств на исполнение государственных полномочий относятся к сфере межбюджетных отношений и разрешаются в соответствии с порядком, установленным Бюджетным кодексом РФ (ст. 140). Гражданин в силу ст.1 и ст. 152 БК РФ не является субъектом бюджетных отношений, в связи с чем субъективное право конкретного физического лица не может быть поставлено в зависимость от наличия либо отсутствия денежных средств.

Решением Думы города Томска от 13.12.2005 года №27 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма, которая равна 17,0 квадратным метрам на одиноко проживающего гражданина. В связи с чем Администрация г.Томска Аптинееву А.Ф. должно быть предоставлено вне очереди на условиях социального найма жилое помещение, находящееся на территории муниципального образования город Томск, общей площадью не менее 17 кв.м.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора Кировского района г. Томска, обратившегося в интересах Аптинеева А.Ф., удовлетворить.

Обязать Администрацию города Томска предоставить Аптинееву А.Ф. вне очереди на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение, находящееся на территории муниципального образования город Томск, общей площадью не менее -------- квадратных метров.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение 10 дней.

Судья (подпись)

Копия верна

Судья Е.И. Миркина

Секретарь Е.А. Цыганова

Решение вступило в законную силу ___________________________________2011г.

Судья:

Секретарь: