О назначении трудовой пенсии



Дело № 2-2920/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15.11.2011 г. Советский районный суд г.Томска в составе:

председательствующего судьи Величко М.Б.

при секретаре Шадриной А.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дураса ЕА к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Томск Томской области о понуждении исчислить в льготном порядке периоды работы и назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью,

у с т а н о в и л :

Дурас Е.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Томск Томской области (далее — ГУ – УПФР в г. Томске ТО) просит удовлетворить следующие требования:

-          обязать включить в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ",

В льготном исчислении - один год работы за 1 год 6 месяцев работы - периоды работы:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности ...... ......;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности ......»,

-          обязать назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с 21.03.2011 г.

В обоснование требований указал, что он обратился в ГУ – УПФР в г. Томске ТО за назначением ему досрочно пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью с 21.03.2011 г., в чем ему было отказано, поскольку ряд периодов не включено в специальный стаж в льготном порядке.

Считает данное решение незаконным, поскольку в указанные периоды работы он осуществлял хирургическую деятельность, в связи с чем, просит обязать ГУ включить в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, предусмотренный п.п.20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с применением льготного порядка исчисления стажа - один год работы за один год и шесть месяцев в связи с деятельностью в должности ...... период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в. ......, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности ......». И назначить пенсию со дня возникновения права – ДД.ММ.ГГГГ.

В течение спорного периода он выполнял обязанности ...... в полном объеме, ...... Выполнял полную рабочую нагрузку по специальности ...... в течение полного рабочего дня, ....... ...... Истцу выплачивалась заработная плата.

Период работы в ООО «......» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ были исключены Ответчиком, поскольку не подтверждено наличие в организации структурного подразделения, предусмотренного Списками.

Клиника является лечебно-профилактическим учреждением. В Клинике Дурас Е.А. работал ......, им выполнялись обязанности ...... в полном объеме в соответствии с Положением об организации деятельности стационара.

На основании изложенного просит суд удовлетворить требования в полном объеме.

В судебном заседании Дурас Е.А. и его представитель Евстигнеева Л.А. иск поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ГУ – УПФ РФ в г. Томск Томской области Драчева С.Б., действующая на основании доверенности от 11.01.2010 № 2, в судебном заседании иск не признал. В возражениях на иск Дураса Е.А. указала следующее.

Спорные периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО «...... не включены в специальный стаж поскольку: наименование организации не соответствует наименованиям, имеющимся в Списках, тождественность в отношении данных наименований в установленном законом порядке не имеется, данная организация не имеет статуса учреждения.

В соответствии с ГК РФ - ООО - общество с ограниченной ответственностью, являющееся коммерческой организацией, создается для целей извлечения прибыли.

Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально - культурных или иных функций некоммерческого характера.

Права организации (в данном случае ООО - организации и учреждения) различны по способу распоряжения закрепленным за ними имуществом - статья 297 и 298 ГК РФ. Различия в статусе учреждения и организации имеют правовое значение при определении права на досрочную трудовую пенсию по старости по пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона №173 — ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ» (далее Закон № 173-ФЗ), так как право на такую пенсию предоставлено только учреждениям, что следует из самой статьи Закона №173 - ФЗ.

Период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГпо трудовой книжке) в качестве ...... не подлежит включению в специальный стаж поскольку период ...... не подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности.

При обращении в органы пенсионного обеспечения документов, подтверждающих выполнение работы в качестве ...... представлено не было. Таким образом, полагают Решение ГУ - Управления ПФ РФ в г. Томск ТО законно.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Дурас Е.А. подлежат удовлетворению, исходя из следующего.

Согласно ч.1 ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы и назначения указанных пенсий утверждаются Правительством РФ.

По смыслу указанной выше нормы закона право на получение пенсии за выслугу лет работников, осуществляющих лечебную и иную работу по охране здоровья населения, законодатель связывает с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером работы.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» и Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».

Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. № 2-П при исчислении продолжительности стажа за период до 01.01.2002г. могут применяться нормы и правила, действовавшие до введения нового правового регулирования, а именно: за период работы до 01.11.1999г. применяется Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно – эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464. Пункт 2 названного постановления регулирует правила исчисления выслуги лет. (далее - Список и Правила от 1991г.).

За период работы после 01.11.1999г. применяются Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066. (далее – Список и правила от 1999 г.).

В соответствии с Правилами от 1991 г. право на льготное исчисление специального стажа - один год работы за один год и шесть месяцев имеют врачи хирурги всех наименований отделений (палат) хирургического профиля стационаров; врачи-анестезиологи-реаниматоры (анестезиологи – реаниматологи), средний медицинский персонал отделений (групп) анестезиологии - реанимации отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии.

Поскольку в Постановлении № 464 не указан перечень отделений ...... профиля, стационаров, при подсчете продолжительности специального стажа в соответствии с данными правилами подлежит применению перечень отделений ...... профиля, утвержденный Министерством здравоохранения РФ, а именно п.3.3.5.1 приказа Министерства здравоохранения РФ от 15.10.1999г. № 377 «Об утвержден положения об оплате труда работников здравоохранения».

В соответствии с Правилами от 22.09.1999г. право на льготное исчисление стажа лечебной деятельности - один год работы за один год и шесть месяце имеют оперирующие врачи-специалисты всех наименований в отделения хирургического профиля стационаров государственных и муниципальных учреждений; врачи-анестезиологи-реаниматологи, медицинские сестры - анестезисты (врачи-анестезиологи-реаниматологи) отделений (групп, палат, выездных бригад скорой медицинской помощи) анестезиологий - реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии.

В соответствии с Правилами от 29.10.2002г. право на льготное исчислен» стажа лечебной деятельности - один год работы за один год и шесть месяце имеют оперирующие врачи-специалисты всех наименований в отделена хирургического профиля стационаров государственных и муниципальных учреждений; врачи-анестезиодоги-реаниматологи, медицинские сестры анестезисты (врачи-анестезиологи-реаниматоры) отделений (групп, палат, выездных бригад скорой медицинской помощи) анестезиологии - реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии.

В Перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781) предусмотрены врачи-хирурги в отделениях хирургического профиля стационаров учреждений, предусмотренных пунктами 1 - 6, 8, 12, 15, 20, 21, 27 - 30 списка. В пункте 1 указанного Списка предусмотрены больницы всех наименований.

В Постановлении Конституционного Суда РФ № 11-П от 03.06.2004. указано, что в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).

Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях РФ». В соответствии с п. 4 Правил в стаж работы. дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами. В соответствии п. 5 Правил в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Перечень иных видов деятельности подлежащих включению в специальный трудовой стаж полный и расширенному толкованию не подлежит.

В п.п. 9-10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005. N 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Таким образом, основным критерием назначения пенсии в связи с лечебной деятельностью является тождественность фактически выполняемой работы наименованию должности и структурного подразделения, указанного в Списке.

В соответствии с решением об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ ...... истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии.

Истцу в календарном исчислении включен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в .......

Период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Клиника ...... в должности ......, вообще не был включен в специальный стаж истца, т.к. ...... не является учреждением, ее наименование не соответствует Спискам, не представлены документы наличия в организации структурных подразделений.

Суд не может согласиться с данными выводами ответчика по следующим основаниям.

Условия работы — полный рабочий день в объеме полной ставки, характер работы — соответствующий должности ......, а также вид структурного подразделения - ......, в ...... с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, подтверждаются следующими доказательствами:

-          карточкой-справкой ...... год (Том 1, л.д. 14), согласно которой Дурас Е.А. ...... на основании Приказа № 165 принят на должность ...... отделение;

-          копиями протоколов ...... за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (Том 1, л.д. 16-108), согласно которым истец выполнял обязанности ...... в спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.;

-          копией приказа от ДД.ММ.ГГГГ № 165, согласно параграфа 4 которого, Дурас Е.А. принят на должность ...... отделения с ДД.ММ.ГГГГ (Том 2, л.д. 101);

-          справкой № 1275 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой наименование должности ...... не используется ни в штатном расписании, ни в иных документах больницы, кроме приказов по кадрам. ...... исполняли обязанности врачей соответствующего отделения. ...... в своей работе должен руководствоваться должностной инструкцией ....... Никакого различия в правах и обязанностях в оплате в количестве дней отпуска ...... и ...... не имеется. Работа ...... засчитывается в стаж непрерывной работы в учреждениях здравоохранения, также как и работа .......

-          справкой от ДД.ММ.ГГГГ № 115, согласно которой Дурас Е.А. работал в ....... Принят для прохождения ......, с ДД.ММ.ГГГГ переведен на постоянную работу ...... За период работы Дурас Е.А. отпусками без сохранения заработной платы не пользовался, в командировки на военные сборы с отрывом от работы не направлялся;

-          приказом № 113 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого Дурас Е.А. ......, переведен на должность ...... с ДД.ММ.ГГГГ в связи с окончанием клинической ординатуры по 12 разряду;

-          тарификационным спискам на ДД.ММ.ГГГГ Дурас Е.А., справкой № 1274 от ДД.ММ.ГГГГ, расчетными листками за период с ...... подтверждается, что Дурас Е.А. выполнял обязанности в должности ...... на полную ставку, фактические суммы заработка выплачивались Дурасу Е.А. за выполнение в объеме полной ставки обязанностей .......

На основании изложенного суд приходит к выводу, что представленными истцом доказательствами подтверждено, что в периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работал ...... на полную ставку, полностью нес нагрузку и ответственность ......, в связи с чем данный период его работы должен быть зачтен в его специальный стаж в льготном исчислении: 1 год работы как 1 год 6 месяцев.

Обоснованность требований по второму периоду с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, подтверждается следующими письменным доказательствам:

-          трудовой книжке истца от ДД.ММ.ГГГГ, выданной на имя Дураса Е.А., записью ......, подтверждается, что истец ДД.ММ.ГГГГ принят на должность хирурга в ООО «......» (Том 1, л.д. 11-12)

-          справкой от 09.06.2011, согласно которой Дурас Е.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал ...... на одну ставку в ООО «......» (Том 1, л.д. 124);

-          ...... (Том 1, л.д. 125-250, Том 2, л.д. 1-56), где указано что ...... в том числе и Дурас Е.А.;

-          уточняющей справкой ...... от 13.09.2011, согласно которой Дурас Е.А. работал в ООО «......», имел восьми часовой рабочий день при пятидневной неделе и осуществлял всю ...... в полном объеме, согласно должностным инструкциям (Том 2, л.д. 57);

-          справкой ...... от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой Дурас Е.А. работал в ООО «ДД.ММ.ГГГГ» в должности ...... с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ полный рабочий день, не имел отпусков без сохранения заработной платы, учебных отпусков, больничных листов, простоев по вине работодателя, переводов на другую работу и совмещения в указанный период не было (Том 2, л.д. 81);

-          приказом № 11 от ДД.ММ.ГГГГ по ООО «......» о Принятии Дураса Е.А. на должность ...... с ДД.ММ.ГГГГ (Том 2, л.д. 85);

-          приказом № 1 от ДД.ММ.ГГГГ по ООО «......» об увольнении Дураса Е.А. с ДД.ММ.ГГГГ;

-          карточкой-справкой, согласно которой Дурас Е.А. на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ № 11 принят на должность ......»;

-          приказами №1 от ДД.ММ.ГГГГ г., №1 от ДД.ММ.ГГГГ г., расчетными листками ООО ...... за ДД.ММ.ГГГГ, подтверждается, что Дурас Е.А. получал доплату в размере 15% за опасные условия труда, которая установлена п.п. 1.9 Приложения № 2 к Положению об оплате труда работников здравоохранения РФ, утв. 15.10.1999;

-          штатными расписаниями на 2001 – 2007 годы, подтверждается, что в ООО «......» имелось три штатных единицы с наименованием должности «......»;

-          должностной инструкции ...... ООО «......» (Том 2, л.д. 82-84) из которой следует, что последний непосредственно в своей деятельности участвует в ....... При этом на данную должность может быть принято только лицо с высшим медицинским образованием, имеющее диплом и документ, подтверждающий специальность ...... При этом должностная инструкция аналогична должностной инструкции ...... (Том 2, л.д. 102-104).

-          положением об организации деятельности стационара от ДД.ММ.ГГГГ г. (Том 1, л.д. 119-120) из которого следует, что в ООО «......» организован стационар для лечения заболеваний ...... методами ......;

-          справкой от 11.11.2011, выданной на основании ......, согласно которой Дурас Е.А. ......;

-          из копии удостоверения ...... (Том 1, л.д. 121), следует, что в указанный период истцу присвоена первая квалификационная категория по специальности .......

В силу п.п. «б» п. 5, п. 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. N 781 - в льготном порядке 1 год работы как 1 год 6 месяцев засчитывается работа в должности врача — хирурга в стационаре, являющегося структурным подразделением организации.

Как указано выше, правилами Постановления Совет Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», было установлено, что врачам - хирургам всех наименований один год работы засчитывается за 1 год и 6 месяцев. Также в данном Постановлении указано, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

Таким образом, данное постановление не требовало для включения периода работы в специальный стаж осуществлять ее именно в государственном либо муниципальном учреждении. Работа по специальности в организации, к которым гражданское законодательство относит и общества с ограниченной ответственностью, также позволяла засчитывать такой период в стаж работы по осуществлению лечебной деятельности.

Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. N 1066 «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» установлено, что Список и Правила, утвержденные пунктом 1 настоящего Постановления, применяются в отношении лечебной и иной работы по охране здоровья населения, осуществлявшейся в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. При этом Министерству труда и социального развития Российской Федерации и Министерству здравоохранения Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации в 3-месячный срок поручено подготовить и внести в Правительство Российской Федерации предложения о системе пенсионного обеспечения за выслугу лет работников учреждений здравоохранения, не являющихся государственными или муниципальными.

Однако до настоящего времени никакого нормативного акта, устанавливающего иную систему пенсионного обеспечения за выслугу лет работников учреждений здравоохранения, не являющихся государственными или муниципальными, не установлено. В то же время из указанного абзаца следует, что такие работники имеют право на пенсию за выслугу лет. В связи с чем отсутствие иного порядка назначения пенсии работникам здравоохранения коммерческих организаций не может лишать их права на пенсионное обеспечение, гарантированное Конституцией РФ.

Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. N 781, также установили, что в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии подлежат включению периоды работы в государственных или муниципальных учреждениях.

Однако Постановлением Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 г. № 11-П признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3), взаимосвязанные нормативные положения подпунктов 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28 и пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающие для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения либо творческую деятельность на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, в качестве условия назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста осуществление этой деятельности в соответствующих государственных или муниципальных учреждениях, - в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения данные положения не позволяют засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся педагогической деятельностью в учреждениях для детей, лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, творческой деятельностью на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, периоды осуществления ими этой деятельности в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, которые включались в соответствующий стаж ранее действовавшим законодательством, при том что законодательное регулирование порядка сохранения и реализации пенсионных прав, уже приобретенных указанными лицами в результате длительной профессиональной деятельности, до настоящего времени отсутствует.

При этом в данном Постановлении указано, что согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7; статья 37, часть 3; статья 39, часть 1). Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом. Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.

В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).

По смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. Данный вывод вытекает из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 6 декабря 2001 года N 310-О по запросу Законодательного Собрания Тверской области. То обстоятельство, в чьем ведении находятся эти учреждения и кому принадлежит закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий.

К тому же финансирование досрочных трудовых пенсий по старости, назначаемых в соответствии с оспариваемыми нормами статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", производится на общих основаниях. Согласно Федеральному закону от 15 декабря 2001 года "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (пункт 3 статьи 9 и пункт 2 статьи 10) финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые взимаются в соответствии с названным Федеральным законом и зачисляются непосредственно в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации). При этом действующее законодательство не предусматривает каких-либо различий в тарифах страховых взносов для работодателей - учреждений для детей, учреждений здравоохранения, театров, театрально-зрелищных организаций в зависимости от того, являются ли они государственными, муниципальными, частными.

Таким образом, в действующей системе правового регулирования пенсионного обеспечения, исходящего из того, что досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую, лечебную либо творческую деятельность на сцене, так же как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста, различия в условиях приобретения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которые устанавливаются исключительно по такому критерию, как форма собственности (т.е. зависят от того, являются учреждения, в которых осуществлялась эта деятельность, государственными, муниципальными или нет), нельзя считать обоснованными с точки зрения вытекающего из Конституции Российской Федерации требования равноправия применительно к правам, гарантированным ее статьей 39.

Отсюда следует, что при обращении лиц, лечебную деятельность в учреждениях здравоохранения, за назначением трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста и решении вопроса о наличии у них стажа, дающего право на досрочное назначение такой пенсии, периоды их работы в названных учреждениях, не являвшихся государственными (муниципальными), должны засчитываться в соответствующий стаж профессиональной деятельности, определенный в подпунктах 20 п.1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Кроме того, понятие «учреждение здравоохранения» охватывает и субъекта частной системы здравоохранения независимо от организационно-правовой формы.

ООО ......» является лечебно-профилактическим учреждением, учреждением здравоохранения, осуществляющим медицинские виды деятельности, в том числе ...... (лицензия ...... 03.05.2001, регистрационный номер ......(Том 1, л.д. 41-42), лицензия ...... 13.04.2006 (Том 1, л.д. 113-114), лицензия ...... 10.02.2005 (Том 1, л.д. 45), устав общества (Том 1, л.д. 46-48)). Также об этом свидетельствует почетная грамота, выданная Дурасу Е.А. в 2006 г. Управлением здравоохранения Администрации Томской области (Том 1, л.д. 123).

Независимо от организационно-правовой формы ООО «......» входит в систему здравоохранения, что в частности следует из норм закона "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" (утв. ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1). В нем предусмотрено, в частности, что первичная медико-санитарная помощь (ст.38), специализированная медицинская помощь (ст.40), скорая медицинская помощь, а также экспертиза временной нетрудоспособности оказывается в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что, поскольку в указанный период истец работал в должности врача-хирурга, осуществлял хирургическую деятельность, в стационаре, являющегося структурным подразделением организации, нес полностью нагрузку и ответственность, установленную для врача-хирурга хирургического отделения, которые указаны в Перечне, то обстоятельство, что он работал в учреждении, не относящимся к государственным и муниципальным учреждения, не может являться основанием для отказа истцу во включении данного периода работы в его специальный стаж. В связи с этим суд находит возможным включить истцу указанную деятельность в его специальный стаж в льготном порядке, 1 год работы как 1 год 6 месяцев.

В соответствии со ст. 19 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).

Поскольку на момент обращения в ПФ РФ истец с учетом включения в льготном порядке указанных выше периодов работы имел необходимый для назначения пенсии 30-летний стаж, требования истца обязать ответчика назначить пенсию со дня возникновения права - обосновано.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Иск Дураса ЕА удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области включить Дурасу ЕА в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", в льготном исчислении - один год работы за 1 год 6 месяцев — следующие периоды работы:

-          с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ......;

-          с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. в должности ......».

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области назначить Дурасу ЕА досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с ДД.ММ.ГГГГ г.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение 10 дней.

Председательствующий (подпись) Решение не вступило в законную силу