О призании незаконным решения об отказе в социальной выплате



№ 2-2840/2011

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

14 ноября 2011 года город Томск Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего Величко М.Б.

при секретаре Шадриной А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Балашовой СА к Департаменту архитектуры, строительства и дорожного комплекса Томской области о признании незаконным решения, обязании произвести социальную выплату,

у с т а н о в и л :

Балашова С.А. обратилась в суд с иском к Департаменту архитектуры, строительства и дорожного комплекса Томской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении социальной выплаты, обязании произвести социальную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения в собственность за счет средств федерального бюджета в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.08.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны».

Истец относятся к категории бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны; стоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Департамент архитектуры, строительства и дорожного комплекса Томской области, уполномоченный на предоставление гражданам социальных выплат в соответствии с Законом Томской области от 06.06.2006 № 116-ОЗ, отказал истцу в предоставлении социальных выплат на приобретение (строительство) жилого помещения в собственность за счет средств федерального бюджета в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.08.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны». Данный отказ является незаконным и необоснованным, поскольку истец приравнена в праве на обеспечение жильем к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.

В судебное заседание Балашова С.А. будучи извещенной о времени и месте судебного заседания надлежащим образом в суд не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие с участием представителя.

Представитель истца – Балашов О.А. иск поддержал.

Представитель третьего лица – Департамента социальной защиты населения Томской области Зырянова А.А. полагала, что иск подлежит удовлетворению.

Представитель ответчика Департамента архитектуры, строительства и дорожного комплекса Томской области, в суд не явилась, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещена, сведений о наличии уважительных причин неявки суду не сообщила, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просила. В письменном отзыве выразила несогласие с исковыми требованиями и указала, что в Законе Томской области от 06.06.2006 № 116-ОЗ «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» бывшие несовершеннолетние узники фашизма в числе лиц, которым названный Закон определяет форму и порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем, не названы. Кроме того, истцом не в полном объеме представлены документы, указанные в п. 6 Порядка предоставления социальных выплат гражданам на приобретение (строительство) жилых помещений в собственность, утвержденного постановлением Администрации Томской области от 10.07.2006 № 90а – не представлено удостоверение установленного образца на право пользования мерами социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» с отметкой о праве пользования мерами социальной поддержки, установленными статьями 14-19. Согласно разъяснению Министерства регионального развития РФ, данному в письме от 19.03.2010 № 10496-СК/07, бывшие несовершеннолетние узники фашизма не подлежат обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.08.2008 № 714.

Третье лицо – Министерство Регионального развития Российской Федерации, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания в суд своего представителя не направило, об уважительности причин неявки не сообщило, заявления о рассмотрении дела в отсутствие представителя не представило.

Суд в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав и оценив представленные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Указом Президента РФ от 15.10.1992 № 1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны» было постановлено предоставлять проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов ВОВ соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставлять аналогичные льготы, установленные для участников ВОВ из числа военнослужащих (п. 1 Указа). Льготы, поименованные в п. 1 Указа, предоставляются из тех источников, за счет которых они предоставляются инвалидам и участникам ВОВ (п. 2 Указа).

Постановлением Минтруда России от 07.07.1999 N 20 «Об утверждении разъяснения «О порядке и условиях предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны» было разъяснено, что при решении вопросов, связанных с предоставлением льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, следует иметь в виду, что в Указе № 1235 не определен объем предоставляемых льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, а только указана категория граждан, к которой они приравнены по материально-бытовым льготам, - инвалиды и участники ВОВ. Поскольку с выходом Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - ФЗ «О ветеранах») для инвалидов и участников ВОВ предусмотрены льготы соответственно ст. ст. 14 и 15 названного Закона, то и бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы (п. 5 Постановления).

Пунктом 8 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов ВОВ. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников ВОВ из числа военнослужащих.

Указом Президента РФ от 07.05.2008 N 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ «О ветеранах».

Из вышеприведенных нормативных положений следует, что действующее законодательство РФ приравняло по предоставляемому перечню ежемесячных денежных выплат, мер социальной поддержки и льгот бывших несовершеннолетних узников фашизма и инвалидов ВОВ, участников ВОВ. Нормы права, регулирующие социальные гарантии, льготы и меры социальной поддержки бывших несовершеннолетних узников фашизма, носят отсылочный характер. Меры социальной поддержки для инвалидов ВОВ и участников ВОВ предусмотрены ст. ст. 14 и 15 ФЗ «О ветеранах», следовательно, при определении перечня мер социальной поддержки, предоставляемых бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, необходимо руководствоваться названными статьями ФЗ «О ветеранах».

Право инвалидов ВОВ и участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на получение меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем прямо предусмотрено ст. ст. 14 и 15 ФЗ «О ветеранах».

Действующее законодательство РФ не содержит норм права, указывающих на то, что бывшим несовершеннолетним узникам фашизма не предоставляются какие-либо меры социальной поддержки, установленные ст. ст. 14 и 15 ФЗ «О ветеранах», в том числе мера социальной поддержки в виде обеспечения жильем.

Отсутствие в Законе Томской области от 06.06.2006 № 116-ОЗ «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» бывших несовершеннолетних узников фашизма в числе лиц, которым названный Закон определяет форму и порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем, не может влечь лишение указанных лиц права на получение социальной поддержки, прямо предусмотренной федеральным законодательством.

Положения действующего законодательства РФ о предоставлении бывшим несовершеннолетним узникам фашизма мер социальной поддержки, установленных для инвалидов ВОВ и участников ВОВ, не могут толковаться как не предусматривающие обеспечение бывших несовершеннолетних узников фашизма жильем на основании ФЗ «О ветеранах» и Указа № 714.

Таким образом, бывшие несовершеннолетние узники фашизма, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на меру социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета согласно ФЗ «О ветеранах», а значит, подлежат обеспечению жильем в соответствии с Указом № 714.

Из материалов дела следует, что истцы обратились в уполномоченный орган – Департамент архитектуры, строительства и дорожного комплекса Томской области с заявлениями о предоставлении социальной выплату на приобретение (строительство) жилого помещения в собственность.

Письмом указанного департамента от 16.08.2011 в предоставлении социальной выплаты было отказано Балашовой С.А.

В обоснование отказа сделана ссылка на Письмо Министерства регионального развития России от 19.03.2010 № 10496-СК/07.

Отказ в предоставлении социальной выплаты является незаконным и необоснованным исходя из вышеприведенных положений действующего законодательства.

В пункте 3 Письма Министерства регионального развития России от 19.03.2010 № 10496-СК/07 со ссылкой на п. 8 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации...» разъяснено, что законодатель, наделяя бывших несовершеннолетних узников фашизма правом на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, в случае принятия их на соответствующий учет не идентифицирует их с участниками ВОВ, то есть не приравнивает их к таковым в полном объеме. Таким образом, данные категории граждан обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 N 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» не подлежат.

Указанное Письмо не является нормативно-правовым актом либо официальным разъяснением вышеприведенных положений федерального законодательства, а выражает позицию Министерства регионального развития РФ по вопросу толкования и применения норм действующего законодательства РФ в части обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета бывших несовершеннолетних узников фашизма.

При этом, изложенная позиция Министерства регионального развития РФ не соответствует действующему законодательству и противоречит ему, в силу чего не подлежит применению при разрешении настоящего спора.

Непредставление истцами удостоверения установленного образца на право пользования мерами социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» с отметкой о праве пользования мерами социальной поддержки, установленными статьями 14-19 не является основанием для отказа в выплате.

Согласно ст. 28 ФЗ «О ветеранах», реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 1 января 1992 года либо Правительством Российской Федерации.

Форма удостоверения о праве на льготы бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны утверждена Постановлением Минтруда РФ от 07.07.1999 N 21 и Постановлением Госкомтруда СССР от 17.10.1990 N 406 «Об утверждении формы удостоверения о праве на льготы». Указанные удостоверения у истцов имеются и были предъявлены ответчику. Таким образом, требование о предоставлении истцами иных удостоверений является необоснованным.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-197 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Признать незаконными решение Департамента архитектуры, строительства и дорожного комплекса Томской области об отказе в предоставлении Балашовой СА социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения в собственность.

Обязать Департамент архитектуры, строительства и дорожного комплекса Томской области произвести Балашовой СА социальные выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения в собственность за счет средств федерального бюджета в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.08.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны».

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: (подпись)

Решение не вступило в законную силу

.

.

.

.

.