Решение об организации водоотведения




Именем Российской Федерации

Решение

29 ноября 2011 года Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего Шефер И.А.

при секретаре Панфиловой В.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Томска, выступающего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации г. Томска о понуждении устранить нарушения прав и свобод неопределенного круга лиц путем организации водоотведения,

установил:

Прокурор г. Томска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации г. Томска о понуждении устранить нарушения прав и свобод неопределенного круга лиц путем организации водоотведения в районе <адрес> в г. Томске, исключающее сброс в р. Томь неочищенных сточных вод через выпуск ливневой канализации, проходящей по <адрес> и пересекающей <адрес> не позднее чем в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Свои требования мотивировал тем, что в ходе проверки установлено, что по <адрес> с пересечением <адрес> в г. Томске проходит городская ливневая канализация, выпуск которой выходит к р. Томь в районе <адрес> в г. Томске. Сброс неочищенных сточных вод оказывает негативное влияние на водные объекты, в частности, на р. Томь, о чем свидетельствуют результаты анализа воды, ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку на соответствующих территориях, создает опасность вредного воздействия среды обитания человека.

Помощник прокурора Малышева Е.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель администрации г. Томска Миронова Д.Ю., действующий на основании доверенности, исковые требования не признала, указала, что администрация г. Томска является ненадлежащим ответчиком, надлежащим ответчиком в данном случае будет ООО «--------», ливневая канализация никому не принадлежит, ни у кого на балансе не состоит, однако ООО «--------» берет с граждан, подключившихся к ней, плату. Меры по устранению указанных нарушений со стороны администрации г. Томска начали предприниматься с ДД.ММ.ГГГГ.

Заслушав помощника прокурора, представителя администрации г. Томска, исследовав материалы дела, суд считает, что исковое заявление подлежит удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Согласно положениям ст. 46 Конституции Российской Федерации, главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 10.02.2009 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца.

Статья 42 Конституции РФ закрепляет принцип, согласно которому каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Аналогичные положения закреплены в ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды», а именно, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Кроме того, статьей 3 Федерального Закона РФ «Об охране окружающей среды» в числе принципов охраны окружающей среды предусмотрена ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, а также обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ специалистом «--------» па правом берегу р. Томь в месте выпуска сточных вод из ливневой канализации и в колодце ливневой канализации но <адрес> взяты для анализа пробы сточной воды в целях определения состава и степени их токсичности.

Согласно экспертному заключению «--------» от ДД.ММ.ГГГГ исследуемые пробы воды являются слаботоксичными.

По информации Томского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресуреов и среды их обитания -------- р. Томь относится к рыбохозяйственным водоемам высшей категории рыбохозяйственного значения.

Нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, установлены приказом Федерального агентства по рыболовству от 18.01.2010 № 20 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения».

Так, в соответствии с вышеуказанным приказом предельно допустимые концентрации аммония-иона составляют 0,5 мг/дм3, взвешенных веществ - 10 мг/дм3, железа общего- 0,1 мг/дм3, нитрит-иона - 0,08 мг/дм3, нефтепродуктов-0,05 мг/дм3, фосфат-иона - 0.05 мг/дм3.

Вместе с тем, согласно результатам анализа проб сточных вод, взятых на правом берегу р. Томь в месте выпуска сточных вод из ливневой канализации, произведенного специалистом «--------» (протокол № 210 от 18.08.2010), в представленных пробах обнаружена следующая концентрация загрязняющих веществ: аммоний-ион - 15,6 мг/дм3 (превышение в 31,2 раза), взвешенные вещества - 46 мг/дм3 (превышение в 4,6 раза), железо общее - 2,45 мг/дм3 (превышение в 24,5 раза), нитрит-ион - 0,49 мг/дм3 (превышение в 6,125 раз), нефтепродукты - 0,29 мг/дм3 (превышение в 5,8 раз), фосфат-ион - 1,94 мг/дм3 (превышение в 38,8 раз).

В соответствии с протоколом от ДД.ММ.ГГГГ количественного химического анализа сточных вод, пробы которых отобраны в колодце ливневой канализации по <адрес> в г. Томске, установлена следующая концентрация загрязняющих веществ: аммоний-ион - 13,7 мг/дм3 (превышение в 27,4 раза), взвешенные вещества - 59 мг/дм3 (превышение в 5,9 раз), железо общее - 2.3 мг/дм3 (превышение в 23 раза), нитрит-ион - 0,24 мг/дм3 (превышение в 3 раза), нефтепродукты - 0,19 мг/дм3 (превышение в 3,8 раза), фосфат-ион - 4,61 мг/дм3 (превышение в 92,2 раза).

В соответствии с ч. 1 ст. 44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных Водным кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

К этим требованиям относится закрепленный ст. 3 Водного кодекса РФ принцип, согласно которому использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду. В целях реализации данного принципа ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ установлена обязанность водопользователя при использовании водных объектов не допускать причинения вреда окружающей среде.

Согласно ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию, а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов, сточных вод, в которых содержатся вредные вещества.

В соответствии с пп. 4, 8, 11 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131 -ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения отнесены организация в границах городского округа водоснабжения населения, водоотведения, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

Согласно п. 1 ст. 34 указанного Федерального закона, структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии со ст. 25 Устава города Томска в структуру (перечень) органов местного самоуправления входит администрация городского округа города Томска - местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования «Город Томск»).

Согласно ст.ст. 8, 40 Устава города Томска к вопросам местного значения и к компетенции администрации г. Томска относятся вопросы организации в границах городского округа водоотведения, мероприятий АО охране окружающей среды в границах городского округа, организация благоустройства территории городского округа.

Таким образом, доводы представителя администрации г. Томска о ненадлежащем ответчике не состоятельны, более того, им указано, что администрацией г. Томска предпринимаются меры по устранению указанных нарушений.

То обстоятельство, что окружающей среде и экологической безопасности наносится ущерб при данных обстоятельствах, представителем администрации г. Томска не оспаривалось.

Суд полагает, что в данном случае нарушенное право неопределенного круга лиц может быть восстановлено путем возложения обязанности на администрацию г. Томска принять меры по организации водоотведения в районе <адрес> в <адрес>, исключающего сброс неочищенных сточных вод в р. Томь через выпуск ливневой канализации, проходящей по <адрес> и пересекающей <адрес>.

Согласно ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Исходя из целей и задач, на разрешение которых должны быть направлены действия по организации ликвидации несанкционированного сброса сточных вод, актуальности данного вопроса, непрерывного причинения вреда окружающей природной среде и неопределенному кругу лиц, суд считает достаточным и разумным для устранения допущенных нарушений установить заявленный прокурором срок – в течение 6 месяцев со дня вступления решения в силу.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 206 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать администрацию г. Томска устранить нарушения прав и свобод неопределенного круга лиц путем организации водоотведения в районе <адрес> в г. Томске, исключающее сброс в р. Томь неочищенных сточных вод через выпуск ливневой канализации, проходящей по <адрес> и пересекающей <адрес> не позднее чем в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 дней через Советский районный суд г. Томска.

Судья: И.А. Шефер

Решение не вступило в законную силу.