о предоставлении жилого помещения детям - сиротам



2-3293/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 декабря 2011 года Советский районный суд г.Томска в составе:

председательствующего судьи Носовой М.А.,

при секретаре ФИО7,

с участием: представителя истца – ФИО8, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчика Администрации г. Томска ФИО4, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя администрации Томской области ФИО9, рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску ФИО3 к Администрации города Томска о признании нуждающимся в жилом помещении, предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма,

установил:

ФИО3 обратился в суд с иском к Администрации города Томска о предоставлении на условиях договора социального найма вне очереди жилого помещения общей площадью не менее 17 кв.м.

В обоснование заявленных требований указано, что ФИО3 относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Он не обеспечен жилым помещением, на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом на основании договора социального найма районной администрацией своевременно до 23 лет, поставлен не был. С заявлением о постановке на льготный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как <адрес> <адрес>, в Объединенную администрацию Кировского и <адрес>ов в его интересах обращался его законный представитель директор детского <адрес>ДД.ММ.ГГГГ.

Жилое помещение в настоящее время не предоставлено, в связи с чем просил обязать Администрацию г.Томска обеспечить его вне очереди на условиях договора социального найма жилой площадью не менее 17,0 кв.м.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования увеличила, просила признать ФИО3 нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, в остальной части иск поддержала по основаниям, указанным в заявлении.

Представитель Администрации г.Томска исковые требования не признал, в судебном заседании пояснил, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий только в пределах выделенных им на эти цели финансовых средств, ссылался на то обстоятельство, что обязанность по финансированию на приобретение жилья лицам из числа детей сирот, включенных в списки на его внеочередное предоставление лежит на Администрации Томской области. В том случае, если Администрации г. Томска из областного бюджета будут выделены средства в полном объеме, достаточные для приобретения жилья, то Администрация г. Томска в разумные сроки обеспечит жилыми помещениями всех лиц из данной категории, включая истца. Также пояснил, что пока не отменено решение общественной комиссии по жилищным спорам администрации Советского района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ, у ответчика отсутствуют основания для включения истца в льготную очередь и обеспечения его жилым помещением на основании договора найма.

Представитель третьего лица Администрации Томской области полагала, что иск не подлежащим удовлетворению, поскольку истец ФИО3 не относится к категории лиц из числа детей-сирот, гарантия, установленная п.2 ст. 57 ЖК РФ, распространяется на лиц из числа детей – сирот, состоящих на учете в качестве лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, и не достигших к моменту постановки на льготную очередь 23 летнего возраста.

Представитель третье лица - Администрация Советского района г. Томска в суд не явился, предоставил отзыв с аналогичными пояснениями Администрации Томской области, согласно которому по представленным в судебное заседание документам, ФИО3 не имеет права на внеочередное предоставление жилого помещения.

Суд считает возможным на основании ч.3 ст.167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие третьего лица - Администрации Советского района г. Томска.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд находит исковые требования ФИО3 подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 8 Федерального Закона № 159 от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В силу ч.1, подпункта 2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации - жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно свидетельству о рождении серии II-ОМ от ДД.ММ.ГГГГ родителями ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются: ФИО1 и ФИО2.

Свидетельством о смерти 1-ОМ от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что ФИО1 (отец ) умер ДД.ММ.ГГГГ.

Решением <адрес> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 (мать) лишена родительских прав в отношении сына ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Согласно постановления муниципалитета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ путевки от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетний ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, помещен в детское государственное учреждение (детский <адрес>) на полное государственное обеспечение, копия постановления направлена в отдел социального обеспечения и жилищный отдел администрации с целью решения вопроса предоставления жилплощади ФИО3 по окончании пребывания их в детском доме.

Согласно справке Томского областного государственного казенного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являлся воспитанником «Детского <адрес>» и находился на полном государственном обеспечении с ДД.ММ.ГГГГ (приказ о зачислении от ДД.ММ.ГГГГ) по ДД.ММ.ГГГГ (приказ об отчислении ).

Согласно аттестату об основном общем образовании Б от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 в 2002 году получил основное общее образование в муниципальном общеобразовательном учреждении школе <адрес>. Согласно диплому о получении среднего общего и начального профессионального образования Е от ДД.ММ.ГГГГ по профессии «сварщик». ФИО3 присвоена квалификация: --------

В ходе судебного заседания установлено, что ФИО3 не имеет закрепленного жилого помещения в <адрес>, не имеет в собственности иного жилого помещения.

Данное обстоятельство подтверждается представленными в суд документами: актом обследования условий жизни и быта несовершеннолетнего ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, сведениями Томского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - федеральное БТИ» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, на основании совокупности исследованных доказательств суд делает вывод о том, что ФИО3 относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения, то есть является нуждающимся в предоставлении жилого помещения. Истец ФИО3 на момент обращения с иском в суд окончил обучение в образовательном учреждении.

ФЗ № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дополнительные гарантии по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Права и обязанности опекуна перечислены в ГК РФ и СК РФ.

На момент возникновения правоотношений по обращению с заявлением в Объединенную администрацию Кировского и Советского округов действовал ГК РФ от 30.11.1994 года в редакции от 16.04.2001 года.

Статьей 150 СК РФ в редакции от 27.06.1998 года предусмотрено, что гражданские права и обязанности опекуна определяются ст. 36-38 ГК РФ. Обязанности по опеке и попечительству в отношении ребенка, находящегося под опекой исполняются опекуном. На основании ст. 31 ГК РФ опекуны выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами без специального полномочия.

В предусмотренном законом порядке, ДД.ММ.ГГГГ законный представитель истца - директор детского дома № 4 Железников П.К., обратился к главе Объединенной Администрации Кировского и <адрес>ов <адрес> с заявлением о постановке на учет несовершеннолетнего ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с необходимостью предоставления ФИО3 жилплощади. Согласно ответу Главы Объединенной Администрации Кировского и <адрес>ов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Администрация муниципального образования приняла на себя обязанность по включению ФИО3 в список учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также в список учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и обязанность по обеспечению ФИО3 по окончании пребывания последнего в детском государственном учреждении жилым помещением.

Из чего суд делает вывод о том, что обращение было сделано в установленном законом порядке, и ФИО3 на основании действующего законодательства имеет право на получение дополнительных гарантий в виде внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма.

Согласно абз.2 ч.1 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-03 (в ред. от 12.03.2008г) "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, однократно обеспечиваются Администрацией Томской области по месту жительства вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с законодательством Российской Федерации и Томской области за счет средств областного бюджета.

Законом Томской области от 11.09.2007 № 188-03 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения" администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (ч.1 ст.1).

В силу ч.1 ст. 3 названного Закона органы местного самоуправления городских округов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий, имеют право на: - финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со статьей 6 настоящего Закона; - запрос и получение сведений, необходимых для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций; - использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций.

Частью 2 ст. 3 Закона установлено, что органы местного самоуправления городских округов обязаны осуществлять государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями, государственные полномочия по расчету и предоставлению субвенций надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом.

В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления городских округов осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании.

Суд не принимает довод представителя ответчика о том, что у Администрации г.Томска не возникла обязанность по обеспечению ФИО3 жилым помещением, в связи с отсутствием финансирования из областного бюджета и своевременным невыполнением Администрацией муниципального района своей обязанности по включению ФИО3 в список лиц из числа-детей сирот, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Анализ приведенных правовых норм федерального и областного законодательства не предусматривает обязанность Администрации Томской области выделять финансовые средства на приобретение жилого помещения конкретному ребенку-сироте либо лицу, оставшемуся без попечения родителей. При этом вопросы, касающиеся выделения денежных средств на исполнение государственных полномочий, относятся к сфере межбюджетных отношений и разрешаются в соответствии с порядком, установленным Бюджетным Кодексом РФ (ст. 140). Гражданин в силу статей 1 и 152 Бюджетного Кодекса РФ не является субъектом бюджетных отношений, в связи с чем, субъективное право конкретного физического лица не может быть поставлено в зависимость от наличия либо отсутствия денежных средств.

Кроме того, обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от бездействия администрации или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений. Бездействие Администрации муниципального образования, не исполнившей свою обязанность по включению в льготную очередь истца в 2001-2002 годах, не может повлиять на права истца, предусмотренные ЖК РФ по обеспечению его государством вне очереди жилым помещением по договору социального найма.

В случае недостаточности финансовых средств, орган местного самоуправления вправе обратиться за соответствующей финансовой поддержкой к субъекту Российской Федерации. При этом к доводам представителя ответчика и третьего лица по данному вопросу суд относится критически, поскольку они не основаны на законе.

Решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма, которая равна 17,0 квадратным метрам на одиноко проживающего гражданина.

Суд находит исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В силу ст. 98 ГПК РФ суд стороне, в пользу которой состоялось решение суда, присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, пропорционально удовлетворенным требованиям.

В соответствии с ч.1 ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Материалами гражданского дела № 2-3293/2011 подтверждается что, интересы ФИО3 при рассмотрении дела представляла ФИО8 Суду предоставлена квитанция к приходному кассовому ордеру от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающая оплату услуг по оказанию юридической помощи (консультация, написание иска, участие в суде 1-ой инстанции) в суде на сумму ДД.ММ.ГГГГ рублей.

С учетом категории сложности дела, процессуального времени, затраченного представителем истца на участие в судебных заседаниях, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца расходы на оплату услуг представителя в сумме ДД.ММ.ГГГГ рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования ФИО3 к Администрации города Томска о признании нуждающимся в жилом помещении, предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма удовлетворить.

Обязать Администрацию города Томска за счет средств бюджета Томской области приобрести и предоставить ФИО3 вне очереди на условиях договора социального найма жилое помещение общей площадью не менее 17,0 кв.м.

Взыскать с Администрации города Томска в пользу ФИО3 судебные расходы в размере ДД.ММ.ГГГГ рублей.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: подпись.

Копия верна:

Судья Носова М.А.

Секретарь ФИО7

Решение вступило в законную силу «_____» ______________________

Судья

Секретарь