№ 2-3422/2011 Именем Российской Федерации РЕШЕНИЕ 07 декабря 2011 года Советский районный суд города Томска в составе: председательствующего Шукшиной Л.А. при секретаре Ананьевой Е.И., с участием ситца Выскребец В.П., его представителя Пимоновой Т.В., представителя заинтересованного лица – Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Томска – Герасимова В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске гражданское дело по заявлению Выскребец В.П. о признании незаконным решения органа местного самоуправления и устранению допущенных нарушений, установил: Выскребец В.П. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения органа местного самоуправления и устранению допущенных нарушений, просил - признать незаконным решение Департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ, содержащееся в письме исх. №, принятое по результатам рассмотрения заявления Выскребца В.П. от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в собственность земельного участка, в частности, которой заявителю предлагается «представить в Департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Томска надлежащие документы на существующий объект в срок до ДД.ММ.ГГГГ»; - признать решение Департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ, принятое по результатам рассмотрения заявления Выскребца В.П. от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в собственность земельного участка, незаконно препятствующим Выскребцу В.П. в приобретении в его собственность земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым № площадью № м?, расположенного по адресу: <адрес>; - обязать департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Томска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. В обоснование требований заявитель указал, что является собственником нежилого сооружения по <адрес>, которое расположено на земельном участке площадью № м?, кадастровый №, назначение объекта – склад материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. ДД.ММ.ГГГГ Выскребец В.П. обратился в Департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Томска с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка по <адрес>. Однако письмом и.о. начальника Департамента от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении заявителю участка было отказано со ссылкой на несовпадение принадлежащего объекта фактическому объекту. Это допущение о несоответствии объекта препятствует заявителю в реализации права на выкуп земельного участка. Право собственности Выскребца В.П. на сооружение никем не оспорено, не прекращено, сведения о сооружении содержатся в государственном реестре объектов капитального строительства, сведения о правах на него – в государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Вынесенное ДД.ММ.ГГГГ решение является незаконным, препятствует в осуществлении заявителем публичной процедуры выкупа земельного участка. Этим решением на Выскребца В.П. незаконно возлагается обязанность предоставить документы, в то время как все надлежащие документы им уже были представлены, а истребование у него иных документов не допускается законом. В судебном заседании Выскребец В.П. и его представитель поддержали заявленные требования. Представитель пояснил суду, что администрация г. Томска не уполномочена признавать объект недвижимости не тем, какой он есть в документах, сооружение стоит в тех же границах, только приведено в надлежащее состояние. Отказ заявителю выразился в истребовании у него дополнительных документов, тогда как такого права у Департамента не было. Представитель заинтересованного лица полагал требования удовлетворению не подлежащими, пояснив, что отказа в предоставлении заявителю земельного участка не было. Было установлено, что объекта, на которое имеется свидетельство, в натуре не существует. В связи с этим и были запрошены дополнительные документы. Решение по вопросу о предоставлении земельного участка органом местного самоуправления не принималось. Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению. Согласно ст. 46 Конституции РФ, главы 25 ГПК РФ, п.1. постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 10.02.2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. При этом, в п. 1 вышеуказанного постановления Пленума № 2 отражено, что к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме. В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина). Материалами дела подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ Выскребец В.П. обратился в Департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Томска с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка по <адрес>. По данному заявлению проводились установленные законом мероприятия, в частности готовился проект постановления «О предоставлении Выскребцу ВП. В собственность земельного участка по адресу: <адрес> для эксплуатации сооружения (сауна)». Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Выскребцу В.П. сообщено, что департамент правового обеспечения администрации г. Томска отказал в согласовании этого проекта постановления, дав своё заключение. В связи с этим Выскребцу В.П. предложено предоставить в департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Томска надлежащие документы на существующий объект в срок до ДД.ММ.ГГГГ для работы по оформлению права на земельный участок по адресу: <адрес>. Этот ответ заявитель ошибочно расценивает как решение органа местного самоуправления об отказе ему в предоставлении земельного участка в собственность. Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется на основании решения органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. Согласно ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность из земель, находящихся в муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в орган местного самоуправления. Орган местного самоуправления на основании указанного заявления, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка. Орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта, испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Договор купли-продажи земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного решения. В соответствии с п.п. 1.35, п.1 ст.40 Устава г. Томска, Администрация г. Томска осуществляет полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности города Томска, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не установлено действующим законодательством. Согласно п.п. 1.1 п. 1 ст. 36 Устава г. Томска, Мэр г. Томска представляет администрацию г. Томска в отношениях с органами местного самоуправления, органами государственной власти, физическими и юридическими лицами, без доверенности действует от имени Администрации г. Томска, а также обеспечивает исполнение Администрацией г.Томска полномочий исполнительного органа местного самоуправления (п.п. 1.3 п.1 ст.36 Устава). В соответствии с ч. 1 ст. 13 ГК РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным. Решения об отказе Выскребцу В.П. в предоставлении в собственность земельного участка и об отказе в заключении с ним договора купли-продажи земельного участка органом местного самоуправления не принималось, что подтвердил представитель заинтересованного лица. Ответ от ДД.ММ.ГГГГ не содержит властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций, не возлагает на Выскребца В.П. какой-либо обязанности. Данный ответ дан в рамках процедуры по рассмотрению заявления Выскребца В.П. о предоставлении земельного участка, на что прямо указано в письме. Право собственности заявителя на сооружение по <адрес> никем не оспорено, не отменено, сооружение самовольной постройкой не признано. Бездействие органа местного самоуправления по заявлению Выскребца В.П. о предоставлении в собственность земельного участка по <адрес> заявителем не обжалуется, и тем самым не оценивается судом. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-199, 258 ГПК РФ, РЕШИЛ: В удовлетворении заявления о признании незаконным решения органа местного самоуправления и устранению допущенных нарушений Выскребец В.П. отказать. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение десяти дней со дня вынесения мотивированного текста решения. -------- -------- Судья Л.А. Шукшина -------- -------- -------- --------