о предоставлении жилого помещения вне очереди на условиях социального найма детям-сиротам



2-3542/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 декабря 2011 года Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Ткаченко И.А.,

при секретаре Алюниной Д.В.,

с участием помощника

прокурора Ленинского района г. Томска Заплатиной Е.А.,

представителя ответчика Мироновой Д.Ю., действующей на основании доверенности от сроком на 1 год;

представителя третьего лица Романенко А.Н., действующей на основании доверенности от сроком на 1 год,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску Прокурора Ленинского района г. Томска в интересах Кирсанкина А.С. к администрации города Томска о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма,

установил:

Прокурор Ленинского района г. Томска в интересах Кирсанкина А.С. обратился в суд с иском к администрации города Томска о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма

В обоснование заявленных требований указал, что Кирсанкин А.С.относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, признан нуждающимся в жилом помещении.

На основании ФЗ № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения» просит обязать администрацию г. Томска предоставить Кирсанкину А.С. вне очереди по договору социального найма жилое помещение общей площадью не менее 17 квадратных метров.

Материальный истец Кирсанкин А.С., извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Суд на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца.

В судебном заседании помощник прокурора Заплатина Е.А. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Миронова Д.Ю. иск не признала в письменном отзыве на иск и в судебном заседании указала, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот является государственным полномочием и реализуется совместно органами местного самоуправления и органами исполнительной власти субъекта. Законом Томской области «Об областном бюджете на 2011 г.» муниципальному образованию г. Томск на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот выделена субвенция в размере ... рублей, что явно не достаточно, просила в удовлетворении требований отказать.

Представитель третьего лица - администрации Томской области Романенко А.Н. в судебном заседании полагала, что требования подлежат удовлетворению.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд находит исковые требования прокурора Ленинского района г. Томска в интересах Кирсанкина А.С. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 8 Федерального Закона №159 от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В силу ч. 1, подпункта 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно свидетельству о рождении от родителями Кирсанкина А.С. года рождения, являются: К. и К..

Решением Томского районного суда Томской области от мать Б. лишена родительских прав в отношении сына Кирсанкина А.С., года рождения. Решением Ленинского районного суда г. Кемерово от отец К. лишен родительских прав в отношении сына Кирсанкина А.С.

С 1999 года по август 2006 года Кирсанкин А.С. проживал в доме, принадлежащем его бабушке Б. на праве собственности по адресу: <адрес>

Постановлением главы Томского района Томской области от Б. была назначена опекуном Кирсанкина А.С. Данная жилая площадь была закреплена за Кирсанкиным А.С. п. 3 постановления -К до момента совершеннолетия.

В августе 2006 года Кирсанкин А.С. поступил учиться в ФГОУ СПО «Томский политехнический техникум», переехал в <адрес> и с сентября 2006 г. стал проживать в общежитии техникума. Согласно справке ФГОУ СПО «Томский политехнический техникум» от Кирсанкин А.С. учился на электротехническом факультете на отделении дневного обучения с по , обучение проводилось на полном государственном обеспечении, поскольку родители Кирсанкина А.С. лишены родительских прав.

Согласно справке ФГОУ СПО «Томский политехнический техникум» от Кирсанкин А.С. был зарегистрирован по месту пребывания и проживал в общежитии Томского политехнического техникума по адресу: <адрес> с по

Из трудовой книжки Кирсанкина А.С. следует, что с июля 2007 г. по настоящее время он работает на территории г. Томска.

С по Кирсанкин А.С. был зарегистрирован и проживал по адресу: <адрес> квартире, принадлежащей на праве собственности Б.

Решением Ленинского районного суда г. Томска от удовлетворены исковые требования Б. о признании Кирсанкина А.С. утратившим право пользования квартирой по адресу: <адрес>.

Согласно сообщению от в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области сведения о наличии у Кирсанкина А.С. на праве собственности объектов недвижимого имущества отсутствуют, аналогичный данный содержаться в сведении Томского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по состоянию на

Согласно ответа Главы администрации Ленинского района г. Томска от Кирсанкин А.С. включен в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях, а также в список учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа для получения жилого помещения по договору социального найма. Учетный номер в общем списке учета – , в списке учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – .

Таким образом, Кирсанкин А.С. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения, окончил обучение в образовательном учреждении, в связи с чем, на основании действующего законодательства имеет право на получение дополнительных гарантий в виде внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма.

Согласно ч. 2 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-03 "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, однократно обеспечиваются Администрацией Томской области по месту жительства вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с законодательством Российской Федерации и Томской области за счет средств областного бюджета.

Законом Томской области от 11.09.2007 № 188-03 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения" администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (ч.1 ст.1).

В силу ч. 1 ст. 3 названного Закона органы местного самоуправления городских округов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со статьей 6 настоящего Закона; запрос и получение сведений, необходимых для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций; использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций.

Частью 2 ст. 3 Закона установлено, что органы местного самоуправления городских округов обязаны осуществлять государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями, государственные полномочия по расчету и предоставлению субвенций надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом.

В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления городских округов осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании (ч. 2 ст. 3 Закона).

Решением Думы города Томска от 13.12.2005 года № 27 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма, которая равна 17,0 квадратным метрам на одиноко проживающего гражданина.

Таким образом, требование о возложении обязанности на администрацию г. Томска в рамках осуществления переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, предоставить Кирсанкину А.С. жилое помещение вне очереди по договору социального найма площадью не менее 17,0 кв.м. подлежит удовлетворению.

Анализ приведенных правовых норм федерального и областного законодательства не предусматривает обязанность Администрации Томской области выделять финансовые средства на приобретение жилого помещения конкретному ребенку-сироте либо лицу, оставшемуся без попечения родителей. При этом вопросы, касающиеся выделения денежных средств на исполнение государственных полномочий, относятся к сфере межбюджетных отношений и разрешаются в соответствии с порядком, установленным Бюджетным Кодексом РФ (ст. 140). Гражданин в силу статей 1 и 152 Бюджетного Кодекса РФ не является субъектом бюджетных отношений, в связи с чем, субъективное право конкретного физического лица не может быть поставлено в зависимость от наличия либо отсутствия денежных средств.

Кроме того, обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе и отсутствие денежных средств на приобретение жилых помещений. При этом, в случае недостаточности финансовых средств, орган местного самоуправления вправе обратиться за соответствующей финансовой поддержкой к субъекту Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Прокурора Ленинского района г. Томска в интересах Кирсанкина А.С. к администрации города Томска о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма удовлетворить.

Обязать администрацию города Томска приобрести и предоставить Кирсанкину А.С. вне очереди на условиях договора социального найма жилое помещение общей площадью не менее 17,0 кв.м.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Решение не вступило в законную силу