предоставление жилья детям - сиротам не может быть поставлено в зависимость от наличия денежных средств у Администарции Томской области



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 января 2011 года Советский районный суд г.Томска в составе:

председательствующего судьи Носовой М.А.,

при секретаре Оленевой О.И.,

с участием:

истца ФИО1,

помощника прокурора г. Томска Осиповой М.С., действующей в интересах истца на основании служебного удостоверения, представителя администрации Томской области Татаренко Л.Ю., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску прокурора г. Томска в интересах ФИО1 к Администрации города Томска о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма,

установил:

Прокурор г. Томска в интересах ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к администрации г. Томска о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма.

В обоснование заявленных требований указал, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствии со ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее закон № 159-ФЗ) и ст. 2 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» (далее Закон Томской области № 28-ОЗ» относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, мать ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец умер ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 окончила ГОУ ВПО « Томский государственный университет». В соответствии с информацией, предоставленной информацией Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по томской области и Томским филиалом ФГУП « Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ», сведения о правах ФИО1 на имеющиеся у нее объекты недвижимого имущества отсутствуют.

ФИО1 состоит на учете в администрации Советского района г. Томска в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий за ( в списках общей очереди номер --------). До настоящего времени администрацией г. Томска мер по обеспечению ФИО1 жилым помещением не предпринято.

В судебном заседании помощник прокурора Осипова М.С. требования поддержала по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель администрации города Томска в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на иск, согласно которого исковые требования истца не признает с отсутствием финансовых средств на приобретение муниципального жилья. Представитель третьего лица - администрации Томской области Татаренко Л.Ю., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ считает, что исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку у истицы имеется право на предоставление ей жилого помещения по договору социального найма и обязанность по обеспечению жилым помещением ФИО1 лежит на администрации города Томска.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора г. Томска, выступающего в интересах ФИО1 подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.8 Федерального Закона № 159 от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В силу ч.1 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации – жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям –сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (подпункт 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ).

Согласно свидетельству о рождении ФИО1 родилась ДД.ММ.ГГГГ в городе <адрес>.

Родителями указаны – ФИО2 и ФИО3.

Мать ФИО1 - ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ.

Отец ФИО1 -ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ.

подтверждается постановлением главы объединенной администрации Кировского и Советского округов от 26.03.2001 № 152. Согласно справки администрации Советского района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 до ее совершеннолетия была отнесена к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно диплома КВ ФИО1 Окончила ГОУ «Томский государственный университет», решением государственной аттестационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ей присвоена квалификация менеджер по специальности «Управление персоналом».

Решением общественной комиссии по жилищным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 поставлена на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, и включена в список детей сирот, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения – общая очередь .

Согласно материалам дела, ФИО1 зарегистрирована по месту пребывания в общежитии по адресу: <адрес> комната --------

В настоящее время ФИО1 не имеет жилого помещения в собственности, либо по договору найма, что не оспаривалось участвующими в деле лицами, подтверждается сведениями Томского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, запрашиваемых сведений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>.

Таким образом, ФИО1 относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения, окончила обучение в образовательном учреждении, в связи с чем на основании действующего законодательства имеет право на получение дополнительных гарантий в виде внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма.

Согласно п.2п.3 ст. 15 Закона Томской области № 28-ОЗ лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства ( по месту принятия на учет нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилыми помещениями. Жилые помещения предоставляются не ниже нормы предоставления, установленной органом местного самоуправления.

В соответствии со ст. 1 Закона Томской области от 11.09.2007г. № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, органы местного самоуправления городских округов наделены государственными полномочиями по обеспечению детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

В силу ч.2 ст.2 указанного Закона Томской области исполнительные органы государственной власти Томской области при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций обязаны обеспечить передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций.

Согласно ч.1 ст. 3 указанного Закона органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на: финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со статьей 6 настоящего Закона; запрос и получение сведений, необходимых для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций; использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций.

Частью 2 ст. 3 Закона установлено, что органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов при осуществлении государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций обязаны: осуществлять государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями, государственные полномочия по расчету и предоставлению субвенций надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом. В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов:

принимают муниципальные правовые акты, устанавливающие расходные обязательства муниципального образования по осуществлению органами местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, переданных настоящим Законом; осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - учет). Учет осуществляется в соответствии с Законом Томской области от 8 июня 2005 года N 91-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях предоставляемых по договорам социального найма"; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании ( ч.3 ст. 3 Закона).

Из постановления администрации города Томска от 08 апреля 2011 года № 323 « об осуществлении переданных государственных полномочий на территории муниципального образования «город Томск» следует, что от имени Администрации города Томска отдельные государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, которыми администрация города Томска была наделена в силу Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ осуществляет управление социальной политики администрации города Томска и администрации районов города Томска.

Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод, что на администрацию г. Томска в рамках осуществления переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, должна быть возложена обязанность предоставить ФИО1 жилое помещение по договору социального найма за счет средств бюджета Томской области. Вместе с тем, из вышеприведенных норм законодательства не усматривается обязанность администрации Томской области выделять финансовые средства на приобретение жилого помещения конкретному ребенку-сироте либо лицу, оставшемуся без попечения родителей. В связи с чем исковые требования, предъявляемые к администрации г. Томска являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

В то же время, вопросы, касающиеся выделения денежных средств на исполнение государственных полномочий относятся к сфере межбюджетных отношений и разрешаются в соответствии с порядком, установленным Бюджетным кодексом РФ (ст. 140). Гражданин в силу ст.1 и ст. 152 БК РФ не является субъектом бюджетных отношений, в связи с чем субъективное право конкретного физического лица не может быть поставлено в зависимость от наличия либо отсутствия денежных средств, в связи с чем доводы ответчика суд признает несостоятельными.

Решением Думы города Томска от 13.12.2005года № 27 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма, которая равна 17 квадратным метрам на одиноко проживающего гражданина. В связи с чем администрацией города Томска ФИО1 должно быть предоставлено вне очереди на условиях социального найма жилое помещение, находящееся на территории муниципального образования город Томск, общей площадью 17 кв.м.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Прокурора г. Томска, заявленные к Администрации города Томска о предоставлении ФИО1 вне очереди жилого помещения по договору социального найма удовлетворить.

Обязать Администрацию города Томска приобрести и предоставить ФИО1 вне очереди на условиях договора социального найма жилое помещение общей площадью не менее 17,0 кв.м.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в апелляционном порядке в течении одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья