РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 16.01.2012 Суд Советского района г.Томска в составе: председательствующего Чернышевой ЛИ, при секретарях Аплиной АР, Ростовой НВ, рассмотрев в открытом судебном заседании с участием прокурора Малышевой ЕВ, заявителя, его представителя Волкова АГ, представителя Думы города Томска Матросовой ЕС, представителя Томской городской избирательной комиссии Тищенко ВС, представителя Томского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия РФ» Аладышева СВ, гражданское дело по заявлению ИЦЕНКО ИМ об оспаривании решения Томской городской избирательной комиссии, установил: Заявитель является зарегистрированным кандидатом в депутаты Думы города Томска пятого созыва от избирательного объединения -Томского отделения КПРФ. Решением Думы города Томска от ДД.ММ.ГГГГ досрочно (по его заявлению) прекращены полномочия депутата от ТО КПРФ Ф. Избирательное объединение (постановлением У! Пленума Томского горкома КПРФ) приняло решение, направив его Томской городской избирательной комиссии - о передаче вакантного мандата зарегистрированному кандидату Тяжкуну ДИ. Решением Томской ГИК № от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче вакантного мандата депутата Думы города Томска пятого созыва зарегистрированному кандидату из списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением «Томское местное отделение «Коммунистическая партия Российской Федерации» вакантный мандат передан Тяжкуну Д.И. Иценко ИМ обратился за признанием решения Томской ГИК № от ДД.ММ.ГГГГ не законным, указывая, что по результатам выборов в городскую Думу пятого созыва им набран больший процент голосов избирателей по участку, в связи с чем вакансия должна была быть передана ему. Просил учесть, что Томская городская избирательная комиссия в основу оспариваемого решения положила незаконное предложение избирательного объединения. Незаконность постановления У! Пленума Томского горкома КПРФ в нарушении процедуры принятия решения (простым, а не тайным голосованием), его подписания неуполномоченным лицом, с нарушением принципа свободы выбора, вопреки положениям Устава партии. Указывает, что большинство голосов, обеспечивших на Пленуме решение о передаче вакантного мандата Тяжкуну ДИ, членами горкома отдано под страхом репрессий, убеждением и давлением руководства Обкома КПРФ. В судебном заседании требования поддержал. Не оспаривая права избирательных объединений на внесение предложений по вакансиям, пояснил, что предложения не могут быть иными, чем по очередности набранных в ходе выборов кандидатами голосов. Выразил сожаление, что, присутствуя на Пленуме, не предложил к голосованию свою кандидатуру, что повлекло бы, по его мнению, законную передачу вакантного мандата ему. Его представитель пояснил, что оспариваемое решение не законно, поскольку Устав КПРФ не содержит процедуры принятия решения. Полагает, что следует руководствоваться аналогией права, под чем понимает распространение норм о процедуре выдвижения кандидатов в ходе выборов на процедуру передачи вакантного мандата. Считает, что оспариваемым решением произвольно изменена «процедура попадания в депутаты», в нарушение избирательного закона, запрещающего изменение порядка в списке кандидатов после их регистрации. Представитель Томской городской избирательной комиссии оспариваемое решение счел законным и пояснил, что в соответствие с законодательством, принято решение о передаче вакантного мандата кандидату, рекомендованному избирательным объединением. Полагает, что процедура занятия вакансий четко установлена, и никакого пробела, требующего применения аналогии закона или права - нет. Право на получение вакантного мандата заявителем могло быть реализовано в порядке очередности в случае, не использования ТО КПРФ права внесения предложения. Представитель Думы города Томска решение сочла законным, пояснила, что заявитель подменяет понятия «выдвижение кандидата» и «замещение вакантного мандата». Представитель Томского отделения КПРФ поддержал позицию о законности принятого избиркомом ДД.ММ.ГГГГ решения № и пояснил, что заявитель участвовал в выборах от партии, как и Тяжкун ДИ., поэтому партии предоставлено право по внесению предложения при открытии вакансии. Процедура принятия этого решения была соблюдена, представленное в избирком решение о передаче вакантного мандата Тяжкуну ДИ полностью соответствует волеизъявлению участников У! Пленума Горкома. Указал, что кандидатура заявителя не рассматривалась и не голосовалась на Пленуме. Полагает, что и членство в КПРФ заявитель добровольно прекратил, когда на Томском обкоме КПРФ в октябре 2011 года, подал заявление о выходе из рядов КПРФ. Тяжкун ДИ, привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица, дело просил рассмотреть в его отсутствие, что судом удовлетворено. Возражений на заявление не представил. Прокурор счел заявление не подлежащим удовлетворению, сочтя оспариваемое Иценко ИМ решение соответствующим действующему законодательству. Выслушав позиции участников процесса, изучив доказательства, представленные в подтверждение правомерности оспариваемого решения, суд требования находит не подлежащими удовлетворению. Ст. 32 Конституции РФ закреплено право гражданина как избирать, так и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Процедура реализации гражданином РФ своих избирательных прав законодательно урегулирована Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ» № 67-ФЗ от 12.06.2002 г. Согласно ст. 259 ГПК РФ, ст.75,78 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ», ст. 76 Закона Томской области N 29-03 «О муниципальных выборах в Томской области" от 14 февраля 2005 года (в ред. Закона Томской области от 08.11.11), решения и действия (бездействие), в том числе, избиркома, нарушающие избирательные права, могут быть обжалованы в суд. В соответствии с решением Думы города Томска от ДД.ММ.ГГГГ года за № «О назначении выборов депутатов Думы города Томска пятого созыва», на 10.10.2010 года были назначены выборы депутатов Думы города Томска пятого созыва, т.е. объявлена избирательная кампания. Согласно положений ст. 35 Федерального закона № 67-ФЗ от 12.06.2002 «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ», Закона Томской области N 29-03 «О муниципальных выборах в Томской области" от 14 февраля 2005 года (в ред. Закона Томской области от 24.06.2010 N 3356), возможно выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях". Участники процесса сошлись во мнении, а представленные справки, решение Томской городской муниципальной избирательной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ с приложением Списка кандидатов в депутаты Думы города Томска пятого созыва, выдвинутый избирательным объединением «Томское местное отделение КПРФ» подтверждают, что заявитель и Тяжкун ДИ выдвинуты кандидатами от политической партии - КПРФ: Иценко ИМ - по Академическому округу, Тяжкун ДИ- по Кировскому., Ф - по общегородскому списку Сводная таблица результатов выборов от ДД.ММ.ГГГГ подтверждает позицию заявителя, что по итогам голосования им набран больший процент голосов в своей территориальной группе, отданных за КПРФ- относительно территориальной группы «Кировская», где баллотировался Тяжкун ДИ. Решением Думы г.Томска № «О досрочном прекращении полномочий депутатов Думы г.Томска пятого созыва Ф» от ДД.ММ.ГГГГ подтверждено, что на основании письменного заявления об отставке по собственному желанию прекращены полномочия Ф, избранного по единому городскому избирательному округу в составе городского списка кандидатов в депутаты Думы города Томска, выдвинутого Томским местным отделением «Коммунистическая партия Российской федерации» с ДД.ММ.ГГГГ. Сошлись участники процесса во мнении относительно того, что с принятием Думой города Томска отставки депутата от КПРФ Ф открылась вакансия, которая подлежала заполнению лицом из числа зарегистрированных кандидатов от КПРФ. В ст. 11 федерального закона № 67-ФЗ от 12.06.2002 «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ» закреплено, что законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации. Федеральный закон № 67-ФЗ от 12.06.2002. иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации Статьей 71 в п. 15 (п. 15 введен Федеральным законом от 25.07.2011 N 263-ФЗ) федерального закона № 67-ФЗ от 12.06.2002 «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ» установлено, что законом может быть предусмотрено, что в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного в составе списка кандидатов., коллегиальный постоянно действующий руководящий орган ее регионального отделения или иного структурного подразделения (если это предусмотрено уставом политической партии), в составе списка кандидатов которого этот депутат был избран, вправе предложить для замещения вакантного депутатского мандата кандидатуру зарегистрированного кандидата из того же списка кандидатов. В п. 16. этой же нормы закреплено, что кандидатура зарегистрированного кандидата для замещения в соответствии с пунктом 15, вакантного депутатского мандата может быть предложена в течение 14 дней со дня принятия соответствующим представительным органом муниципального образования решения о досрочном прекращении полномочий депутата. Предложение кандидатуры осуществляется в порядке, предусмотренном уставом политической партии. Соответствующая избирательная комиссия передает вакантный депутатский мандат зарегистрированному кандидату, предложенному коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения. Согласно ст. 6 федерального закона № 263-ФЗ от 25.07.2011 «О внесении Законом Томской области от 07.04.2010 N 59-03 в статью 71 «Дополнительные выборы. Замещение вакантных депутатских мандатов» Закона № 29-03 «О муниципальных выборах в Томской области" от 14 февраля 2005 года, введена часть 6, предоставляющая в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по единому избирательному округу, право коллегиальному постоянно действующему руководящему органу избирательного объединения в составе списка кандидатов которого этот депутат был избран, вправе предложить муниципальной избирательной комиссии кандидатур) другого зарегистрированного кандидата из того же списка кандидатов для замещения вакантного депутатского мандата. В этом случае муниципальная избирательная комиссия передает вакантный депутатский мандат зарегистрированному кандидату, предложенному указанным органом избирательного объединения. Таким образом, ошибочна позиция заявителя, что для партии его кандидатура, учитывая итоги выборов, являлась приоритетной и безусловной к предложению Гоизбиркому, а передача мандата иному кандидату возможна была только после его отказа от занятия вакансии. Никоим образом, не нарушаются при этом, на чем настаивает представитель заявителя, конституционные принципы избирательного права -волеизъявление избирателей никоим образом не подменяется, поскольку избиратели голосовали за представителей избирательного объединения -Томское местное отделение КПРФ, отдав свои голоса за конкретных представителей этого избирательного объединения. Т.е. партия, реализуя свое право внесения предложений, ограничена волеизъявлением избирателей, поскольку предложена может быть кандидатура зарегистрированного кандидата, а не любое лицо. Ошибочной является позиция стороны заявителя о том, что волеизъявление избирательного объединения - партии ограничивается подсчетом результатов выборов, после чего, каждый зарегистрированный кандидат является самостоятельным субъектом, не связанным с позицией, выдвинувшего его избирательного объединения, что напрямую опровергается Уставом КПРФ, в разделе 9 которого указывается, что все представители, избранные в органы (в том числе, представительные органы местного самоуправления) объединяются в партийные фракции для проведения в жизнь предвыборной программы партии и наказов избирателей ( п.9.4) Не нарушены и сроки реализации права, законодательно предоставленного избирательному объединению для внесения предложения кандидатуры в избирком для передачи вакантного мандата, чего не отрицается и стороной заявителя. Частью 7 ст. 74 указанного закона Томской области установлены те же сроки для реализации предоставленного права, что и федеральным законодательством- 14 дней. Решение Думы г.Томска № « О досрочном прекращении полномочий депутатов Думы г.Томска пятого созыва.. .Ф» от ДД.ММ.ГГГГ направлено Томской городской избирательной комиссии, согласно сопроводительного письма, ДД.ММ.ГГГГ за № и, как следует из входящего штампа поступило ДД.ММ.ГГГГ, пройдя регистрацию за №. Согласно входящего штампа на сопроводительном письме за № предложение поступило в виде постановления У! Пленума Томского местного отделения КПРФ от ДД.ММ.ГГГГ поступило в Томскую городскую избирательную комиссию ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, учитывая открытие вакансии ДД.ММ.ГГГГ. о чем Городскому избиркому стало известно, из решения Думы города Томска от ДД.ММ.ГГГГ, избирательное объединение реализовало право на предложение кандидатуры на вакантный мандат в предусмотренный законодательно срок — 14 дней. Надуманной, по мнению суда, является позиция заявителя о неправомерности принятия Томской городской избирательной комиссией постановления Пленума Томского местного отделения КПРФ, положенного в основу оспариваемого решения. Так, доводы стороны заявителя о необходимости соблюдения Томской ГИК процедуры, установленной для выдвижения кандидатов (присутствие представителя при решении вопроса, в том числе) из-за пробела в законодательства, имеющему место, по мнению заявителя, основаны на неправильном толковании закона. Пробелом является неурегулированность законодателем того или иного вопроса. В данном случае законодатель процедуру передачи вакантного мандата четко определил в вышеприведенных судом нормах - положениях федерального закона № 67-ФЗ и закона Томской области - № 29-03, «разведя» такие понятия как «выборы» и «замещение вакансии». Не состоятельна, по мнению суда и позиция о невозможности Томскому : гному отделению КПРФ воспользоваться законодательным правом предложения кандидатуры на вакантный мандат из-за неурегулированности этого вопроса Уставом КПРФ. Суд полагает: законодатель, указывая, что вопрос о передаче вакантного мандата решается «в порядке предусмотренном уставом партии», не предлагает партиям расширить Устав, закрепив дополнительные процедуры, а констатирует, что принятие этого вопроса возможно лишь по процедуре решения вопросов, предусмотренной Уставом, т.е. компетентным органом, с соблюдением закрепленных ограничений. В ч.2 ст. 21 федерального закона № 95-ФЗ «О политических партиях 11.07.2001, содержащую обязательные составляющие положения Устава партии, процедура передачи вакантного мандата не включена. Представитель Горизбиркома пояснил, сторона заявителя не оспорила, что в основу оспариваемого решения легло предложение, принятое на Пленуме Горкома Томского отделения КПРФ ДД.ММ.ГГГГ, постановление которого было направлено в Томскую избирательную комиссию. Сопроводительное письмо за № от ДД.ММ.ГГГГ о направлении предложения и постановление поступили в ГИК за подписью П Суд полагает, что, основывая решение на поступивших документах, Томская городская избирательная комиссия никоим образом не нарушила ни права заявителя, ни действующее законодательство. Заявитель усматривает нарушение законодательства и собственных прав, что изложено и в его заявлении в избирком, в том, что предложен не он ( как кандидат, набравший больший процент голосов по своему участку, а кандидат Тяжкун ДИ, занявший по итогам 4-е место), необоснованности которой опенка выше дана. Не установлено судом и фактов, по которым Томский ГИК не мог принять оспариваемое решение на основании представленных постановления и выписки из решения бюро Горкома, как «очевидно сфальсифицированные», по мнению представителя заявителя. В п. 5.7 Устава КПРФ закреплено, что постоянно действующим руководящим органом местного отделения КПРФ является Комитет. Согласно п. 5.8 Устава КПРФ заседания Комитета проходят в форме Пленума, с принятием решений в виде постановлений. Ход заседаний оформляется протоколами. Именно постановление Пленума Горкома было представлено Томской ГИК, правомочность подписи лица под постановлением дополнительно проверена представленной выпиской протокола из заседания бюро Горкома от ДД.ММ.ГГГГ. Суду представлены протоколы конференции о выборе членов Горкома и сведения о выбытии ряда лиц из членов КПСС после избрания в Горком. Постановление с предложением о передаче вакантного мандата Тяжкуну ДИ содержит сведения о членах Горкома, участвующих в Пленуме, принявшим это решение. То, что все они действительно являются членами Горкома ТО КПРФ сторона заявителя не отрицала, и это факт подтвержден протоколом отчетно-выборной партийной конференции Томского городского отделения КПРФ от ДД.ММ.ГГГГ, что членами Горкома Томского отделения КПРФ избраны 28 членов партии. С учетом выбывших, что подтверждено выписками об исключении из членов КПРФ, действующий состав Горкома ТО КПРФ - 24 лица. Заявитель не отрицал, что присутствовали из указанных в постановлении и протоколе 19-ти безусловно 17, включая и его. Присутствия еще 2-х указанных не исключал, поскольку за многолюдностью мог не заметить. Согласно п.5.9 Устава КПРФ заседание комитета правомочно, если на нем присутствует более половины его членов. Таким образом, судом установлено, в том числе, с учетом пояснений самого заявителя, что кворум для проведения Пленума безусловно, был. Позиция представителя заявителя, что Томская ГИК лишена в момент принятия решения была возможности наличие кворума проверить, опровергается текстом постановления, где указаны все присутствующие. Согласно положений этого же пункта Устава - п. 5.9 -, при наличии кворума, решения принимаются простым большинством голосов, при этом форму и порядок голосования определяются Комитетом самостоятельно. Законодательно форма голосования при принятия партией решения о передаче вакантного мандата не закреплена, в связи с чем, позиция о недопустимости принятия Томской ГИК постановления Пленума ТО КПРФ без проверки формы голосования (при обязательности тайного), является надуманной. К вопросам, решение которых отнесено Уставом к обязательному тайному голосованию, рассматриваемый, не отнесен. Согласно Устава КПРФ, постоянно действующий руководящий орган местного отделения КПРФ - Комитет - для решения оперативных вопросов из числа своих членов избирает бюро ( п.5.12.) уду представлены протоколы Пленумов ТО КПРФ от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ об избрании из числа членов Горкома членов бюро Горкома. Уставом КПРФ (п.5.12) закреплено, что правом созыва Пленума Горкома, правом представления в избирательную комиссию сведений, в пределах установленных законодательством требований, наделено именно бюро Комитета местного отделения КПРФ, как и, правом распределения обязанностей между секретарями. Действительно, согласно п. 5.14 Устава руководит бюро первый секретарь, наделенный правом подписи решений Комитета и бюро. Выпиской из протокола от ДД.ММ.ГГГГ подтверждено, что первым секретарем Горкома ТО КПРФ является Тяжкун Д.И.. Согласно выписки из протокола заседания бюро местного отделения КПРФ от ДД.ММ.ГГГГ. бюро горкома ТО КПРФ, ввиду отсутствия первого секретаря Тяжкуна ДИ в связи с убытием в отпуск, возложило исполнение возложенных Уставом на первого секретаря функций на П Нельзя не согласиться с правомерностью позиции о том, что Устав в п.5.12 наделивший бюро правом перераспределения обязанностей, не отменяет и не подменяет положения о компетенции первого секретаря, не слагает с него полномочия. В период отсутствия бюро уполномочивает иного члена бюро Горкома на совершение конкретных действий, ему порученных. Представитель Томской ГИК пояснил, а регистрацией по входящему № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждено, что при поступлении предложения от избирательного объединения - ТО КПРФ -Томская ГИК запросила сведения о правомочности лица, подписавшего постановление о предложении лица на вакантный мандат. Согласно протокола от ДД.ММ.ГГГГ, П является членом бюро. Протокол от ДД.ММ.ГГГГ свидетельствует о том, что решение о возложении полномочий на период отсутствия первого секретаря принято с соблюдением положений Устава ( п. 5.13 ). То, что и члены Горкома ТО КПРФ сочли У! Пленум Горкома ТО КПРФ под председательством П правомочным, а состоявшееся решение о передаче вакантного мандата Тяжкуну ДИ - соответствующим волеизъявлению членов ТО КПРФ, подтверждается тем, что в настоящем никем решение не оспорено. Заявитель незаконность усматривает в предложении Пленумом иного кандидата вместо него, что изложено в обращении Иценко ИМ в Томскую ГИК. Сам заявитель пояснил, что и иные Пленумы, в отсутствие первого секретаря велись П., что протоколы ведутся Т. Не оспорил в судебном заседании заявитель и присутствие на У! Пленуме Горкома, решение которого легло в основу оспариваемого, членов Горкома в количестве более 1/2 от имеющихся, голосование за единственную предложенную на получение вакантного мандата кандидатуру - Тяжкуна ДИ- Его же позиция, что волеизъявление членов Горкома для принятия решения в пользу Тяжкун а ДИ было сформировано их убеждением (психологическим давлением) третьими лицами (представителями Обкома) к предмету настоящего спора отношения не имеет. поскольку в компетенцию Томской ГИК проверка соответствия волеизъявления и причин его формирования у каждого члена Горкома - не входит. как и в компетенцию суда. Наличие печати юридического лица - Томского регионального отделения КПРФ на документах, поступивших от ТО КПРФ в Томскую ГИК, подтверждает лишь факт того, что волеизъявление о предложении на вакантное место депутата кандидатуры Тяжкуна ДИ поддерживается партией на региональном уровне, и не делает не действительным поступившее в избирком постановление Пленума Горкома ТО КПРФ, юридическим лицом не являющегося. По пояснению заявителя, другие кандидатуры, кроме Тяжкуна ДИ. на получение вакантного мандата от местного отделения КПРФ на Пленуме не озвучивались и не голосовались. А факт принятия решения по озвученной кандидатуре Тяжкуна ДИ большинством голосов членов Горкома. им отрицается, поскольку (даже, доверяя пояснениям заявителя, озвучившим суду фамилии 4-х лиц, которые, по его мнению, голосовали «против»), 14 оставшихся голосов составляют необходимое в силу п. 5.9 Устава, большинство. Никоим образом положения федерального закона № 67-ФЗ не возлагают на избирательные комиссии компетенцию вмешиваться во внутри-партийные решения, не наделяет правом контроля (за исключением законодательно установленного в период избирательных компаний), как полагает сторона заявителя. Таким образом, суд приходит к выводу, что оснований к отмене решения № от ДД.ММ.ГГГГ, принятого Томской городской избирательной комиссией по вопросу передачи вакантного мандата зарегистрированному кандидату от ТО КПРФ. нет. Руководствуясь ст. 194-199,259-261 ГПК РФ, суд РЕШИЛ : ИЦЕНКО ИМ в удовлетворении заявления о признании не законным решения Томской городской избирательной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче вакантного мандата депутата Думы города Томска пятого созыва зарегистрированному кандидату из списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением «Томское местное отделение «Коммунистическая партия Российской Федерации» ОТКАЗАТЬ. Решение может быть обжаловано в течение 30 дней в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через суд Советского района г.Томска.
изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с уточнением
порядка досрочного прекращения полномочий депутата и замещения
вакантны татских мандатов», в том случае, если на день вступления в силу данного закона законом субъекта Российской Федерации предусмотрено, что коллегиальный постоянно действующий руководящий орган политической партии или ее регионального отделения вправе предлагать кандидатуры для замещения вакантных депутатских мандатов, положения пунктов 14 - 16 статьи 71 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) распространяются на правоотношения, возникшие в связи с замещением вакантных депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации созыва, действующего на день вступления в силу настоящего Федерального закона.