о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления



Дело № 2-199/2012

Именем Российской Федерации

Решение

13 января 2012 года Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Николаенко Е.С.,

при секретаре Меркульевой Н.С.,

с участием

представителей заявителя Трушина С.А. – Гвоздик Ж.Н., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на ..., Трушина С.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на ...,

представителя Администрации г. Томска – Герасимова В.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на ...,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по заявлению Трушина С.А. о признании незаконным решения (действия, бездействия) Администрации г. Томска, выразившихся в нарушении процедуры и сроков предоставления, отказе в предоставлении земельного участка,

Установил:

Трушин С.А. обратился в суд с заявлением о признании решения (действия, бездействия) Администрации г. Томска, выразившихся в нарушении процедуры и сроков предоставления, отказе в предоставлении земельного участка по адресу: <адрес> незаконными, устранения в полном объеме допущенных нарушений его прав на предоставление земельного участка в порядке, предусмотренном земельным законодательством.

В обоснование заявленного требования указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Администрацию г. Томска с заявлением об образовании и предоставлении ему земельного участка по адресу: <адрес>. На протяжении длительного времени по согласованию с Администрацией г. Томска он проводил землеустроительные работы в отношении указанного земельного участка в целях его образования, определения границ для последующей постановки на кадастровый учет. После выполнения части землеустроительных работ Администрация г. Томска письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх. фактически отказала ему в предоставлении испрашиваемого земельного участка, указав на невозможность дальнейшего продолжения процедуры согласования землеустроительного дела в отношении земельного участка по его заявлению со ссылкой на вступившее в законную силу решение ... районного суда г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ о признании незаконным бездействия Администрации г. Томска по формированию земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, и проведении его государственного кадастрового учета по заявлению П..

В судебном заседании представитель заявителя Гвоздик Ж.Н. со ссылкой на нормы ст. 34 Земельного кодекса РФ, устанавливающие порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, требования уточнила, просила признать незаконными:

- решение Администрации г. Томска, об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка по адресу: <адрес>

- бездействие администрации г. Томска по формированию земельного участка на основании заявления Трушина С.А. от ДД.ММ.ГГГГ, иные бездействия, допущенные Администрацией при решении вопроса о предоставлении земельного участка и незаконные действия по возложению обязанностей по изготовлению проекта границ земельного участка.

В судебное заседание заявитель Трушин С.А. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует телефонограмма от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель заявителя Гвоздик Ж.Н. требования поддержала, представив письменные пояснения по заявленным требованиям. Суду пояснила, действиями (бездействием) Администрации г. Томска нарушены права заявителя на своевременное рассмотрение поданного Трушиным С.А. заявления, права заявителя на получение прав в отношении испрашиваемого земельного участка для целей, не связанных со строительством. Полагала, что бездействие Администрации г. Томска является длящимся, поскольку после подачи заявления в ДД.ММ.ГГГГ он получил ответ, что земельный участок формируется с целью продажи на торгах, а затем получил отказ. Вместе с тем, отказ в предоставлении был связан с обязанностью Администрации г. Томска на основании решения кассационной коллеги Томского областного суда обязать сформировать участок по <адрес> иному лицу, однако площадь формируемого участка не была указана, из чего не следует невозможность предоставления земельного участка Трушину С.А. Полагала письменный отказ не обоснованным и немотивированным, не соответствующим нормативным актам Администрации Томской области и Мэрии г. Томска, регулирующих вопросы предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, не содержащего оснований, по которому Трушину С.А. фактически отказано в предоставлении земельного участка.

Представитель заявителя Трушин С.А. в судебном заседании требования поддержал, пояснив, что из решения Администрации г. Томска не следует, что заявителю отказано в предоставлении земельного участка, не указаны фактические и правовые основания отказа. Трушин С.А. вынужден был изготавливать проект границ земельного участка, выполнять иные требования Администрации г. Томска незаконно на него возложенные, не имея никакой информации в течение длительного времени, что земельный участок ему не предоставят и что имеются какие-либо ограничения и обременения, которых на момент подачи его заявления в Администрацию не существовало. В течение длительного времени Трушин не мог согласовать землеустроительное дело, утвердить проект границ земельного участка, так как в ... году шла кадастровая переоценка земель, потом просто сказали, что не согласовывают. Пытаясь найти компромисс с органом местного самоуправления, заявитель потерял время, в результате чего ... районный суд г. Томска вынес решение об обязании образовать участок по <адрес> другому лицу – П.. Все это время заявитель считал, что вопрос о предоставлении земельного участка как-то решается, поэтому не считал это бездействием Администрации г. Томска, но потом получил письмо об отказе в его предоставлении. Полагает, что Администрацией г. Томска были нарушены все сроки и процедура предоставления земельного участка, предусмотренная ст. 34 Земельного кодекса РФ, так как отказ в предоставлении земельного участка Трушин С.А. получил только спустя продолжительное время в ... году. Часть земельного участка площадью ... кв.м., которую испрашивал Трушин С.А., фактически вошла в состав земельного участка площадью ... кв.м., сформированного иному лицу, без учета его интересов. Теперь заявитель не знает, как достраивать свой объект незавершенного строительства, проходить по этому земельному участку. Полагает, что, отказав, Администрация г. Томска не обосновала невозможность предоставления земельного участка заявителю.

Представитель Администрации г. Томска заявленные требования не признал, указав, что Администрацией г. Томска при рассмотрении обращения заявителя бездействия не допущено, отказ в предоставлении земельного участка считал законным. Суду пояснил, что Администрация г. Томска должна лишь обеспечивать изготовления проекта границ земельного участка и предоставлять необходимую информацию, иных обязанностей на нее законом не возложено. Основанием для решения об отказе послужило то, что на месте испрашиваемого Трушиным С.А. земельного участка был сформирован другой по решению суда, которое Администрация исполнить не могла, а возможности сформировать другой участок не имелось. Самим Трушиным С.А. работы по формированию земельного участка не были закончены, земельный участок, который им испрашивался, не был поставлен на кадастровый учет. Вместе с тем, сформированный по решению суда земельный участок для эксплуатации многоквартирного дома по адресу: <адрес> с момента формирования принадлежит в силу закона на праве общей долевой собственности иному лицу и муниципальному образованию г. Томск, что также исключает возможность положительного решения по заявлению Трушина С.А. Полагал, что права заявителя не нарушены, так как право на обращение за предоставлением земельного участка, еще не означает возможность его предоставления.

На основании ст.257 ГПК РФ, судом определено о рассмотрении дела в отсутствие заявителя.

Выслушав представителей заявителя, представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявления.

В соответствии с п.1 ст.254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии с п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» (далее – Постановление Пленума ВС РФ № 2)

- к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.

- К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению.

- к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

В силу ч.1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Согласно ст.2 Земельного кодекса РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Согласно ст.11 ЗК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относится решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Общий порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, установлен в статье 34 Земельного кодекса РФ.

Из смысла положений ст. 34 ЗК РФ органы местного самоуправления уполномочены на принятие решений о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством в отношении муниципальных земель или земель, собственность на которые не разграничена.

Согласно пп. 1.3 ст. 25 Устава г. Томска Администрация города Томска является органом местного самоуправления.

В соответствии с п.п. 1.35 п.1 ст.40 Устава г.Томска, Администрация г.Томска осуществляет полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности города Томска, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Согласно п.п.2,3 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ в редакции действующей на день подачи Трушиным С.А. заявления (ред. от 19.06.2007) (далее – ЗК РФ) граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

В соответствии с п. 1 ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган.

Процедура предоставления земельных участков на территории Томской области предусмотрена в Положении «О процедуре предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков на территории города Томска для целей, не связанных со строительством», утвержденном решением Томской городской Думы от 22.05.2002 г. № 168, в связи с чем довод заявителя о том, что муниципального правового акта на момент принятия заявления Трушина С.А., регламентирующего порядок предоставления земельных участков в порядке ст. 34 ЗК РФ не было необоснован.

Согласно разделу 2 Положения было установлено, что от имени и в интересах муниципального образования "Город Томск" распоряжение и управление земельными участками, которые находятся в собственности и в ведении муниципального образования "Город Томск", осуществляет мэр г. Томска и администрация города Томска, в лице департамента недвижимости администрации г. Томска на основании Положения, утвержденного Томской городской Думой (п.2.1), Граждане или юридические лица, заинтересованные в предоставлении либо переоформлении права на земельный участок, обращаются в департамент с заявлением. В заявлении должны быть указаны: цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и месторасположение, испрашиваемое право на землю.

Указанным актом было также установлено, что в случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка, заявитель обращается в специализированные организации для подготовки проекта границ земельного участка в соответствии с условиями технического задания, выданного департаментом недвижимости. Проект границ утверждается администрацией города Томска и направляется Заявителем в ФГУ "Земельно-кадастровая палата Томской области" для изготовления кадастровой карты (плана). Установление границ земельного участка на местности производится за счет заинтересованных в предоставлении земельного участка лиц (п.2.2.). Процедура и сроки рассмотрения заявок и принятия решения о предоставлении прав на земельные участки устанавливается регламентом, утверждаемым постановлением мэра города Томска.

Согласно п. 2.4 Положения для принятия решения о предоставлении земельного участка и для формирования землеустроительного дела заинтересованное лицо обязано представить:

- сведения о лице, обратившемся с заявлением о предоставлении земельного участка; сведения об объекте землеустройства: кадастровая карта (план) земельного участка, а в случае ее отсутствия - топографический план с проектом границ земельного участка.

При рассмотрении гражданского дела судом установлены следующие обстоятельства.

ДД.ММ.ГГГГ Трушин С.А., являясь собственником ... административного жилого здания, расположенного по адресу: <адрес> и сособственником ... административного жилого здания по адресу <адрес>, находящихся на земельном участке по адресу <адрес> обратился в департамент недвижимости Администрации г. Томска с заявлением о предоставлении в собственность смежного земельного участка расположенного между земельным участком <адрес> и <адрес>, примерной площадью ... кв.м., испросив его для эксплуатации (организации парковки для автомобилей) принадлежащего ему здания по <адрес> (л.д. 91).

Из пояснения сторон следует, что данный участок дополнительно испрашивался, в том числе в связи с необходимостью проезда, подхода к участку по <адрес> и необходимостью обслуживания в дальнейшем объекта незавершенного строительства, находящегося в собственности заявителя рядом со зданием по <адрес>.

По результатам рассмотрения его заявления письмом Департамента недвижимости Администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 91) ему было предложено представить проект территориального землеустройства с целью установления границ земельного участка и постановки его на кадастровый учет, и рекомендовано обратиться в землеустроительную организацию.

Таким образом, довод представителей заявителя об отсутствии на территории города нормативного акта, устанавливающего процедуру предоставления земельных участков в порядке ст. 34 ЗК РФ на 2007 год не является обоснованным.

Довод заявителя о незаконном бездействии и возложении незаконной обязанности по обеспечению изготовления проекта границ земельного участка, что является нарушением требования статьи 34 ЗК РФ, суд полагает не соответствующим нормативным актам муниципального образования г. Томск, принятых во исполнение норм федерального и областного законодательства и устанавливающим порядок предоставления земельных участков для этих целей, а также не подтверждается установленными судом обстоятельствами по делу.

В ходе судебного заседания установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Трушин С.А. заключил договор со специализированной аккредитованной организацией ТГУМП ... на выполнение комплекса землеустроительных работ по образованию дополнительного земельного участка, испрашиваемого для эксплуатации и обслуживания административно-жилых зданий площадью ... кв.м., расположенного по адресу <адрес>.

Согласно заданию на выполнение работ по землеустройству явилось, в том числе, определение поворотных точек земельного участка, определение площади участка и обоснование площади дополнительного земельного участка, изготовление схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, формирование дела на земельный участок.

Из материалов дела следует, что в ходе рассмотрения его заявления и согласования материалов землеустроительного дела ему было предложено разделить земельный участок по адресу: <адрес> с образованием отдельных участков в том числе, для эксплуатации отдельного жилого помещения и нежилого помещения по адресу:. <адрес>, и земельного участка под многоквартирном доме по адресу:. <адрес>, что следует из ответа Департамента архитектуры и строительства Администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 58). Земельный участок по адресу <адрес> предложено выкупить.

Осуществив указанные действия, Трушин С.А. вновь обратился в ТГУМП ... указав, что препятствия, связанные с этим устранены и просил продолжить работы по формированию земельного участка по <адрес> (л.д. 57).

Таким образом, орган муниципального образования, обеспечивая рассмотрения заявления Трушина С.А., не оставил без ответа обращение заявителя, действовал в рамках предоставленных ему полномочий, указывая на совершения им действий, необходимых для предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством.

Кроме того, заявитель, обратившись с заявлениями о предоставлении в собственность дополнительного земельного участка в целях обслуживания здания по <адрес>, выполняя указание компетентного органа (Департамента недвижимости) заключил договор со специализированной организацией и не настаивал на формировании испрашиваемого земельного участка за счет казны муниципального образования, не обжаловал действия, по его мнению, являющиеся незаконными.

Изучив представленные по делу доказательства, суд полагает, что органом местного самоуправления не допускалось незаконного бездействия, не обеспечивающего рассмотрение заявления о предоставлении ему указанного земельного участка в соответствии с нормами действующего земельного законодательства.

Кроме того, обязанность по рассмотрению обращения заявителя уполномоченным органом исполнена.

Таким образом, следует признать, что на момент рассмотрения настоящего заявления отсутствует предмет материального требования - бездействие Администрации г. Томска, так как ответ Администрацией г. Томска дан и заявителю отказано в образовании земельного участка.

Данное обстоятельство является достаточным основанием для отказа заявителю в удовлетворении его требования о незаконном бездействии Администрации г. Томска. Кроме того, по требованию о незаконных действиях по возложению обязанности изготовить за свой счет проекты границ земельного участка истек предусмотренный законом 3-месячный срок на их обжалование, установленный ст. 256 ГПК РФ, так как заявителю было известно о данных обстоятельствах, которые он таковыми не считал до полученного им отказа.

В силу пункта 1 статьи 34 ЗК РФ нарушение процедуры предоставления земельных участков недопустимо.

Вместе с тем, вопрос об издании ненормативного акта о предоставлении земельного участка не может быть рассмотрен по существу органом местного самоуправления до формирования земельного участка, установления границ и его кадастрового учета, то есть до образования его в качестве объекта недвижимости.

Как установлено судом, до настоящего времени проекты границ не утверждены, проведенные землеустроительные работы не согласованы, участок на государственный кадастровый учет не поставлен.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Директор ТГУМП ... сообщил Трушину С.А. о том, что подготовка проекта территориального землеустройства не может быть завершена, так как отделом землеустройства и городского земельного кадастра отказано в согласовании дела на земельный участок, в связи с подготовленным делом на данный земельный участок по заявке Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Томска.

На заявление Трушина С.А. от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении документов для постановки земельного участка на кадастровый учет по адресу <адрес> в связи с подготовленным проектом территориального землеустройства и первоначально поданного им заявления в ... году о предоставлении участка в собственность, с последующим предоставлением в собственность первым заместителем Мэра г. Томска был дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ , в соответствии с которым Администрация г. Томска осуществляет подготовку земельного участка к торгам земельного участка в рамках городской программы «Переселение граждан г. Томска из аварийного жилищного фонда в 2010-2012 году, а проект образования земельного участка проходит стадию согласования. Разъяснено, что после межевания участка и постановки его на государственный кадастровый учет земельный участок будет продан с торгов.

Письмом Администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ дополнительно к ранее направленному ответу Трушин С.А. проинформирован о том, что в настоящее время в отношении вышеназванного земельного участка вступило в силу решение ... районного суда г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ., возбуждено исполнительное производство об обязании Администрации г. Томска на основании заявления П. и в соответствии с действующим законодательством образовать и провести государственный кадастровый учет земельного участка по адресу: <адрес>

Материалами дела подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ ... районным судом г. Томска вынесено решение по гражданскому делу по заявлению П., которым заявление П. удовлетворено частично, признано незаконным бездействие Администрации г. Томска по формированию земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> и проведению его государственного кадастрового учета. На Администрацию г. Томска возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав П.., рассмотреть ее заявление от ДД.ММ.ГГГГ о формировании и постановке на государственный учет земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> в соответствии с действующим законодательством.

Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение ... районного суда г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ изменено в части, заявление П. признано подлежащим удовлетворе­нию в полном объеме. На Администрацию г. Томска возложена обязанность на основании заявления П. от ДД.ММ.ГГГГ и в соответствии с действующим законодательством образовать и про­вести государственный кадастровый учет земельного участка по адресу: <адрес>. В остальной части решение оставлено без изменения.

Указанными судебными постановлениями установлены обстоятельства длительного бездействия администрации г.Томска, которыми были созданы реальные препятствия в осуществлении П. как собственника квартир в многоквартирном доме на приобретение и оформле­ние в собственность доли в праве на земельный участок под этим домом.

Постановлением Администрации г. Томска от 23.09.2011г. № 1557-з образован из земель населенных пунктов г. Томска и поставлен на кадастровый учет земельный участок по адресу: <адрес> (учетный номер ) площадью ... кв.м, вид разрешенного использования которого – «...». На земельном участке по адресу: <адрес> (учетный номер ) площадью ... кв.м постановлено выделить часть земельного участка площадью ... кв.м (учетный номер ) в охранной зоне инженерных коммуникаций, установив ограниченный режим использования, в соответствии с которым землепользователи земельного участка обязаны обеспечить режим эксплуатации, исключающий повреждение указанных объектов.

Заявитель полагает, что письмом от ДД.ММ.ГГГГ Администрация г. Томска фактически отказала Трушину С.А. в образовании и предоставлении земельного участка по адресу: <адрес> площадью ... кв.м. и считает данный отказ незаконным.

В Постановлении Пленума ВС РФ № 2 указано, что письменное решение органа местного самоуправления иного органа принимается как в установленной законодательством определенной форме, так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).

Обстоятельства невозможности образования земельного участка Трушину С.А. ввиду указанных выше обстоятельств представитель заявителя не оспаривал.

Согласно п. 3 ст. 246 ГПК РФ суд не связан только доводами заявленных требований, а должен всесторонне исследовать законность принятого решения.

Пунктом 25 Постановления Пленума Верховного суда РФ установлено, что при рассмотрении дела по существу суду следует выяснять имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Суд приходит к выводу о том, что содержание ответа заявителю, содержащегося в письме Администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует закону, в связи со следующим:

Общие основания для отказа в предоставлении земельного участка предусмотрены п.4 ст. 28 ЗК РФ, ст. 17 Закона Томской области от 04.10.2002 № 74-ОЗ (п.3 ст. 14, ст. 17 Закона).

На момент отказа Трушину С.А. в образовании и предоставлении дополнительно испрашиваемого земельного участка на территории муниципального образования г. Томск был принят и действовал Регламент работы администрации Города Томска при предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством", утв. Постановлением администрации Города Томска от 29.11.2010 N 1272 в соответствии с которым решение о невозможности предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, и об отказе в предоставлении земельного участка принимается в следующих случаях:

А) предоставление администрацией Города Томска земельного участка заявителю в собственность или в аренду не допускается действующим законодательством;

Б) размер земельного участка не соответствует нормам отвода земель, градостроительной и проектной документации, документации по планировке территории;

В) формирование и (или) предоставление земельного участка для заявленных целей приведет к нарушению требований правил землепользования и застройки, документации по планировке территории;

Г) в соответствии с нормами отвода земель, градостроительной документацией и документацией по планировке территории земельный участок может быть образован и (или) предоставлен для строительства;

Д) в соответствии с документацией по планировке территории земельный участок может быть образован и (или) предоставлен для иных целей, не соответствующих заявленным;

Е) в случае, указанном в абзаце 2 пункта 17 настоящего Регламента.

Письмо Администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ не содержит указание на ранее поданное заявителем заявление от ДД.ММ.ГГГГ., содержит лишь информацию об образовании земельного участка на основании судебного решения иному лицу и не указывает оснований, установленным законом, по которым невозможно образование земельного участка Трушину С.А. ранее испрошенного им площадью ... кв.м. При этом на момент дачи ответа земельный участок в установленном порядке образован и поставлен на кадастровый учет не был, что подтверждается позже изданным постановлением об образовании земельного участка по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и кадастровым паспортом, где датой постановки земельного участка на кадастровый учет является ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, как следует из решений судов, признавших незаконным бездействие Администрации в отношении заявления Пашкевич, часть сформированного земельного участка с видом разрешенного использования «...» перешла в собственность муниципального образования г. Томск, что также не нашло свое отражение в оспариваемом ответе Администрации о невозможности образования земельного участка Трушину С.А. в пределах испрашиваемой им ранее площади участка или в иных границах.

К обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения данной категории дел, относится законность и обоснованность принятого решения, совершенного действия (бездействия) (п. 22 Пленума Верховного суда РФ № 2).

При вышеназванных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что обжалуемый ответ Администрации г. Томска принят без соблюдения процедуры принятия решения, без указания на нормы действующего законодательства, необоснован и немотивирован в связи с чем, признается судом незаконным.

Вместе с тем, учитывая наличие сформированного земельного участка по адресу: <адрес> на основании Постановления Мэра г. Томска № 1557-з от 23.09.2011 г. суд не вправе принять решение об обязании администрации принять соответствующее решение по заявлению Трушина С.А.

Вместе с тем, суд полагает, что заявителю по его заявлениям, поступившим в Администрацию г. Томска должно быть принято мотивированное и обоснованное решение в соответствии с нормами действующего земельного законодательства.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 223, 245, 263 ГПК РФ, судья

Решил:

Заявление Трушина С.А. о признании незаконным решения (действия, бездействия) Администрации г. Томска, выразившихся в нарушении процедуры и сроков предоставления, отказе в предоставлении земельного участка удовлетворить частично.

Признать незаконным решение администрации, выразившееся в письме Первого заместителя мэра г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу предоставления земельного участка незаконным.

Обязать Администрацию г. Томска принять обоснованное и мотивированное решение в соответствие с требованиями действующего земельного законодательства в установленном законом порядке и сроки.

Решение суда может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья:

На момент опубликования решение не вступило в законную силу.