РЕШЕНИЕ о включении переодов работы в общий с страховой стаж



№ 2-70/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 января 2012 года Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего Шукшиной Л.А.

при секретаре Панфиловой В.С.,

с участием истца Тимофеева Н.Н.,

представителя ответчика Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Томске Томской области Драчевой С.Б., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Тимофеева Н.Н. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Томске Томской области о возложении обязанности включения периода работы в страховой и трудовой стаж, произведении перерасчета пенсии,

установил:

Тимофеев Н.Н. обратился в суд с иском к ГУ – УПФ РФ в г. Томск ТО, с учетом уточнения требований ДД.ММ.ГГГГ просил обязать ГУ – УПФ РФ в г. Томск ТО включить в страховой и трудовой стаж, дающий право на трудовую пенсию по старости, периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности управляющего торговой базой ООО «Л» и обязать произвести перерасчет пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в отдел Пенсионного фонда РФ с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости со ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При назначении пенсии из трудового и страхового стажа были исключены спорные периоды работы, что было отражено в решении ответчика от ДД.ММ.ГГГГ. Просит данные периоды работы включить, поскольку работал в данные периоды.

В судебном заседании Тимофеев Н.Н. поддержал исковые требования, пояснил, что его трудовую деятельность могут подтвердить свидетели. Его вины в том, что в период работы на него не уплачивались страховые взносы, нет.

Представитель ответчика исковые требования не признала, поддержав отзыв на иск. В отзыве указано, что по данным ПФР в лицевом счете истца стаж работы в спорные периоды отражен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Л», за другие спорные периоды сведения о стаже работы отсутствуют. Стаж работы в спорные периоды истцу не может быть учтен по трудовой книжке, так как в основании - приказе об увольнении отсутствует дата издания приказа, что является нарушением Инструкции по ведению трудовых книжек. Данных о начислении заработной платы, о начислении на нее страховых пенсионных взносов, о перечислении их в ПФР у УПФР не имеется, следовательно, учесть такие периоды в стаж нет оснований. Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе у одного работодателя, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. При подтверждении в судебном заседании этой трудовой деятельности и удовлетворении этих требований право на перерасчет пенсии будет возникать с 1 числа месяца, в котором вступит в законную силу данное решение.

Суд, заслушав стороны, изучив письменные доказательства по делу, полагает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Конституция РФ в ч. 1 и 2 ст. 39 закрепляет принцип, согласно которому каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, а также в иных случаях, установленных законом. При этом государственные пенсии устанавливаются законом.

Для реализации названного права принят и введен в действие федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Из записей в трудовой книжке истца от ДД.ММ.ГГГГ с вкладышем от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ Тимофеев Н.Н. принят управляющим торговой базы в ООО «Л» (основание Пр. от ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ уволен по собственному желанию ст. 31 КЗоТ РФ (основание Пр. от).

Согласно п. 1.1. "Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначений пенсий в РСФСР" (утв. Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04.10.1991 N 190) основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка.

Записи в трудовой книжке должны быть оформлены в соответствии с требованиями Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, действовавшей на момент заполнения и внесения данной записи.

В пункте 4.1 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 № 162 указывается, что все записи в трудовой книжке о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу или увольнении, а также о награждениях и поощрениях вносятся администрацией предприятия после издании приказа (распоряжении), но не позднее недельного срока, а при увольнении - в день увольнения и должны точно соответствовать тексту приказа (распоряжения), заверяются подписью руководителя предприятия или специально уполномоченного им лица и печатью предприятия или печатью отдела кадров.

В судебном заседании установлено, что записи в трудовой книжке Тимофеева Н.Н. о работе в ООО «Л» требуют дополнительного подтверждения, так как в записи об увольнении отсутствует основание записи, то есть, нет ссылки на дату приказа или распоряжения работодателя.

Порядок установления страхового стажа работы по свидетельским показаниям установлен в ст. 13 Закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержден постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 №555 (Правила от 24.07.2007) в главе 5.

В пункте 29 главы 5 указано, что при утрате документов о работе и невозможности их получения вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и других подобных причин не по вине работника периоды работы устанавливаются на основании показаний двух или более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина.

К заявлению работника об установлении периода его работы по свидетельским показаниям должен быть приложен документ работодателя либо иные документы, подтверждающие факт и причину утраты документов о работе и невозможность их получения.

Таким образом, при наличии справок о ликвидации предприятия, справок архивных органов об отсутствии в их архивах сведений о работе истицы, возможен допрос свидетелей. Продолжительность стажа, установленного по свидетельским показаниям, не может в этом случае превышать половины страхового стажа, требуемого для назначения трудовой пенсии.

Исходя из положений статьи 89 этого Закона, в общий трудовой стаж включается любая работа по трудовому договору, а в статье 97 предусмотрена возможность подтверждения трудового стажа при утрате документов свидетельскими показаниями.

При таких обстоятельствах юридически значимым, при решении вопроса о зачете в стаж для назначения пенсии периода работы на предприятии, является наличие доказательств выполнения этой работы.

Из ответов на запрос отдела ответчика в Управление Пенсионного фонда по г. Томску следует, что ООО «Л» с ДД.ММ.ГГГГ снято с учета в связи с перерегистрацией в г. Бийск, откуда снята с учета в 2007 году и в г. Томск не вернулась, с момента постановки на учет отчетность отсутствует.

Согласно ответам архивного отдела администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ, ОГКУ «Центр документации новейшей истории Томской области» от ДД.ММ.ГГГГ, ОГКУ «Государственный архив Томской области» от ДД.ММ.ГГГГ документы по личному составу ООО «Л» на хранение не сдавались.

Допрошенные судом свидетели Л и Ф показали суду, что истец работал совместно со свидетелями, он работал ДД.ММ.ГГГГ в качестве управляющего базой. Где-то в ДД.ММ.ГГГГ организация была реорганизована и направлена в г. Горноалтайск. Директором ООО «Л» был Н, К был заместителем директора.

В трудовых книжках свидетелей имеются соответствующие записи о работе в ООО «Л».

На основании ст. 13 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. №173-Ф3, при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», подтверждается документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с вышеназванным Законом подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Истец зарегистрирован в качестве застрахованного лица в ПФР с 23.01.2002 года.

Оценивая в совокупности представленные доказательства, суд считает нашедшим подтверждение факт работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности управляющего торговой базой ООО «Л».

С даты регистрации лица сведения о его трудовом стаже учитываются на основании его индивидуального лицевого счета (ИЛС) по данным ПФР.

В лицевом счете истца стаж работы в спорные периоды отражен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в ООО «Л», за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сведения о стаже работы отсутствуют.

Суд критически относится к доводам ответчика о том, что периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" (далее именуется - после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица), подлежат учету в силу п. 4 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий" (утв. Постановление Правительства РФ от 24.07.2002 N 555, исключительно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Действительно, в соответствии с ч. 1 ст. 3 ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Обязанность по страхованию работника, по своевременной и в полном объеме уплате за него страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и по ведению учета, связанного с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет, возложено на страхователя (пункт 2 статьи 14 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").

Согласно п. 2 ст. 13 ФЗ от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страховщик обязан назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета.

В силу ст. 25 ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование должен осуществляться налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов, а взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации.

Руководствуясь приведенными нормами, следует вывод о том, что на застрахованное лицо по обязательному пенсионному страхованию не может возлагаться риск последствий ненадлежащего исполнения страхователем своих обязательств по перечислению страховых сумм в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Данные выводы суда не противоречат правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 года N 9-П по делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и абзаца третьего пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, согласно которой неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию.

Тем самым они безосновательно лишаются и части своей трудовой пенсии, чем нарушаются гарантируемые статьей 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации пенсионные права.

Указанным Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2007 N 9-П признаны противоречащими Конституции РФ пункт 1 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и абзац третий пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, в той мере, в какой они позволяют не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 ноября 2007 г. N 798-О-О "По ходатайству Пенсионного фонда Российской Федерации об официальном разъяснении постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 г. N 9-П" указывается на то, что из содержания Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 года N 9-П однозначно следует, что начиная с этой даты подсчет страхового стажа застрахованных работников и определение размера страховой части их трудовой пенсии должны осуществляться с учетом всех выработанных ими на дату установления (перерасчета) пенсии периодов трудовой деятельности (но не ранее чем с момента вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), включая не оплаченные (частично оплаченные) страховыми взносами (независимо от того, когда они имели место - до или после 10 июля 2007 года).

Поскольку в соответствии со ст.30 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» расчетный размер пенсии, истцу производится по принципу календарного исчисления фактического периода работы, включение (зачет) в общий трудовой стаж спорных периодов работы влечет право на увеличение стажевого коэффициента для перерасчета пенсии, в силу прямого указания закона.

Выпиской застрахованного лица Тимофеева Н.Н. ДД.ММ.ГГГГ, пояснениями стороны ответчика подтверждается, что при определении размера пенсии спорные периоды работы не учитывались.

Вины истца в том, что работодатель, ненадлежащим образом внес в его трудовую книжку запись о его работе и не осуществлял начисление и перечисления страховых взносов — нет.

Тем самым исковые требования в этой части подлежат удовлетворению.

Оснований для удовлетворения требования о перерасчете пенсии с ДД.ММ.ГГГГ суд не усматривает.

Статьей 20 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 №173-ФЗ регламентирован порядок перерасчета размера трудовой пенсии, а именно сроки перерасчета размера.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 названного Закона перерасчет размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, производится: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера трудовой пенсии в сторону уменьшения; с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения.

Согласно пункту 2 статьи 20 Закона заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) принимается при условии одновременного представления им всех необходимых для такого перерасчета документов.

Правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральным Законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждены постановлением Минтруда и соцразвития РФ и ПФР от 27.02.2002 № 17/19пб.

Указанные Правила регулируют процедуру обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) и за пенсией по государственному пенсионному обеспечению), а также за перерасчетом пенсии в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Согласно пункта 28 Правил обращения перерасчет размера установленной пенсии в сторону увеличения в случаях, предусмотренных Законом от 17.12.2001 г. (О трудовых пенсиях в РФ) и Законом от 15.12.2001 (О государственных пенсиях в РФ), производится на основании письменного заявления пенсионера, принятого территориальным органом Пенсионного фонда. Российской Федерации. Заявление пенсионера о перерасчете размера пенсии и необходимые документы подаются в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения пенсионного дела получателя пенсии. Дата приема заявления о перерасчете регистрируется в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, факт и дата приема заявления и необходимых документов от гражданина, обращающегося за перерасчетом пенсии, подтверждается распиской-уведомлением, выдаваемой территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Согласно п. 30 Правил обращения перерасчет размера пенсии производится со сроков, предусмотренных в статьях 20 Закона от 17.12.2001 и в статье 23 Закона от 15.12.2001 г.

Согласно ст. 19 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» при необходимости заявителю может быть предоставлено право в течение трех месяцев представить недостающие документы, поэтому своим правом истица могла воспользоваться при обращении за назначением пенсии, чего она не сделала, следовательно, после вынесения решения о назначение пенсии все перерасчету могут быть произведены только по норм, указанной в ст. 20 Закона «О трудовых пенсиях в РФ», иное Законом не предусмотрено.

Следовательно, Законом «О трудовых пенсиях в РФ» регламентирован порядок перерасчета пенсии, согласно которому перерасчет не производится с момента назначения пенсии, законодатель связывает его с предоставлением документов, позволяющих увеличить размер пенсии.

Поскольку факт работы истца в спорные периоды нашел подтверждение только в судебном заседании, основание к увеличению пенсии будет возникать с 1 числа месяца, в котором вступит в законную силу данное решение.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Тимофеева Н.Н. удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томске Томской области включить Тимофееву Н.Н. в общий трудовой и страховой стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности управляющего торговой базой ООО «Л».

Исковое требование Тимофеева Н.Н. о понуждении произвести перерасчет пенсии с ДД.ММ.ГГГГ оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в одного месяца с момента изготовления решения в полном объеме путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г. Томска.

...

...

...

Судья Л.А. Шукшина

...

...

...

...