об обжаловании действий органа местного самоуправления и должностного лица



Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации

Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего Черных О. Г.

с участием:

заявителя Хлебородова В.Н., его представителя Шипачевой Ю.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ., сроком на три года,

представителя администрации г. Томска, Департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Томска Литвиной Е.С. действующей на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ, сроком на один год, от ДД.ММ.ГГГГ сроком на один год

при секретаре Цыгановой Е.А.

рассмотрев 06 февраля 2012 года в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по заявлению Хлебородова ВН о признании бездействия администрации г.Томска, Департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Томска, муниципального служащего Осипова В.И. в предоставлении в собственность земельного участка незаконным, о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, о возложении обязанности на администрацию г.Томска, Департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Томска подготовить и направить в адрес заявителя проект договора купли- продажи земельного участка в собственность с предложением о его заключении,

УСТАНОВИЛ:

Хлебородов В.Н. обратился с указанным заявлением в суд.

Указал, что его права нарушены администрацией Города Томска, департаментом архитектуры и градостроительства администрации Города Томска, муниципальным служащим - председателем комитета землеустройства и оформления прав на землю В.И. Осиповым.

В его собственности находится жилой дом по адресу <адрес>. Он обратился с заявлением в администрацию города Томска о передаче ему в собственность земельного участка, который используется для эксплуатации данного жилого дома.

Бездействие указанных лиц проявилось в том, что в установленные ст. 36 ЗК РФ сроки решение не было принято.

ДД.ММ.ГГГГ в его адрес был направлен ответ об отказе в предоставлении земельного участка, поскольку он просит предоставить земельный участок под индивидуальный жилой дом, но в данном доме он осуществляет предпринимательскую деятельность.

Просит:

- признать незаконным бездействие администрации Города Томска, департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска, муниципального служащего-председателя комитета землеустройства и оформления прав на землю В.И. Осипова, выразившегося в непринятии решения в установленный п. 6 ст.36 Земельного кодекса РФ месячный срок о предоставлении (либо непредоставлении) земельного участка с кадастровым номером ... (...), местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка, почтовый адрес ориентира - Томская область, г. Томск, <адрес> (далее - участок), в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка, общей площадью ... кв.м. + ... кв.м (зона градостроительной ценности участка ...) в собственность Хлебородову ВН.

- признать незаконным действия администрации Города Томска, департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска, муниципального служащего-председателя комитета землеустройства и оформления прав на землю В.И. Осипова, выразившиеся в принятии решения об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером ... (...), местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка, почтовый адрес ориентира - <адрес> (далее - участок), в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка, общей площадью ..., ... кв.м (зона градостроительной ценности участка ...) в собственность Хлебородову ВН, изложенного в письме департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска за исх. от ДД.ММ.ГГГГ)

- обязать администрацию <адрес>, департамент архитектуры и градостроительства администрации <адрес> устранить допущенное нарушение путем подготовки проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером ... (...), местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка, почтовый адрес ориентира -<адрес> (далее - участок), в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка, общей площадью ... кв.м (зона градостроительной ценности участка ...) и направлением его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

В судебном заседании заявитель доводы заявления поддержал. Пояснил, что раньше, полгода назад примерно, в доме находилась мини-гостиница. Сейчас он там с семьей проживает.

Представитель заявителя пояснила, что никакого не бытового использования после перевода здания в жилое не происходило. Есть технический паспорт на жилой дом с описанием помещений. Считает, что и в настоящее время бездействием права заявителя нарушены, поскольку ДД.ММ.ГГГГ он не получил ответ, что препятствовало заявителю оформить право на земельный участок. Указала, что незаконность действий выражается в незаконном отказе в предоставлении земельного участка в собственность. Отказ в предоставлении земельного участка в собственность от ДД.ММ.ГГГГ не обоснован, незаконен, препятствует получить право собственности на земельный участок. Акт обследования составлен с превышением полномочий. Органы администрации не имеют права обследовать дома на предмет отнесения его к жилому или нежилому. Суд должен указать, каким образом нужно устранить нарушение прав. Это нарушение прав выражается в обязывании администрации и департамента изготовить проект договора и направить его заявителю.

Представитель администрации г. Томска, Департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Томска пояснила, что нарушения со стороны администрации и департамента отсутствуют. Полагает, что в деле отсутствуют доказательства нарушения прав заявителя. На заявление был дан ответ. Если говорить о бездействии, то в деле есть отметка о том, что ДД.ММ.ГГГГ документы были возвращены заявителю под роспись. По возвращении документов была произведена работа. Есть определение Советского суда, где принят отказ Хлебородова от требований об оспаривании действий, выраженных в письме от ДД.ММ.ГГГГ. Заявитель не оспаривает, что является индивидуальным предпринимателем. Полагает, что такой спор не подведомствен суду общей юрисдикции. Считает, что заявитель злоупотребляет правом, пытаясь получить земельный участок под эксплуатацию индивидуального жилого дома, что значительно дешевле для него, в то время, как осуществляет в этом здании предпринимательскую деятельность. Просила в удовлетворении заявления отказать.

Заинтересованное лицо Осипов В.И. в процесс не явился, был извещен о дате и времени процесса.

В силу положений ч.2 ст. 257 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, находит заявление подлежащим частичному удовлетворению.

Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации, главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п.1. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 10 февраля 2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

В соответствие со ст. 13 Гражданского кодекса РФ и п. 6 Постановления Пленума Верховного суда N 6 и Пленума Высшего Арбитражного суда N 8 от 1 июля 1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Согласно ч.1. ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии с п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» (далее – Постановление Пленума ВС РФ № 2)

- к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.

- к действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению.

- к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

В силу ч.1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Согласно ст.2 Земельного кодекса РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Согласно п.2 ст.11, ст.29, п.5 ст. 36 Земельного кодекса РФ, для приобретения прав на земельный участок, находящийся в муниципальной собственности граждане обращаются с заявлением о приобретении прав на земельный участок в орган местного самоуправления, уполномоченный решить вопрос о предоставлении данного земельного участка, с приложением к указанному заявлению кадастрового паспорта этого земельного участка.

Согласно пп. 1.3 ст. 25 Устава г. Томска Администрация города Томска является органом местного самоуправления.

В соответствии с п.п. 1.35 п.1 ст.40 Устава г.Томска, Администрация г.Томска осуществляет полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности города Томска, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Согласно п.п.1,5,6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) граждане, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Для приобретения прав на земельный участок граждане обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем. В месячный срок со дня поступления заявления орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Процедура предоставления земельных участков на территории Томской области предусмотрена в Положении «О процедуре предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков на территории города Томска для целей, не связанных со строительством», утвержденном решением Томской городской Думы от 22.05.2002 г. № 168.

Согласно разделу 2 Положения было установлено, что от имени и в интересах муниципального образования "Город Томск" распоряжение и управление земельными участками, которые находятся в собственности и в ведении муниципального образования "Город Томск", осуществляет мэр г. Томска и администрация города Томска, в лице департамента недвижимости администрации г. Томска на основании Положения, утвержденного Томской городской Думой (п.2.1), Граждане или юридические лица, заинтересованные в предоставлении либо переоформлении права на земельный участок, обращаются в департамент с заявлением. В заявлении должны быть указаны: цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и месторасположение, испрашиваемое право на землю.

При рассмотрении гражданского дела судом установлены следующие обстоятельства.

ДД.ММ.ГГГГ Хлебородов В.Н., являясь собственником жилого дома по адресу г. Томск, ул. <адрес> (свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ – л.д.9), обратился с заявлением на имя Мэра города Томска с просьбой предоставить ему в собственность земельный участок общей площадью ... кв.м по указанному адресу, кадастровый номер ... для эксплуатации жилого дома. (л.д.47)

Стороны не оспаривают, что весь предусмотренный ст. 36 ЗК РФ пакет документов им был представлен.

Довод заявителя о незаконном бездействии суд полагает необоснованным.

ДД.ММ.ГГГГ заявитель забрал из администрации города Томска пакет документов для согласования.

Позицию стороны заявителя о том, что администрация города Томска в нарушение закона переложила на заявителя обязанность по согласованию документов, суд не учитывает, поскольку данные действия не оспаривались, предметом данного судебного разбирательства не являются.

В последующем возвратил документы, ДД.ММ.ГГГГ заявителю был дан ответ за подписью муниципального служащего Осипова В.И. о том, что ему отказано в предоставлении указанного земельного участка поскольку по результатам обследования установлено, что строение, расположенное на земельном участке, не является индивидуальным жилым домом. (л.д.8,60)

В Постановлении Пленума ВС РФ № 2 указано, что письменное решение органа местного самоуправления иного органа принимается как в установленной законодательством определенной форме, так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).

В соответствии с п. 3, 4.7 Положения о департаменте архитектуры и градостроительства администрации г.Томска, утвержденного Решением Думы г.Томска от 23.06.2009, является подготовка проектов муниципальных и иных правовых актов в области управления и распоряжения земельными участками, а также рассмотрение в установленном порядке обращений физических и юридических лиц по предмету своей деятельности.

Согласно доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Осипов В.И. вправе подписывать соответствующий документ.

Соответственно, ответ дан уполномоченным лицом.

Таким образом, следует признать, что на момент рассмотрения настоящего заявления отсутствует предмет материального требования - бездействие, так как ответ Администрацией г. Томска дан и заявителю отказано в предоставлении в собственность земельного участка.

Данное обстоятельство является достаточным основанием для отказа заявителю в удовлетворении его требования о незаконном бездействии.

Пунктом 25 Постановления Пленума Верховного суда РФ установлено, что при рассмотрении дела по существу суду следует выяснять имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятого решения.

Указывая, что оспаривает действия по принятию решения об отказе в предоставлении земельного участка, фактически, что подтвердил заявитель в процессе, оспаривается отказ в предоставлении земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.

Суд приходит к выводу о том, что содержание ответа заявителю в письме Администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует закону, в связи со следующим.

Общие основания для отказа в предоставлении земельного участка предусмотрены п.4 ст. 28 ЗК РФ, Законом Томской области от 04.10.2002 № 74-ОЗ «О предоставлении и изъятии земельных участков в Томской области» (п.3 ст. 14, ст. 17 Закона).

На момент отказа Хлебородову В.Н. в предоставлении земельного участка в собственность был принят и действовал Регламент работы администрации Города Томска при предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством", утв. Постановлением администрации Города Томска от 29.11.2010 N 1272 в соответствии с которым решение о невозможности предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, и об отказе в предоставлении земельного участка принимается в следующих случаях:

А) предоставление администрацией Города Томска земельного участка заявителю в собственность или в аренду не допускается действующим законодательством;

Б) размер земельного участка не соответствует нормам отвода земель, градостроительной и проектной документации, документации по планировке территории;

В) формирование и (или) предоставление земельного участка для заявленных целей приведет к нарушению требований правил землепользования и застройки, документации по планировке территории;

Г) в соответствии с нормами отвода земель, градостроительной документацией и документацией по планировке территории земельный участок может быть образован и (или) предоставлен для строительства;

Д) в соответствии с документацией по планировке территории земельный участок может быть образован и (или) предоставлен для иных целей, не соответствующих заявленным;

Е) в случае, указанном в абзаце 2 пункта 17 настоящего Регламента.

Основанием к отказу в передаче в собственность земельного участка указано то, что по результатам обследования установили, что строение не является индивидуальным жилым домом.

В подтверждение правомерности отказа администрация города Томска представила Акт обследования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ с приложением 6 фотографий, из которого следует, что здание является нежилым, в подвальном помещении сауна, на первом этаже – административные помещения, гостиничные номера, второй этаж – административные помещения, мансардный – гостиничные номера.

Суд считает, что составление данного Акта не могло являться основанием к отказу в передаче земельного участка в собственность по следующим основаниям.

Исходя из решения администрации Октябрьского района города Томска от ДД.ММ.ГГГГ -х, уведомления в адрес заявителя, на основании ст. 23 ЖК РФ принято решение о переводе дома по адресу <адрес> из нежилых помещений в нежилом здании в жилые помещения (жилой дом).

Из Свидетельства о собственности от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в собственности Хлебородова В.Н. находится жилой дом, назначение: жилое.

Из технического паспорта по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11-15) следует, что на техническом учете состоит жилой дом по адресу <адрес>.

На дату отказа в передаче земельного участка в собственность решение администрации Октябрьского района не отменено, данные техучета не оспорены.

Соответственно, у администрации города Томска не было указанных в письме оснований для отказа в передаче в собственность заявителя земельного участка.

Согласно п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» от 10.02.2009г. № 2 исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Письмо Администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует закону и подлежит отмене.

Согласно ст. 2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций.

Учитывая, что решение данного вопроса находится в компетенции администрации города Томска, отказ принят администрацией города Томска как органом местного самоуправления, Департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Томска, муниципальный служащий Осипов В.И. не нарушали права заявителя, в удовлетворении заявления в данной части должно быть отказано.

В качестве обоснования в отказе в удовлетворении заявлении представитель заинтересованного лица сослалась на неподведомственность дела суду общей юрисдикции и на то обстоятельство, что заявитель ранее обращался с заявлением об оспаривании указанного отказа в предоставлении земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, но отказался от заявления и производство по делу было прекращено. Ходатайство оп прекращении производства по делу не заявляла.

Суд не соглашается с данными доводами по следующему основанию.

Подведомственность дел арбитражному суду установлена нормами параграфа 1 главы 4 АПК РФ.

Согласно части 1 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, и иными федеральными законами с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (часть 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Для того чтобы дело было подведомственно арбитражному суду, должна быть совокупность двух критериев: субъектного состава и спорного правоотношения.

В силу положений ст. 28 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства, возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

В силу положения ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

Как указал заявитель, он действительно является индивидуальным предпринимателем, но спор не связан с предпринимательской деятельностью, поскольку речь идет о предоставлении земельного участка под индивидуальный жилой дом, поэтому дело подведомственно суду общей юрисдикции.

Возможный отказ заявителя от заявления в ином процессе (суду определение суда не предоставлялось) не является основанием к прекращению производства по настоящему делу и к отказу в удовлетворении заявления, поскольку в силу положений ст. 248 ГПК РФ судья отказывает в принятии заявления или прекращает производство по делу, возникшему из публичных правоотношений, если имеется решение суда, принятое по заявлению о том же предмете и вступившее в законную силу.

Согласно ст. 13 ГПК РФ суды принимают судебные постановления в форме судебных приказов, решений суда, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции.

Позиция представителя заявителя о том, что нет оснований для прекращения производства по делу, поскольку они изложили само требование несколько иначе, указали иных заинтересованных лиц, основана на неверном толковании положений ст. 248 ГПК РФ. Фактически требования остались прежними – оспаривание отказа в предоставлении земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, изменение состава лиц не имеет правового значения по ст. 248 ГПК РФ в отличие от 220 ГПК РФ.

Поскольку отсутствует решение суда по тождественным требованиям, данное заявление подлежит рассмотрению в установленном порядке.

Согласно п.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина.

Заявитель просит в качестве восстановления нарушенного права обязать администрацию г. Томска, Департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Томска подготовить и направить в адрес заявителя проект договора купли - продажи земельного участка по адресу <адрес> «а» в собственность с предложением о его заключении, которое не может быть удовлетворено.

Согласно ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Согласно пп. 1.3 ст. 25 Устава г. Томска Администрация города Томска является органом местного самоуправления.

В соответствии с п.п. 1.35 п.1 ст.40 Устава г. Томска, Администрация г.Томска осуществляет полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности города Томска, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Согласно ст. 36 ЗК РФ в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Решение вопроса об издании постановления о предоставлении в собственность земельного участка относится к компетенции администрации г. Томска, суд не вправе вмешиваться в компетенцию органа местного самоуправления, указывая, какое именно решение должен принять орган местного самоуправления.

Поскольку решение вопроса о передаче в собственность земельного участка либо отказе в этом относится к исключительной компетенции Администрации г. Томска, суд полагает, что в данном случае нарушенное право заявителя может быть восстановлено путем возложения обязанности на Администрацию г. Томска рассмотреть заявление Хлебородова В.Н. в установленном законом порядке и сроки в соответствие с требованиями действующего земельного законодательства.

Вопрос о подготовке и направлении договора купли-продажи может быть решен органом местного самоуправления только после принятия администрацией города Томска решения по заявлению Хлебородова В.Н. На сегодняшний день суд признал незаконным отказ в предоставлении земельного участка, иное решение по заявлению Хлебородова В.Н. не принято.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Хлебородова ВН удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ администрации г. Томска в предоставлении в собственность Хлебородова ВН земельного участка, расположенного по адресу <адрес> «а», выразившийся в письме от ДД.ММ.ГГГГ .

Обязать администрацию г. Томска принять обоснованное и мотивированное решение по заявлению Хлебородова ВН, направленному в адрес Мэра г.Томска ДД.ММ.ГГГГ с просьбой о предоставлении земельного участка в собственность для эксплуатации индивидуального жилого дома, расположенного по адресу <адрес> «а» в установленном законом порядке и сроки в соответствие с требованиями действующего земельного законодательства.

В удовлетворении требований о признании незаконным бездействия администрации г.Томска, Департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Томска, муниципального служащего Осипова В.И. в предоставлении в собственность земельного участка, отказа Департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Томска, муниципального служащего Осипова В.И. от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении в собственность Хлебородова ВН земельного участка, расположенного по адресу <адрес> «а», о возложении обязанности на администрацию г.Томска, Департамент архитектуры и градостроительства администрации <адрес> подготовить и направить в адрес заявителя проект договора купли- продажи земельного участка по адресу <адрес> «а» в собственность с предложением о его заключении, ОТКАЗАТЬ.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение одного месяца через Советский районный суд г.Томска.

Судья: О.Г.Черных

Секретарь:

Решение не вступило в законную силу

Опубликовать в сети Интернет «____»___________________2012 г.

Судья: Черных ОГ