о включении периодов работы в стаж



2-158/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Советский районный суд города Томска в составе:

председательствующего Черных О.Г.

при секретаре Цыгановой Е.А.

с участием:

истца Колпаковой Н.А., представителя истца Зяблова А.П., действующего по устному ходатайству.

представителя ответчика Драчевой С.Б., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев 03 февраля 2012 года в открытом судебном заседании в городе Томске гражданское дело по иску Колпаковой НА к ГУ УПФ РФ в г. Томске Томской области о включении в специальный трудовой стаж периодов работы и назначении пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Колпакова Н.А. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в г. Томске Томской области о включении в специальный трудовой стаж периодов работы и назначении пенсии.

В обоснование заявленных требований указала, что решением ГУ УПФ РФ в г. Томске Томской области от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью, поскольку не включены периоды работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача стоматолога в ЗАО «СК «Т» и в ООО «Т+».

Истец, не согласившись с указанным решением ГУ УПФ РФ в г. Томске Томской области просит обязать ГУ УПФ РФ в г. Томске Томской области включить указанные периоды в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии. В последствии уточнила исковые требования, а именно просила обязать ГУ УПФ РФ в г. Томске Томской области включить в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии периоды работы:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-стоматолога в ЗАО «СК Т»;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача стоматолога - терапевта в ООО «Т+».

Просила так же назначить пенсию со дня обращения с заявлением в ГУ УПФ РФ в г. Томске Томской области ДД.ММ.ГГГГ и взыскать расходы на оплату услуг представителя в размере ... рублей.

Истец в судебном заседании настаивала на удовлетворении требований с учетом их уточнения, по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что при работе в ЗАО «СК «Т» режим и нагрузка ее работы не менялись. Нагрузка и режим работы был такими же, как в муниципальных клиниках. Работая в частной клинике, должностные обязанности по сравнению с работой в муниципальных клиниках, не отличались. В ООО «Т+» были только врачи стоматологи-терапевты. ООО «Т+» прекратило свою деятельность летом ДД.ММ.ГГГГ года. До этого времени поликлиника работала в полном составе и объеме. Сводные ведомости ведет каждый врач, их так же вела и истец. В ООО «Т+» истец занималась той же работой, что и ЗАО «СК Т». При переводе истец работала на том же месте, в том же здании, с тем же ассистентом.

Представитель истца Зяблов А.П. настаивал на удовлетворении требований с учетом их увеличения, по основаниям, изложенным в иске. Пояснил, что требования истца основаны на предоставлении доказательств тождественности функций, выполняемых частным предприятием, деятельности муниципальных клиник. Есть позиция Верховного суда, где указано, что нельзя ставить форму предприятия в зависимость от назначения пенсии. Считает требования обоснованными.

Представитель ответчика Драчева С.Б. исковые требования не признала, по доводам, изложенным в письменном отзыве. Пояснила, что ООО «Т+» и ЗАО «СК Т» не являются учреждениями здравоохранения. Списками же указывается на то, что право возникает в учреждениях здравоохранения. Форма собственности не имеет значения. Пенсионный фонд по данному правовому основанию не отказывал. ЗАО «СК Т» и ООО «Т+» не указаны в списках, сотрудники которых имеют право на назначение пенсии. Не доказаны обстоятельства работы истца в данных обществах, как в организации здравоохранения. Согласно п. 6 постановления № 781 право на пенсию возникает, если работа имела место в предприятиях и структурных подразделениях - поликлиники, поликлинические отделения. В штатных расписаниях структура не указана.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.

Принцип равенства всех перед законом закреплен в статье 26 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Соблюдение принципа равенства всех перед законом имеет важное значение при обеспечении граждан государственными пенсиями и пособиями.

Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Статья 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации гласит, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Решением ГУ УПФ РФ в г. Томске Томской области от ДД.ММ.ГГГГ Колпаковой Н.А. не включены периоды работы в стаж дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с лечебной деятельностью:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-стоматолога в ЗАО «СК Т», поскольку ЗАО не является учреждением и наименование не соответствует Спискам;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Т+» в должности врача стоматолога-терапевта, так как ООО не является учреждением, и наименование не соответствует Спискам.

Однако суд не может согласиться с данным решением в части периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-стоматолога в ЗАО «СК Т»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача стоматолога - терапевта в ООО «Т+», по следующим основаниям.

Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. N 781, также установили, что в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии подлежат включению периоды работы в государственных или муниципальных учреждениях.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 г. № 11-П признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3), взаимосвязанные нормативные положения подпунктов 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28 и пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающие для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения либо творческую деятельность на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, в качестве условия назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста осуществление этой деятельности в соответствующих государственных или муниципальных учреждениях, - в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения данные положения не позволяют засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся педагогической деятельностью в учреждениях для детей, лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, творческой деятельностью на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, периоды осуществления ими этой деятельности в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, которые включались в соответствующий стаж ранее действовавшим законодательством, при том, что законодательное регулирование порядка сохранения и реализации, пенсионных прав, уже приобретенных указанными лицами в результате длительной профессиональной деятельности, до настоящего времени отсутствует.

При этом в данном Постановлении указано, что согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7; статья 37, часть 3; статья 39, часть 1). Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом. Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» в качестве правового основания для пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан предусматривает длительное выполнение определенной профессиональной деятельности.

Учитывая положения ч. 2 ст. 115 Конституции РФ, в соответствии с которыми постановления Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при рассмотрении вопроса о праве на досрочное пенсионное обеспечение обязан руководствоваться в своей работе нормативными правовыми актами, принятыми Правительством в рамках предоставленных ему полномочий.

Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066 установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, а периоды работы после 1 ноября 1999 года, - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066.

Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999. N 1066, предусмотрены должности врачей-специалистов, в графе «Наименование учреждений» предусмотрены стоматологические поликлиники.

Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, предусмотрены должности врачей-специалистов в поликлиниках всех наименований.

Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991. N 464, предусмотрены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

В п.п. 9-10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 N 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). Форма собственности не может, служит достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий, принимая во внимание, что, сохраняя для лиц, осуществлявших педагогическую, лечебную, творческую деятельность на сцене в государственных или муниципальных учреждениях, льготные условия назначения трудовой пенсии по старости, законодатель не предусмотрел соответствующий правовой механизм, гарантирующий гражданам, занятым такой же по своим условиям и характеру профессиональной деятельностью, но в негосударственных учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах и театрально-зрелищных организациях, защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста аналогичным образом или с использованием других адекватных досрочному выходу на пенсию правовых средств, до установления соответствующего правового механизма педагогическая, лечебная и творческая деятельность подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании подпунктов 10 - 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", независимо от того, в чьем ведении находились учреждения, где работал истец, и кому принадлежало закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., поскольку это само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности названных работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Решение этого вопроса иным образом может породить такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое приведет к несоразмерному ограничению конституционного права этих лиц на социальное обеспечение.

Однако до настоящего времени никакого нормативного акта, устанавливающего иную систему пенсионного обеспечения за выслугу лет работников учреждений здравоохранения, не являющихся государственными или муниципальными, не установлено. В то же время как следует из приведенных норм закона, следует, что такие работники имеют право на пенсию за выслугу лет. В связи с чем отсутствие иного порядка назначения пенсии работникам здравоохранения коммерческих организаций не может лишать их права на пенсионное обеспечение, гарантированное Конституцией РФ.

Отсюда следует, что до установления надлежащего правового регулирования при обращении лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения либо творческую деятельность на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, за назначением трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста и решении вопроса о наличии у них стажа, дающего право на досрочное назначение такой пенсии, периоды их работы в названных учреждениях, не являвшихся государственными (муниципальными), должны засчитываться в соответствующий стаж профессиональной деятельности, определенный в подпунктах 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Этим не затрагивается прерогатива Федерального Собрания при реформировании института досрочных пенсий по старости предусмотреть иные правовые механизмы пенсионного обеспечения указанных лиц с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и с учетом настоящего Постановления.

Кроме того, понятие «учреждение здравоохранения» охватывает и субъекта частной системы здравоохранения независимо от организационно-правовой формы, при чем основным критерием назначения пенсии в связи с лечебной деятельностью является тождественность фактически выполняемой работы наименованию должности и структурного подразделения, указанного в Списке.

Отсутствие в разделах «Наименование учреждений» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную деятельность, учреждений, имеющих наименование ЗАО и ООО не может служить основанием для отказа в зачете периодов работы истца в указанных учреждениях в стаж лечебной деятельности.

Из трудовой книжки Колпаковой Н.А. следует, что она ДД.ММ.ГГГГ принята в ЗАО «СК Т» врачом-стоматологом в терапевтический кабинет, уволена переводом ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Т+», принята в ООО «ТДД.ММ.ГГГГ врачом стоматологом-терапевтом в порядке перевода из ЗАО «СК Т», уволена ДД.ММ.ГГГГ переводом по просьбе работника в ЗАО «СК Т», ДД.ММ.ГГГГ принята на должность врача стоматолога-терапевта в ЗАО «СК Т» в порядке перевода из ООО «Т+» и работает по настоящее время.

Согласно уставу ЗАО «СК Т» от ДД.ММ.ГГГГ и его редакций от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, основной целью деятельности общества является удовлетворение потребностей населения г.Томска и области в медицинских услугах, предметом деятельности являются все виды диагностической, лечебной, ортопедической, терапевтической и хирургической помощи, ортодонтии. Аналогичные сведения содержатся и в уставе ООО ««Т+» от ДД.ММ.ГГГГ и его редакции от ДД.ММ.ГГГГ.

Из лицензий от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ЗАО «СК Т» и ООО «Т+» следует, что организациям разрешено осуществление медицинской деятельности: терапевтической, хирургической, ортопедической стоматологии.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, Колпакова Н.А. была принята в ЗАО «СК Т» на должность врача стоматолога в терапевтический кабинет ДД.ММ.ГГГГ согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ, уволена переводом в ООО «ТДД.ММ.ГГГГ (приказ -к п. 9 от ДД.ММ.ГГГГ). С ДД.ММ.ГГГГ (приказ -к п. 6 от ДД.ММ.ГГГГ) по ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ) работала в ООО «Т+» в должности врача стоматолога-терапевта. С ДД.ММ.ГГГГ принята на должность врача стоматолога-терапевта в порядке перевода в ЗАО «СК Т (приказ от ДД.ММ.ГГГГ) и работает по настоящее время.

Справкой, выданной ООО «ТДД.ММ.ГГГГ, подтверждается, что Колпакова Н.А. работала в должности врача стоматолога - терапевта на ... ставки в ООО «Т+» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Из штатных расписаний ЗАО «СК Т» за ДД.ММ.ГГГГ года следует, что в указанном учреждении предусмотрены должности врачей-«стоматологов».

Из штатного расписания ООО «Т+» за ДД.ММ.ГГГГ год следует, что в указанном учреждении предусмотрены должности врачей-стоматологов.

Согласно должностной инструкции врача-стоматолога-терапевта в ЗАО «СК Т», в должностные обязанности врача-стоматолога-терапевта входит оказание квалифицированной медицинской помощи по своей специальности, используя современные методы профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, разрешенные для применения в медицинской практике.

Из сводных ведомостей учета работы врача-стоматолога в ЗАО «СК Т» следует, что за период работы в ЗАО «СК Т» а обязанности истца входило осуществление медицинской деятельности - лечение пациентов.

Как пояснила истец в судебном заседании, при переводе из ЗАО «СК Т» в ООО «Т+» и из ООО «Т+» в ЗАО «СК Т» ее место работы не менялось, работала в том же здании, на том же рабочем месте с тем же ассистентом, не изменялись функции и характер ее работы, режим работы оставался прежним.

Оснований не принимать пояснения истца у суда нет оснований и в силу ст. 55,67 ГПК РФ суд принимает данные пояснения в качестве доказательства по делу.

Приведенные доказательства подтверждают, что за все время работы врачом-стоматологом в ЗАО «СК Т» и врачом-терапевтом в ООО «Т+» истец выполняла тождественные функции в одинаковых условиях труда.

Таким образом, указанные ею периоды работы в должности врача-стоматолога в ЗАО «СК Т» и врача- терапевта ООО «Т+» должны быть засчитаны в специальный стаж.

В соответствие со ст. 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

С учетом включения указанного периода в стаж истца, у Колпаковой Н.А. на момент ее обращения ДД.ММ.ГГГГ к ответчику за назначением досрочно пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности имелся стаж, необходимый для назначения данной пенсии на основании п.п. 20 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в связи с чем, пенсия истцу должна быть назначена с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ч. 1 ст. 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Истец уплатил представителю за оказанные услуги ... рублей, что подтверждается квитанцией от ДД.ММ.ГГГГ

Определяя размер оплаты услуг представителя, суд исходит из таких критериев как объем проделанной работы, сложность и характер спора, ценность права, подлежащего защите, а также из требований разумности и справедливости.

С учетом указанных критериев, суд считает необходимым снизить размер заявленной истцом суммы до ... рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Колпаковой НА удовлетворить.

Обязать ГУ УПФ РФ в г. Томске Томской области включить Колпаковой НА в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью периоды работ:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-стоматолога в ЗАО «СК Т»;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача стоматолога - терапевта в ООО «Т+».

Обязать ГУ УПФ РФ в г. Томск Томской области» назначить Колпаковой НА досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с ГУ УПФ РФ в <адрес> в пользу Колпаковой НА возмещение судебных расходов на оплату услуг представителя ... рублей.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца.

Судья:

Решение не вступило в законную силу

Опубликовать в сети Интернет «____»___________________2012 г.

Судья: О.Г.Черных