о предоставлении жилого помещения вне очереди



№ 2-423/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 февраля 2012 года Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Николаенко Е.С.,

при секретаре Меркульевой Н.С.

с участием

процессуального истца помощника прокурора ... района г. Томска Романова Е.Б.,

материального истца Гляковой А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску прокурора ... района г. Томска в интересах Гляковой А.В. к Администрации г. Томска о предоставлении жилого помещения вне очереди,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор ... района г. Томска обратился в суд в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах Гляковой А.В. с иском к Администрации г. Томска о предоставлении жилого благоустроенного помещения вне очереди.

В обоснование заявленных требований указано, что Глякова А.В. является сиротой, так как ее мать Г. скончалась ДД.ММ.ГГГГ, сведения об отце внесены в запись актов гражданского состояния со слов матери ребенка, опекун ей не назначался. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец обучалась в школе-интернате ..., при этом находилась на государственном обеспечении. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец обучалась в ОГОУ .... Согласно распоряжению главы Администрации ... района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ Глякова А.В. включена в список учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, для получения жилого помещения по договору социального найма. По сведениям ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» и Управления Росреестра по Томской области сведения о зарегистрированных правах Гляковой А.В. на недвижимое имущество отсутствуют.

На основании на ст.57 Жилищного кодекса РФ, Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Томской области «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», истец просит суд обязать Администрацию г. Томска предоставить Гляковой А.В. вне очереди жилым помещением по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления не менее ... кв.м общей площади.

В судебном заседании представитель процессуального истца на удовлетворении заявленных требований настаивал по основаниям, изложенным в иске. Пояснил, что материалами дела подтвержден факт того, что Глякова А.В. является ребенком, оставшимся без попечения родителей. В настоящее время Глякова А.В. ни в каком образовательном учреждении не пребывает, не учится, что было установлено в ходе прокурорской проверки. В соответствии со ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996г. № 159-ФЗ обязанность по обеспечению указанной категории лиц жилыми помещениями возложена на органы исполнительный власти. В соответствии с Законом Томской области «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» от 18.08.1999г. № 28-ОЗ государственные полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями переданы органам местного самоуправления, но финансирование происходит за счет областного бюджета. Согласно ч.7 ст.60 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. № 131-ФЗ, Закону Томской области «Об областном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» от 28.12.2010г. № 327-ОЗ обеспечение жилыми помещениями являются полномочиями муниципального образования, им специально выделены деньги из бюджета на эти цели.

Материальный истец Глякова А.В. исковые требования поддержала, дополнительно пояснила, что в настоящее время она окончила образовательное учреждение, работает неофициально, по месту пребывания зарегистрирована временно у знакомых, по месту регистрации не проживает.

Представитель ответчика - Администрации г. Томска, будучи надлежащим образом извещена о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, представила письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому исковые требования не признала, полагая Администрацию г. Томска ненадлежащем ответчиком. Полагала, что осуществление государственных полномочий в данной сфере в соответствии с федеральным законодательством невозможна без финансовых субвенций субъекта РФ, а финансовые ресурсы, направляемые на приобретение жилых помещений данной категории граждан, являются в силу закона расходными обязательствами Администрации Томской области. Таким образом, обязанность по финансированию процесса обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы исполнительной власти Томской области. Кроме того, полагает необходимым представление истцом доказательств того, что истец состоит на учете в местной администрации в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения. Просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.

В силу ч.5 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации г. Томска.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Федеральным законом от 21.12.1996г. № 159-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным Законом от 17.12.2009г. № 315-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии со ст.1 названного Федерального закона к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или
обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно дубликату справки о рождении , выданному отделом ЗАГС ... ДД.ММ.ГГГГ, Глякова А.В. родилась ДД.ММ.ГГГГ в ..., ее родителями являлись мать Г., отец – Г., указано, что сведения об отце внесены в запись актов гражданского состояния со слов матери ребенка.

Согласно свидетельству о смерти , выданному повторно ... ДД.ММ.ГГГГ., Г.. умерла ДД.ММ.ГГГГ

Из служебного сообщения МБОУ ... от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Глякова А.В. обучалась в школе-интернате с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В школе-интернате Глякова А.В. находилась на неполном государственном обеспечении. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Глякова А.В. находилась в ОГБУ ....

Сообщением Администрации ... района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ Глякова А.В. поставлена на учет в отделе опеки и попечительства администрации ... района г. Томска как ребенок-сирота и была помещена в ОГУ ....

Согласно справке ОГУ ... от ДД.ММ.ГГГГ Глякова А.В., ДД.ММ.ГГГГр., действительно являлась воспитанницей ... ОГУ ... с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Из информационного письма ОГОУ ... от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Глякова А.В. действительно обучалась в указанном учебном заведении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по профессии ..., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по профессии ..., в период обучения находилась на полном государственном обеспечении, в общежитии не проживала в связи с отсутствием общежития у образовательного учреждения.

ДД.ММ.ГГГГ отделом опеки и попечительства Администрации ... района г. Томска Гляковой А.В. выдана справка за для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, согласно которой Глякова А.В. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, определялась в детское государственной учреждение, жилая площадь за ней не закреплялась.

Согласно свидетельству от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации по месту пребывания Глякова А.В. имеет временную регистрацию по адресу: <адрес> на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно пояснениям истца по адресу: <адрес> она зарегистрирована временно у знакомых, однако по месту регистрации не проживает, в настоящее время живет по адресу: <адрес>.

Страховой медицинский полис обязательного страхования граждан серии выдан Гляковой А.В. на получение медицинской помощи по договору обязательного медицинского страхования граждан как неработающему лицу, без определенного места жительства.

Сообщением Администрации ... района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что согласно распоряжению главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ Глякова А.В. включена в список учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также в список учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, для получения жилого помещения по договору социального найма. На момент выдачи справки учетный номер в общем списке учета - , в списке учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа - .

Таким образом, Глякова А.В. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Данное обстоятельство ответчиком не оспаривается.

Представленные доказательства в своей совокупности свидетельствуют о том, что Глякова А.В. не имеет закрепленного за ней жилого помещения, доказательств обратного стороной ответчика не представлено.

Согласно сведениям ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Томский филиал, изложенным в письме от ДД.ММ.ГГГГ , и уведомлению об отсутствии в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ сведения о наличии прав на недвижимое имущество Гляковой А.В., ДД.ММ.ГГГГр., отсутствуют.

Таким образом, Глякова А.В. является лицом, оставшимся без попечения родителей, не имеет закрепленного за ней жилого помещения, и поставлена на очередь на получение жилого помещения как лицо, нуждающееся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также как ребенок, оставшийся без попечения родителей, для получения жилого помещения по договору социального найма.

Оснований полагать, что распоряжением главы Администрации ... района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ Глякова А.В. была поставлена на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении и включена в список детей-сирот, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения, без проверки условий и требований, предъявляемых законодательством, у суда не имеется.

Доказательств приобретения в собственность или на ином праве жилых помещений у Гляковой А.В. ответчиком не представлено.

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон № 159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Аналогичное положение содержится в ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев. В частности, п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства).

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подп. 24, 24.2 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Таким образом, дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 132 Конституции Российской Федерации и п. 6 ст. 5 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вправе наделять органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления финансовых средств.

Законом Томской области № 188-ОЗ администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

В силу ч.1 ст.3 названного Закона органы местного самоуправления городских округов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на:

финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со статьей 6 настоящего Закона;

запрос и получение сведений, необходимых для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций;

использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций.

Частями 2, 3 статьи 3 Закона установлены обязанности и полномочия органов местного самоуправления городских округов при осуществлении государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Органы местного самоуправления городских округов обязаны осуществлять государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями, государственные полномочия по расчету и предоставлению субвенций надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом.

В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления городских округов:

осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения;

за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования;

по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании.

Согласно ст. 8 Закона № 188-ОЗ Закон вводится в действие ежегодно законом Томской области об областном бюджете на очередной финансовый год при условии предоставления субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций, определенных настоящим Законом. Законом Томской области от 28.12.2010 № 327-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» настоящий Закон введен в действие с 01.01.2011 по 31.12.2011.

В соответствии с приложением № 15.1 к Закону муниципальному образованию «Город Томск» выделена субвенция на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения на 2011 год, в размере 8382,1 тыс. руб.

Решением Думы города Томска от 25.12.2007г. №740 «Об осуществлении Администрацией города Томска отдельных государственных полномочий» установлено, что полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, осуществляются Администрацией города Томска.

Учитывая приведенные положения нормативных правовых актов, отношения по финансовому обеспечению указанных государственных полномочий в виде предоставления субвенций из областного бюджета муниципальным органам являются межбюджетными отношениями и регулируются нормами бюджетного законодательства (ст. 140 Бюджетного кодекса РФ). Законодательством не предусмотрена обязанность выделения денежных средств конкретному ребенку-сироте.

Гражданин, в силу ст. 1 и ст.152 Бюджетного кодекса РФ участником бюджетных отношений не является, в силу чего его субъективное право, которое ему предоставлено законом не может быть поставлено в зависимость от наличия либо отсутствия денежных средств.

В силу указанных норм законодательства, суд не принимает довод Администрации г. Томска о том, что Администрация г. Томска является ненадлежащем ответчиком, так как указанными отдельными государственными полномочиями в данной сфере наделена Администрация г. Томска.

Из анализа вышеприведенных норм права, следует, что дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного за ними жилья, обеспечиваются жилыми помещениями Администрацией г. Томска в силу закона вне очереди, в связи с чем, суд находит требования прокурора ... района г. Томска в интересах Гляковой А.В. к Администрации г. Томска подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона Томской области от 09.10.2003 № 131-ОЗ «О жилищном фонде социального использования в Томской области» жилые помещения в муниципальном жилищном фонде предоставляются по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления. Поскольку Законом Томской области № 188-ОЗ установлено, что жилые помещения для детей-сирот приобретаются в собственность муниципального образования (абз. 4 ч. 3 ст. 3), т.е. составляют муниципальный жилищный фонд, следовательно, Глякова А.В. подлежит обеспечению жилым помещением по нормам предоставления, установленным органом местного самоуправления. Согласно решению Думы г. Томска от 13.12.2005 № 27 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» Глякова А.В. должна быть обеспечена жилым помещением по договору социального найма в размере ... кв.м общей площади на одиноко проживающего гражданина.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора ... района г. Томска в интересах Гляковой А.В. к Администрации г. Томска удовлетворить.

Обязать Администрацию города Томска предоставить Гляковой А.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, вне очереди на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее ... квадратных метров в черте муниципального образования «Город Томск».

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г. Томска в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.

Судья:

На момент опубликования решение не вступило в законную силу.