об оспаривании решения призывной комиссии



Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации

Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего Васильковской О.В.

с участием:

представителя заявителя Кузенковой О.Г., действующей на основании доверенности от 22.02.2012г. сроком на три года.

представителя военного комиссариата Томской области Парфеновой В.А., действующей на основании доверенности № 9 от 21.02.2012г., сроком на один год;

при секретаре Вершининой Ю.А.

рассмотрев 01 марта 2012 года в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по заявлению Алексеева А.А. о признании незаконным бездействия призывной комиссии г. Томска в непринятии решения в отношении заявителя, предусмотренного ч.1 ст. 28 Федерального закона от 28 марта 1998г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», об обязывании призывной комиссии г. Томска в установлении категории годности

УСТАНОВИЛ:

Алексеев А.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия призывной комиссии г. Томска в непринятии решения в отношении заявителя, предусмотренного ч.1 ст. 28 Федерального закона от 28 марта 1998г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», указав, что состоит на воинском учете и является призывником Военного комиссариата г. Томска.

Имеющееся у него заболевание на момент медицинского освидетельствования, является основанием для установления ему категории годности к военной службе «В» и освобождения от призыва на военную службу.

22.12.2011 он обратился к Военному комиссару Томской области с заявлением, в котором просил дать указание начальнику отдела военного комиссариата Томской области по г. Томску выдать ему решение призывной комиссии г. Томска.

Из полученного ответа от ДД.ММ.ГГГГ Военного комиссара Томской области следует, что призывная комиссия г. Томска решения не приняла в связи с незавершением медицинского освидетельствования. Вместе с тем, считает, что медицинское освидетельствование проведено.

В судебном заседании представитель заявителя Кузенкова О.Г. заявленные требования уточнила, просила признать незаконным бездействия призывной комиссии г. Томска в непринятии решения в отношении заявителя, предусмотренного ч.1 ст. 28 Федерального закона от 28 марта 1998г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», возложить обязанность на призывную комиссию г. Томска установить Алексееву А.А. категории годности по указанным выше основаниям.

Представитель Призывной комиссии г. Томска Парфенова В.А., действующая на основании доверенностей, полагала, что заявление не подлежит удовлетворению, пояснив, что призывная комиссия категорию годности к военной службе не устанавливает, это решение принимается военно-врачебной комиссией. Просит суд в удовлетворении заявления Алексееву А.А. отказать в полном объеме.

Алексеев А.А. уведомленный о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил.

В силу ст. 167 ГПК РФ суд определил о рассмотрении дела в отсутствие заявителя.

Заслушав пояснения представителя заявителя, представителя Призывной комиссии г. Томска, изучив материалы дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Пунктом 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, рассматриваются и разрешаются также иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральными законами к компетенции судов общей юрисдикции, в частности об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, которые не являются органами государственной власти и органами местного самоуправления, но наделены властными полномочиями в области государственного управления или распорядительными полномочиями в сфере местного самоуправления и принимают решения, носящие обязательный характер для лиц, в отношении которых они вынесены, решений призывных комиссий (пункт 7 статьи 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".

В соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "О воинской обязанности и военной службе" граждане обязаны состоять на воинском учете, за исключением граждан: освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии с настоящим Федеральным законом; проходящих военную службу или альтернативную гражданскую службу; отбывающих наказание в виде лишения свободы; женского пола, не имеющих военно-учетной специальности; постоянно проживающих за пределами Российской Федерации. Воинский учет граждан, за исключением граждан, указанных в пункте 3 настоящей статьи, осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства, а граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев, - по месту их пребывания.

Согласно ст.22 названного Закона призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее - граждане, не пребывающие в запасе). На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.

В соответствии со ст.26 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

Согласно ст.28 указанного Закона при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности. При принятии решения о призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, призывная комиссия определяет вид и род войск Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых указанные граждане будут проходить военную службу.

Из указанных положений закона следует, что граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе подлежат призыву на военную службу, если им не предоставлена отсрочка от призыва. Призыв на военную службу осуществляют призывные комиссии с обязательным прохождением призывниками медицинского освидетельствования.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", по представлению временно исполняющего обязанности военного комиссара Томской области от 10.09.2010 N 1/1693 Распоряжением Губернатора Томской области от 21.09.2010 N 283-р (ред. от 25.11.2010) "О призыве граждан Российской Федерации, проживающих на территории Томской области, на военную службу в октябре - декабре 2010 года" утверждены составы призывной комиссии Томской области и призывных комиссий муниципальных образований Томской области, в том числе г. Томска.

В судебном заседании установлено, что Алексеев А.А. состоит на воинском учете в отделе ВКТО по г. Томску с ДД.ММ.ГГГГ, что следует из личного дела призывника (л.д. 36-38).

По итогам первоначального медицинского освидетельствования в 2009 году Алексеев А.А. был признан годным, присвоена категория годности – Б-3, предоставлена отсрочка до августа 2010 г. в соответствии с п. «а» ч.2 ст.24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

28.11.2011 Алексеев А.А., при прохождении медицинского освидетельствования, жаловался на боль в ... после физических нагрузок, длительном сидении, в связи с чем, по направлению РВК от 28.11.2011 находился на амбулаторном обследовании в МК ЛПМУ ГБ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Согласно данным анамнеза: диагноз ... установлен в 2005 г., рентгенография выполнялась ранее в 2009 г., по данным исследования был установлен диагноз: ...

16.12.2011 Алексеев А.А. направлен для выполнения рентгеновских снимков, после чего ему надлежало явиться в призывной пункт с результатами обследования для повторного медицинского освидетельствования к 14.00 час. 20.12.2011 (л.д. 45).

Из пояснений представителя Алексеева А.А. следует, что врачи в поликлинике отказали заявителю выполнить рентген в положении лежа, поскольку данная процедура может повлечь дополнительное облучение, которое негативно скажется на его состояния здоровья.

20.12.2011 Алексеев А.А. сообщил об этом в военный комиссариат Томской области, в связи, с чем ему была выдана повестка о явке в военный комиссариат Томской области 21.12.2011 к 09.00 час.

21.12.2011 заявитель без уважительной причины не явился в военный комиссариат Томской области, в связи, с чем начальником отдела ВКТО по г. Томску на имя заместителя начальника полиции по охране общественного порядка УМВД России по г. Томску составлено обращение (л.д. 61,62).

При этом доводы заявителя о том, что бездействие призывной комиссии г. Томска в непринятии решения в отношении заявителя, предусмотренного ч.1 ст. 28 Федерального закона от 28 марта 1998г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и в установлении категории годности являются незаконными.

В соответствии с приведенными выше положениями п.2 ст.29 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ, а также п.13 Постановления Правительства РФ от 25.02.2003 N 123 (ред. от 28.07.2008) "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе" на призывную комиссию возлагается лишь организация медицинского освидетельствования граждан, подлежащих призыву на военную службу.

Статья 29 (п.2) Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "О воинской обязанности и военной службе" устанавливает, что призывная комиссия субъекта Российской Федерации в то числе: организует медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями о их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования; осуществляет методическое руководство деятельностью призывных комиссий; проверяет правильность предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу.

Согласно ст.5.1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинского учреждения) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В -ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе. Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе.

В соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25.02.2003 N 123 (п.2,4) для проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах создаются военно-врачебные комиссии и врачебно-летные комиссии. Под медицинским освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе (службе в органах), обучению (службе) по отдельным военно-учетным специальностям (специальностям), решение других предусмотренных настоящим Положением вопросов с вынесением письменного заключения.

Пунктом 5 указанного Положения установлено, что Порядок создания, права и обязанности военно-врачебной комиссии (врачебно-летной комиссии), порядок применения настоящего Положения и проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, органах и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также порядок оформления, рассмотрения и утверждения заключений военно-врачебной комиссии (врачебно-летной комиссии) определяются соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Согласно п.9 Положения гражданин может обжаловать вынесенное военно-врачебной комиссией (врачебно-летной комиссией) в отношении его заключение в вышестоящую военно-врачебную комиссию (врачебно-летную комиссию) или в суд.

При несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии (врачебно-летной комиссии), а также с результатом медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 574.

Из приведенных нормативных положений следует, что военно-врачебная комиссия является самостоятельным органом, решение которого может быть обжаловано в суд. Именно решением военно-врачебной комиссии определяется категория годности призывника к военной службе, а не решением призывной комиссии. А призывная комиссия исходя из установленной заключением военно-врачебной комиссии категории годности призывника принимает одно из решений, предусмотренных п.1 ст.28 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

Учитывая, что заключение военно-врачебной комиссии о категории годности Алексеева А.А. не принято, у призывной комиссии отсутствовали законные основания для принятия в отношении Алексеева А.А. одного из решений, предусмотренных п.1 ст.28 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

В связи, с чем требования заявителя о признании незаконным бездействия призывной комиссии г. Томска в непринятии решения в отношении заявителя, предусмотренного ч.1 ст. 28 Федерального закона от 28 марта 1998г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и возложении обязанности на призывную комиссию г. Томска установить категорию годности являются незаконными и не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Алексеева А.А. к призывной комиссии города Томска отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд города Томска в течение 30 дней.

Судья:

На момент опубликования решение не вступило в законную силу.