О понуждении информационного центра УМВД России по ТО к уничтожению персональных данных из базы



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14.02.2012 суд Советского района города Томска в составе:

председательствующего Чернышевой Л.И

при секретаре Орловой ВН,

рассмотрев в судебном заседании при участии представителей истца Аксеновой ГИ, Тазина ИИ, представителя УВД по Томской области Маркеловой ГС, Мерзляковой ЕВ гражданское дело по иску Аксенова ЛЛ о понуждении информационного центра УМВД России по Томской области к уничтожению персональных данных из базы, к направлению сведений об уничтожении третьим лицам,

установил:

ДД.ММ.ГГГГ постановлением ... в отношении Аксенова ЛЛ прекращено вследствие акта амнистии ( п.п. «д» п. 7 - Постановления ГД ФС РФ от 18.06.1999 «Об объявлении амнистии» - как лицо, совершившее преступление, за которое не предусматривает санкция лишение свободы) уголовное дело по ст. УК РФ.

Во исполнение требований Федерального закона РФ от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» УВД по Томской области 01.12.2008 за № 4/3971 в Управление Роскомнадзора по Томской области направило уведомление об обработке (о намерении осуществлять обработку) персональных данных всех лиц, подлежащих учету в связи с привлечением к уголовной ответственности.

Указывая, что нахождение сведений о нем в базе данных ИЦ, как лице, привлекаемом к уголовной ответственности, противоречит действующему законодательству, Аксенов ЛЛ обратился в суд с требованием об их уничтожении ответчиком.

Дело просил рассмотреть в его отсутствие, что судом удовлетворено на основании ст. 167 ч. 5 ГПК РФ.

Представители заявителя требование поддержали. Просили суд :

• Обязать Управление министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области произвести уничтожение персональных данных о привлечении Аксенова ЛЛ, ДД.ММ.ГГГГ рождения к уголовной ответственности по ст. УК РФ и прекращении в отношении него уголовного дела в связи с изданием акта амнистии по причине:

о отсутствия необходимости в их хранении (ч.б ст. 86 УК РФ);

о их несоответствия целям сбора данных и обработки (ч.2 ст. 5, п.З ч.1 ст.6,п.6

ч.2 ст. 10, ч.4 ст. 21 ФЗ «О персональных данных», ч.2 ст. 86 УК РФ); о отсутствия согласия Аксенова ЛЛ на сбор и обработку указанных

персональных данных (п. 1 ч. 1 ст. 6 ФЗ «О персональных данных»);

• Обязать Управление министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области направить документ об уничтожении данных в отношении Аксенова ЛЛ - о привлечении его к уголовной ответственности по ст. УК РФ и прекращении в отношении него уголовного дела в связи с изданием акта амнистии- в адрес Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Томской области.

Представитель пояснил, что сведения о привлечении к уголовной ответственности относятся к персональным данным лица, и не допустимо их размещение и хранение без получения на то согласия этого лица. С прекращением уголовного дела утрачена цель сбора и хранения указанных сведений, т.к. Аксенов ЛЛ считается не судимым. Деятельность ИЦ УМВД противоречит действующему законодательству.

УМВД России по ТО иск не признал. Представитель пояснила, что данные об Аксенове ЛЛ внесены в базу ИЦ и хранятся на основании действующего законодательства. Указала, что учетная деятельность УМВД направлена на исполнение задач возложенных на Информационный Центр по формированию и ведению единой системы статистических, оперативно-справочных, розыскных и криминалистических учетов.

Представитель третьего лица - Управление Роскомнадзора по Томской области - в письменном отзыве позицию истца поддержал, полагая, что учет сведений о привлечение к уголовной ответственности и их хранение без согласия лица, которого они касаются, противоречит ФЗ «О персональных данных». Просил дело рассмотреть в его отсутствие, что на основании ст. 167 ч.5 ГПК РФ, судом удовлетворено.

Выслушав участников процесса, изучив представленные доказательства, суд исковые требования Аксенова ЛЛ находит не подлежащими удовлетворению.

Согласно ч.1 ст.23 Конституции РФ, каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

Вместе с тем, права и интересы одних не должны вступать в противоречия с правами и законными интересами других лиц (ст. 17 Конституции РФ).

Регистрационный учет устанавливается ни только в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, но и также для исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

В силу положений ст. 3 и ч. 1,2 ст.9 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», субъект персональных данных (любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе, его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация) принимает решение о предоставлении своих персональных данных и дает согласие на их обработку своей волей и в своем интересе, за исключением случаев обязательного предоставления данных в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ст.4 указанного Федерального Закона, законодательство Российской Федерации в области персональных данных основывается на Конституции РФ и международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других определяющих случаи и особенности обработки персональных данных федеральных законов.

Согласно ст. 17 Федерального Закона №3-Ф3 «О полиции» от 07.02.2011, на полицию возложена обязанность по формированию и ведению банков данных в соответствии с требованиями, установленными законодательством.

В части 4 п.2 ст. 17 Федерального Закона №3-Ф3 «О полиции» закреплено, что внесению в базу данных подлежит информация и о лицах, в отношении которых вынесено постановление о прекращении уголовного преследования вследствие акта амнистии.

Кроме этого, законодатель, закрепляя в ст. 6 Федерального закона «О персональных данных» условия обработки персональных данных и устанавливая в п.1) положение о том, что обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных - в п. 4) этой же нормы разрешает обработку персональных данных, необходимую для предоставления государственной или муниципальной услуги в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.

Приказом МВД России от 7 ноября 2011 г. №1121 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской РФ по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования (зарегистрирован Минюстом России 5 декабря 2011 г., регистрационный № 22509).

Согласно п. 23 и п.50 Административного регламента Информационным Центром УМВД по запросам предоставляются сведения как о наличии (отсутствии) судимости, в том числе погашенной и снятой, и (или) факта уголовного преследования, так и о прекращении уголовного преследования в виде списка лиц, подлежащих проверке на наличие (отсутствие) судимости и (или) факта уголовного преследования либо прекращение уголовного преследования.

В п. 23.3. Административного регламента закреплено право получения выписок для осуществления деятельности, к занятию которой в соответствии с законодательством Российской Федерации не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.

В ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» законодатель наделяет государственные органы правом в пределах своих полномочий, в соответствии с возложенными задачами, принимать нормативные акты по вопросам обработки персональных данных.

Приказом МВД России от 07.07.2007 № 612 дсп утверждено Наставление по формированию и ведению централизованных оперативно - справочных, криминалистических и розыскных учетов органов внутренних дел РФ (прошедшее регистрацию, в соответствии с Указом Президента РФ от 23.05.1996 № 763, в Минюсте РФ 12.11.2007 ЗА № 01/11508 дсп-АВ), п. 8.2 и п.9 которого обязывают постановку на учет лиц, в отношении которых вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, прекращении уголовного дела по не реабилитирующему основанию.

Из постановления ... от ДД.ММ.ГГГГ следует, что дело по обвинению Аксенова ЛЛ по ст. УК РФ прекращено вследствие акта амнистии.

Согласно норм УПК РФ, чего не отрицал и представитель истца, данное основание прекращения дела (вследствие акта амнистии) к реабилитирующим не относится.

Таким образом, позиция истца о том, что обработка его персонифицированных данных возможна только по его волеизъявлению и в его интересе не состоятельна.

Не состоятельна и позиция представителя истца о необходимости уничтожения персональных данных Аксенова ЛЛ из базы ИЦ, ввиду достижения целей, для которых они были обработаны и хранились.

Представитель истца цель обработки и хранения связывает исключительно с уголовно-правовыми последствиями принятого в отношении истца процессуального решения, полагая, что единственная цель персонифицированного учета лиц, совершивших преступление - мера уголовной ответственности, делая вывод, что освобождение от уголовной ответственности, погашение судимости - безусловные основания для уничтожения персонифицированных данных о привлечении к уголовной ответственности, что опровергается вышеприведенными положениями законов и иных нормативных актов.

Согласно ч.7 ст. 5 федерального закона «О персональных данных», хранение персональных данных должно осуществляться.. . не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен обрабатываемые персональные данные подлежат уничтожению либо обезличиванию по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно п. 15.2 Наставления... хранение информации на лиц, в отношении дела прекращены по не реабилитирующему основанию, означено сроком в 25 лет с момента прекращения дела.

Срок в ... лет с ДД.ММ.ГГГГ истечет в ДД.ММ.ГГГГ году. Решением ... от ДД.ММ.ГГГГ, законность которого подтверждена кассационной инстанцией, установлена правомерность действий ИЦ УВД по учету сведений об Аксенове ЛЛ, как лице, в отношении которого дело прекращено по не реабилитирующим основаниям.

Представитель истца, настаивая, что намерения (не собирается трудоустраиваться на должности, которые не допускают трудоустройство лиц, ранее привлекаемых в уголовной ответственности) и здоровье истца следует учитывать по настоящему делу, т.к. именно его интересы -конкретного лица иском затрагиваются, не отрицал, что требований по сбору дополнительных сведений о личности и её особенностях для постановки на учет, обработки данных, их хранении, на ответчика законом не возложено.

Действующее законодательство никоим образом не связывает обработку и хранение данных в базе ИЦ с индивидуальными особенностями лица, которого эти сведения касаются, в связи с чем, необходимость уничтожения данных о привлечении Аксенова ЛЛ к уголовной ответственности, поскольку он не собирается трудоустраиваться в государственные структуры, по состоянию здоровья и т.п. надуманы, к предмету спора отношения не имеют.

Более того, в том случае, если эта, безусловно, неблагоприятная информация о личности (точнее её отсутствие), не планируется к использованию истцом, например, при трудоустройстве, то права истца и вовсе не затрагиваются наличием сведений о нем в базе данных ИЦ УМВД, поскольку в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 7 ФЗ «О персональных данных» операторы и третьи лица, получающие доступ к персональным данным, должны обеспечивать конфиденциальность таких данных, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи (в случае обезличивания персональных данных, в отношении общедоступных персональных данных).

Уведомлением от 01.12.2008 за № 4/3971 Управление Россвязкомнадзора по ТО ставится в известность о выполнении ответчиком, как оператором персонифицированного учета обязанностей, возложенных законодательно по обработке персонифицированных данных всех «учетных» лиц.

Истец поставлен на учет в ДД.ММ.ГГГГ году, и не данное уведомление является основанием для учета сведений об Аксенове ЛЛ. Никоим образом содержание уведомления не является основанием для уничтожения учетной записи о нем..

Таким образом, основания для удовлетворения требований истца суд не усматривает.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Аксенову ЛЛ в удовлетворении требований о возложении на Управление министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области обязанности

• произвести уничтожение персональных данных о привлечении Аксенова ЛЛ, ДД.ММ.ГГГГ рождения к уголовной ответственности по ст. УК РФ и прекращении в отношении него уголовного дела в связи с изданием акта амнистии по причине:

о отсутствия необходимости в их хранении (ч.б ст. 86 УК РФ);

о их не соответствия целям сбора данных и обработки (ч.2 ст. 5, п.З ч.1 ст.6,п.6

ч.2 ст. 10, ч.4 ст. 21 ФЗ «О персональных данных», ч.2 ст. 86 УК РФ); о отсутствия согласия Аксенова ЛЛ на сбор и обработку указанных

персональных данных (п.1 ч.1 ст. 6 ФЗ «О персональных данных»);

• направить документ об уничтожении данных в отношении Аксенова ЛЛ - о привлечении его к уголовной ответственности по ст. УК РФ и прекращении в отношении него уголовного дела в связи с изданием акта амнистии- в адрес Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Томской области ОТКАЗАТЬ.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через суд Советского района г.Томска.

Судья: