О понуждении к возобновлению выплаты пенсии



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09.04.2012 суд Советского района г.Томска в составе:

председательствующего Чернышевой ЛИ

при секретаре Орловой ВН,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске с участием истца, представителя ответчика Сивожелезова ВА, действующего по доверенности от 16.03.2012, гражданское дело по иску Шадрина АЛ к прокуратуре Томской области о понуждении к возобновлению выплаты пенсии,

установил:

Истец состоял, на службе в органах прокуратуры и ДД.ММ.ГГГГ с должности ... г.Мурманска уволен в связи с выходом на пенсии за выслугу лет ( п.З ч.1 ст.77 ТК РФ).

В соответствии с положениями ст.44 п.2 Федерального закона «О прокуратуре РФ» ему была назначена пенсия за выслугу лет, которая исчислена в 20 лет 23 дня.

В связи с переездом в г.Томск, пенсионное дело истца поступило в прокуратуру Томской области. Ответчиком принято к выплате не было, в связи с несогласием зачета в выслугу истцу периода работы его в должности ... Томской области с ДД.ММ.ГГГГ - до образования территориального органа Министерства юстиции в Томской области, возвращено в мурманскую прокуратуру.

Истец, указывая, что стаж по выслуге исчислен при назначении пенсии Мурманской прокуратурой правильно, обратился в суд с требованием обязать прокуратуру Томской области принять пенсионное дело, возобновить выплату пенсии.

В судебном заседании требования уточнил. Просил обязать прокуратуру Томской области:

• принять пенсионное дело, учитывая правомерность исчисление стажа прокуратурой Мурманской области с зачетом всего периода работы (в том числе - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) в должности ... Томской области в выслугу лет, дающую право выхода на пенсию досрочно в соответствие с п.2 ст. 44 Закона «О прокуратуре в РФ»;

• возобновить выплату пенсии с марта ДД.ММ.ГГГГ, направив разрешение на выплату пенсии в учреждение ....

Пояснил, что его стаж работы в органах юстиции составил более 10 лет, в течение которых его трудовая функция оставалась прежней - он состоял на должности ... и занимался вопросами взаимодействия службы с правоохранительными органами. Весть период работы должность являлась должностью федеральной государственной гражданской - в территориальном органе Минюста. Служба приставов была создана в системе МЮ РФ и вопрос её принадлежности не может вставать вообще.

Представитель ответчика исковые требования не признал и пояснил, что правовые основания для возобновления выплат истцу пенсии по выслуге лет отсутствуют. Законодатель предусмотрел при решении вопроса о принятии пенсионного дела к исполнению необходимость проверки правомерности назначения пенсии для её выплаты. Учитывая, что в «прокурорский» стаж включалась работа только в Минюсте и его территориальных органах, период работы ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, когда истец работал в управлении юстиции администрации Томской области, зачтен в выслугу лет неправомерно.

Выслушав участников процесса, изучив представленные доказательства, суд исковые требования находит подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 7, 39 Конституции РФ, в России как социальном государстве, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом

Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Согласно ст. 40 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» служба в органах и учреждениях прокуратуры является видом федеральной государственной службы. Прокурорские работники являются государственными служащими государственной службы Российской Федерации, исполняющими обязанности по государственной должности федеральной государственной службы с учетом требований настоящего Федерального закона.

Обязанности службы в правоохранительных органах связаны с выполнением специфических задач обороны страны и охраны правопорядка в условиях, сопряженных с риском для жизни и здоровья, повышенными физическими и эмоциональными нагрузками, неблагоприятным воздействием различного рода иных факторов. Особый характер такой службы предопределяет и обязанность государства - ( ст. 1 ч. 1, ст. 2, ст.7, ст. 37 ч.1 и 3, ч.1,2 ст. 39 ч.1 ст. 41 ч.1 ст. 45, ст. 59 ст.71 Конституции РФ) - гарантировать им повышенную социальную защиту, включая соответствующее их особому статусу и характеру службы пенсионное обеспечение.

Выслуга лет, выступая в качестве самостоятельного правового основания назначения пенсии лицам, проходившим военную и правоохранительную службу, по своему характеру является специальным трудовым стажем, приобретаемым именно в процессе службы.

Таким образом, пенсия за выслугу лет, в системе действующего нормативного- правового регулирования пенсионного обеспечения, является государственной гарантией материального обеспечения лиц, проходивших военную и (или) правоохранительную службу, поддержания соответствующего материального достатка, их социального статуса при оставлении службы.

Конституция РФ непосредственно не предусматривает конкретные условия и порядок предоставления пенсий - государственные пенсии и социальные пособия, согласно ч. 2 ст. 39, устанавливаются законом.

Осуществляя предоставленные полномочия, законодатель, в абз.1 п.2 ст. 44 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» определил, что пенсионное обеспечение прокуроров.. . осуществляется применительно к условиям, нормам и порядку, которые установлены законодательством РФ для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел.

Специальными нормативными актами, регулирующими отношения по пенсионному обеспечению прокурорских работников, таким образом, являются Закон РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел...», постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 942, утвердившее Положение «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации и их семьям».

Статья 13 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1«0 пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел...» закрепляет право на пенсию за выслугу лет за лицами, имеющими на день увольнения стаж по специальности 20 лет и более.

Истец пояснил, представитель ответчика не отрицал, а трудовая книжка, приказ от ДД.ММ.ГГГГ подтверждает, что при исчислении выслуги в 20 лет 23 дня, Шадрин АЛ был уволен с выходом на пенсию по выслуге лет, как работник прокуратуры.

Истец пояснил, представитель ответчика не отрицал, письмо кадровой службы прокуратуры Мурманской области и пенсионного отдела прокуратуры Томской области подтверждают, что пенсионное дело истца не было принято пенсионной службой Томской областной прокуратуры, возвращено по причине того, что при назначении пенсии истцу в выслугу, дающую право на пенсию, включен период работы в должности ... - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - до образования территориального органа Министерства юстиции.

Согласно расчета выслуги лет на пенсию, данный период действительно включен истцу в выслугу, дающую право на пенсию.

Пунктом 4.6 Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению прокурорских работников органов и учреждений прокуратуры и членов их семей, утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от 04.12.2009 № 374 пенсионной службе прокуратуры, получившей пенсионное дело из другой пенсионной службы, предписывается в определенные сроки проверить правильность назначения пенсии.

Из п.4.7 данной Инструкции.. . от 04.12,2009 № 374 следует, что при обнаружении в пенсионном деле ошибок, касающихся права на пенсию, в том числе, пенсионный отдел направляет дело по прежнему месту жительства пенсионера для устранения обнаруженных недостатков.

Из сопроводительного письма от 28.02.2012 за № 6/1-02-2012 следует, что пенсионное дело Шадрина АЛ не было принято к исполнению в связи с несогласием правомерности назначения пенсии по выслуге лет.

Стороны сошлись во мнении, а Приложение № 9 к Указу Президента №981 от 03.09.1997 (действовавшего в период спорных правоотношений) подтверждает, что работа на должности ... в органах Министерства юстиции РФ отнесена к государственной должности федеральной государственной службы для обеспечения деятельности территориального органа федерального органа государственной власти (подраздел введен Указом Президента РФ от 28.04.1998 № 462).

Таким образом, истец, занимая должность ... Томской области, занимал государственную должность федеральной государственной гражданской службы.

Согласно п. 1.1 «Положения об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий.. .», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 942, в выслугу лет для назначения пенсии работнику прокуратуры засчитывается период работы в министерстве юстиции РФ, его территориальных органах и подведомственных федеральных органах исполнительной власти в качестве лиц, замещавших государственную должность Российской Федерации, а также государственные должности федеральной государственной службы и должности федеральной государственной гражданской службы.

Ответчик, не приняв пенсионное дело, свою позицию, основывает на том, что работу с органах юстиции Правительство РФ позволило включать в выслугу лет для назначения пенсии прокурорским работникам лишь после присвоения учреждению юстиции на местах статуса территориального органа.

Вместе с тем, статус территориального органа Министерства юстиции органы юстиции в субъектах имели всегда.

Так, согласно п.4 Положения о министерстве юстиции, утвержденного Постановлением СМ -Правительством РФ от 04.11.1993 № 1187, Минюст осуществляет свою деятельность.. .через органы юстиции субъектов.

Согласно п. 1.1 Положения об Управлении юстиции Администрации Томской области, утвержденного постановлением Главы Администрации 22.11.1993 за № 377, Управление юстиции является территориальным органом федеральной исполнительной власти.

Министр юстиции 14.10.1997 за № 12-90-14-97 направил письмо, в котором разъяснено также, что территориальные органы Минюста РФ - это управления (отделы) областей.

Положение Об управлении юстиции Томской области, утвержденное приказом по МЮ РФ № 36 от 31.01.2000 в п. 1 также констатирует, что Управление юстиции Томской области является территориальным органом МЮ РФ в Томской области.

Сам факт, что имело место преобразование Управления юстиции Томской области в Управление Министерства юстиции по Томской области на основании приказа Министра юстиции РФ за №1112 от 19.07.2000 свидетельствует о том, что органы юстиции и до этой даты представляли собой территориальный органы юстиции на местах, поскольку Министерство может преобразовать только то, что в её структуру входит.

Истцом представлен пакет документов о финансировании штатной численности, подтверждающих статус Управления юстиции Администрации Томской области как территориального органа Минюста, структурным самостоятельным подразделением которого является служба судебных приставов численностью 89 человек.

Указом Президента РФ №1284 от 16.12.1997 внесены изменения в структуру федеральных органов исполнительной власти в связи с принятием Федерального закона «О судебных приставах»-Министерство юстиции передано в прямое подчинение Президенту РФ.

Служба судебных приставов, согласно ст. 5 федерального закона № 118-ФЗ от 21.07.1997 «О судебных приставах» входит в систему органов Министерства юстиции РФ. Ст. 25 данного закона посвящена переходному периоду, и содержит сведения, что финансирование службы предусматривается из федерального бюджета.

Согласно приказа Главного судебного пристава РФ № 12-11-166-97 от 31.12.1997, назначен главный судебный пристав Томской области.

Приказом № 258 от 30.06.1998 во исполнение распоряжения Министерства юстиции на территории Томской области введены с 30.06.1998 должности службы судебных приставов, в том числе заместителя главного пристава.

Согласно Приказа от ДД.ММ.ГГГГ записи в трудовой книжке, истец ДД.ММ.ГГГГ назначен на должность ... Томской области.

Из должностной инструкции ... Томской области Шадрина АЛ следует, что подчиняется он непосредственно Главному судебному приставу Томской области.

Таким образом, суд приходит к выводу, что истец в спорный (для ответчика) период - с 30.06.1998 по 18.07.2000 работал на должности федеральной государственной службы - Службе судебных приставов - созданной в структуре Министерства юстиции в её территориальном органе - Управлении юстиции Томской области, что является основанием для зачета этого периода в специальный стаж, дающий право на пенсию по выслуге лет.

Никоим образом, не противоречит эта позиция и приказу Генерального прокурора РФ № 111 от 01.12.2006, разъясняющего в п.2.1.11 возможность зачета в «прокурорский» стаж периода работы в должности государственной федеральной гражданской службы с 08.09.1997 - в территориальных органах и подведомственных федеральных органах исполнительной власти Министерства юстиции РФ.

Таким образом, правомерно пенсионный отдел Мурманской областной прокуратуры, исчисляя стаж по выслуге истцу, с чем согласилась Генеральная прокуратура, зачел весь период работы в службе судебных приставов, назначив пенсию и единовременную выплату истцу.

Позицию ответчика суд оценивает критически и полагает, что отсутствуют основания для не принятия пенсионного дела истца к выплате. Процедура выплат предусмотрена п. 4.6 Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению прокурорских работников органов и учреждений прокуратуры и членов их семей, утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от 04.12.2009 № 374- направление разрешения на выплату в учреждение ... по месту жительства пенсионера, и, соответственно, это требование истца, также правомерно.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить исковые требования Шадрина АЛ. Обязать прокуратуру Томской области :

• принять пенсионное дело Шадрина АЛ, учитывая правомерность исчисление стажа прокуратурой Мурманской области с зачетом всего периода работы (в том числе - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) в должности ... Томской области в выслугу лет, дающую право выхода на пенсию досрочно в соответствие с п.2 ст. 44 Закона «О прокуратуре в РФ»;

• возобновить выплату пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, направив разрешение на выплату пенсии в учреждение ... по месту жительства Шадрина АЛ.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через суд Советского

района г.Томска.

Судья: