№ 2-432/2012 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 05 марта 2012 года Советский районный суд г. Томска в составе: при секретаре Меркульевой Н.С., с участием помощника прокурора Октябрьского района г. Томска Карташева Я.Ю., представителя Администрации г. Томска Мироновой Д.Ю., действующей на основании доверенности № ДД.ММ.ГГГГ сроком на ..., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. Томска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации г. Томска о возложении обязанности принять меры по ликвидации несанкционированного сброса из впуска № неочищенных хозяйственно-промышленных сточных вод на рельеф поймы реки ... в 50-ти метрах от жилого дома <адрес> в сторону реки ..., установил: Прокурор Октябрьского района г. Томска обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации г. Томска с исковым заявлением о возложении на Администрацию г. Томска обязанности принять меры по ликвидации несанкционированного сброса из впуска № неочищенных хозяйственно-промышленных сточных вод на рельеф поймы реки ... в 50-ти метрах от жилого дома <адрес> в сторону реки ..., указав, что прокуратурой Октябрьского района г. Томска совместно с Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды на территории Октябрьского района г. Томска. В ходе проверочных мероприятий обнаружен несанкционированный сброс загрязняющих веществ на рельеф поймы реки ... по адресу: <адрес> через выпуск №. ДД.ММ.ГГГГ в рамках проводимой проверки для анализа взяты пробы сточных вод из выпуска № по адресу: <адрес>, оформленные актом отбора проб воды №. Согласно протоколу анализа качества сточной воды, поступающей в реку ... по указанному адресу, в ней обнаружены загрязняющие вещества. В соответствии с экспертным заключением № от ДД.ММ.ГГГГ СИГЭКиА ОГУ ... стоки, поступающие на рельеф поймы реки ... по указанному адресу, содержат признаки хозяйственно-бытового загрязнения, что в свою очередь оказывает негативное воздействие на окружающую среду. По данному факту в адрес мэра г. Томска прокуратурой Октябрьского района г. Томска внесено представление об устранении нарушений закона № от ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, из ответа на данное представление № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что до настоящего времени Администрация г. Томска не приняла мер по устранению выявленного нарушения природоохранного законодательства. Непринятие органом местного самоуправления мер по ликвидации несанкционированного сброса неочищенных хозяйственно-промышленных сточных вод на рельеф поймы реки ... из выпуска № по адресу: <адрес> свидетельствует о том, что орган самоуправления не исполняет обязанности, возложенные на него федеральными законами и ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку данного района. Бездействие органа местного самоуправления нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную среду, на защиту окружающей среды от неблагоприятного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. Истец, в порядке ст. 45 ГПК РФ, просит суд возложить на Администрацию г. Томскаобязанность принять меры по ликвидации несанкционированного сброса из выпуска № неочищенных хозяйственно-промышленных сточных вод на рельеф поймы реки ... по адресу: <адрес>. В судебном заседании представитель прокуратуры Октябрьского района г. Томска помощник прокурора Октябрьского района г.Томска Карташев Я.Ю., действующий на основании удостоверения №, настаивал на удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика Администрации г. Томска в судебном заседание исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, из содержания которого следует, что орган местного самоуправления самостоятельно реализует полномочия по решению вопросов местного значения, в рамках запланированных бюджетом муниципального образования денежных средств, в том числе самостоятельно определяет наличие оснований для организации водоотведения, основания и сроки проведения таких работ. Планирование осуществляется с учетом срочности ремонта объектов. Для решения вопроса, связанного с несанкционированным сбросом сточных вод, разработана городская долгосрочная целевая программа «Водоснабжение и водоотведение д. Лоскутово. Водоснабжение 2-го пос. ЛПК. Водоотведение пос. Спутник», которая утверждена постановлением Администрации г. Томска от 15.09.2010г. № 946. При реализации программы планируется реконструкция ливневой канализации с устройством очистных сооружений на выпуске сброса неочищенных сточных вод в реку ..., вытекающих из труб по <адрес> предусмотрена разработка проектно-сметной документации и выполнение строительно-монтажных работ в ... году. Следовательно, нет оснований считать муниципальное образование «Город Томск» бездействующим субъектом, виновным в причинении вреда неопределенному кругу лиц. В заявлении не указан конкретный срок, в течение которого должны быть исполнены требования прокурора. Вместе с тем законом предусмотрено, что выполнение работ для государственных и муниципальных нужд осуществляется только на основании муниципального контракта, заключаемого по результатам конкурса. Проведение конкурса, а затем и самих работ, требует значительного времени, в связи с чем, обоснованным считает срок не менее шести месяцев. Выслушав пояснения представителя истца и представителя ответчика исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования прокурора Октябрьского района г. Томска подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду находятся под защитой Конституции Российской Федерации. Статьей 7 Конституции РФ установлено, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В силу ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплено, что организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом относится к вопросам местного значения поселения. Согласно п.4, 8 ч.1 ст.16 указанного Федерального закона, к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, организация водоотведения; организация мероприятий по охране окружающей среды. В ч. 1 ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указано, что вопросы местного значения – это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Исходя из положений ч.1 ст.34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) входит в структуру органов местного самоуправления. В соответствии с ч.1 ст.37 указанного Федерального закона, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В подп.1.3 п.1 ст.25 Устава города Томска указано, что в структуру (перечень) органов местного самоуправления входит, в том числе, Администрация города Томска - местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования «Город Томск»). Согласно подп.1.4, 1.11 п.1 ст.8 Устава города Томска, к вопросам местного значения города Томска как городского округа относится, в том числе, организация водоотведения и организация мероприятий по охране окружающей среды. Полномочия по решению указанных вопросов возложены на Администрацию города Томска (подп.1.30, 1.50 п.1 ст.39 Устава города Томска). В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Суд считает, что прокурор обратился в суд с иском в защиту публичных интересов, в рамках полномочий, предоставленных ему законом. Из вышеприведенных положений действующего законодательства следует, что организация водоотведения в поселении призвана непосредственно обеспечивать жизнедеятельность граждан. Надлежащее водоотведение и организация мероприятий по охране окружающей среды в городе Томске обеспечивают нормальную жизнедеятельность городского населения. Отсутствие качественного водоотведения нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания. Право граждан на благоприятную среду обитания закреплено в ст.8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ и вытекает из конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, установленного в статье 42 Конституции Российской Федерации. При этом, среда обитания человека – это совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека (ст.1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ). В п.1 ч.6 ст.60 Водного кодекса РФ установлено, что при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов. Из экспертного заключения ОГУ ... № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в результате экспертизы по данным анализов, выполненных в отделе ..., установлено, что в пробе сточной воды № (по адресу: <адрес>, выпуск №) обнаружены следующие загрязняющие вещества и определены характеристики: аммоний-ионы, нитрит-ионы, нитрат-ионы, фосфат-ионы, АПАВ (анионные поверхностно-активные вещества). Концентрации обнаруженных загрязняющих веществ представлены в протоколе анализа от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельствуют о хозяйственно-бытовом или производственном загрязнении проб. Несанкционированный сброс сточных вод осуществляется в Октябрьском районе г. Томска, то есть в пределах границ муниципального образования «город Томск». ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Октябрьского района г. Томска по поступившей информации из департамента охраны окружающей среды и природных ресурсов Томской области и обращений граждан вынесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства, согласно которому Администрации г. Томска в течение месяца со дня внесения представления было необходимо принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. Из ответа Администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ № на представление прокуратуры Октябрьского района г. Томска следует, что для решения вопроса, связанного с несанкционированным сбросом сточных вод, разработана городская долгосрочная целевая программа «Водоснабжение и водоотведение д. Лоскутово. Водоснабжение 2-го пос. ЛПК. Водоотведение пос. Спутник», которая утверждена постановлением Администрации г. Томска от 15.09.2010г. № 946. При реализации программы комплексной застройки в районе <адрес> планируется реконструкция ливневой канализации с устройством очистных сооружений на выпуске сброса неочищенных сточных вод в р. ..., вытекающих из труб, в том числе, по <адрес>. Согласно пояснениям представителя Администрации г. Томска в судебном заседании указанные мероприятия разработаны со сроком на ... год. ДД.ММ.ГГГГ, старшим государственным инспектором Томской области по охране природы Т. проведен рейд по выявлению несанкционированного сброса сточных вод на рельеф местности и на водные объекты на территории Октябрьского района г. Томска. Из акта департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области от ДД.ММ.ГГГГ, составленного по результатам рейда, следует, что обнаружен сброс канализационных сточных вод на рельеф местности в 50-ти метрах от жилого дома <адрес> в сторону р. .... В ходе рейда специалистами ОГУ ... проведен отбор проб сточной воды для проведения его химического анализа. Актом отбора проб воды № от ДД.ММ.ГГГГ и паспортом проб № от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом анализа воды № от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом анализа воды № от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждается хозяйственно-бытовое или производственное загрязнение сточных вод по адресу: <адрес>. Таким образом, факт нарушения прав неопределенного круга лиц, в интересах которых прокурор обратился в суд, нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела. С учетом изложенного, продолжающееся загрязнение нарушает гарантированные Конституцией РФ права и законные интересы неограниченного круга лиц на благоприятную среду, на защиту окружающей среды от неблагоприятного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. То обстоятельство, что окружающей среде и экологической безопасности наносится ущерб при данных обстоятельствах, представителем Администрации г. Томска не оспаривалось. Вместе с тем, доводы представителя Администрации г. Томска, о принятии мер по водоотведению сточных вод в рамках разработанной городской долгосрочной целевой программы нашли частичное подтверждение. Действительно, 15.09.2010г. Администрацией г. Томска принято постановление № 946 «Об утверждении городской долгосрочной целевой программы «Водоснабжение и Водоотведение д. Лоскутово. Водоснабжение 2-го пос. ЛПК. Водоотведение пос. Спутник» на 2011 - 2012 гг.» В рамках указанной программы запланированы следующие мероприятия по реконструкции системы водоотведения поселка Спутник и сроки их проведения на ... год. Таким образом, на день рассмотрения дела, запланированные сроки проведения работ в рамках целевой долгосрочной программы не наступили, однако это не освобождает Администрацию г. Томска от исполнения возложенных на нее законами обязанностей при выявлении фактов сброса несанкционированного сброса неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод принимать меры по их ликвидации в кратчайшие сроки. Суд полагает, что в данном случае нарушенное право неопределенного круга лиц может быть восстановлено путем возложения обязанности на Администрацию г. Томска принять меры по ликвидации несанкционированного сброса из впуска № неочищенных хозяйственно-промышленных сточных вод на рельеф поймы реки ... в 50-ти метрах от жилого дома <адрес> в сторону реки .... Согласно ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Исходя из целей и задач, на разрешение которых должны быть направлены действия по организации ликвидации несанкционированного сброса сточных вод, актуальности данного вопроса, непрерывного причинения вреда окружающей природной среде и неопределенному кругу лиц, суд считает достаточным и разумным для принятия мер по ликвидации условий и причин, вызвавших допущенные нарушения установить срок не превышающий шести месяцев со дня вступления решения в законную силу. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования прокурора Октябрьского района г. Томска удовлетворить. Обязать Администрацию города Томска принять меры по ликвидации несанкционированного сброса из впуска № неочищенных хозяйственно-промышленных сточных вод на рельеф поймы реки ... в 50-ти метрах от жилого дома <адрес> в сторону реки ... не позднее, чем в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение месяца со дня вынесения мотивированного текста решения. Судья: На момент опубликования решение не вступило в законную силу.
председательствующего судьи Николаенко Е.С.,