о включении периода в льгоный стаж



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Советский районный суд города Томска в составе:

председательствующего Черных О.Г.,

с участием:

истца Катарушкиной Л.А.

при секретаре Шишовой Е.П.

рассмотрев 19 марта 2012 в открытом судебном заседании в городе Томске гражданское дело по иску Катарушкиной ЛА к ГУ – УПФ РФ в Томском районе Томской области о включении периода работы в специальный стаж, назначении пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Катарушкина Л.А. обратилась с иском в суд к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Томском районе Томской области о включении периода работы в специальный стаж, назначении пенсии.

В обоснование заявленных требований указала, что решением ГУ УПФ по Томскому району Томской области от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. С указанным решением истец не согласна, считает, что ей незаконно не включили периоды работы в стаж дающий право на назначение досрочно трудовой пенсии в соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ», а именно не включены периоды в календарном исчислении:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – отпуск по уходу за ребенком

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – период работы в должности заместителя директора и в должности учителя начальных классов в МОУ ЗСОШ Томского района.

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – курсы повышения квалификации

В судебном заседании от требований о включении в стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – курсы повышения квалификации – отказалась, определением Советского районного суда города Томска от ДД.ММ.ГГГГ в этой части производство по делу прекращено.

В судебном заседании истец требования уточнила, что просит включить период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – отпуск по уходу за ребенком до исполнения ребенку полутора лет, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – период работы в должности заместителя директора в МОУ ЗСОШ Томского района Требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, представил отзыв, согласно которому просил рассмотреть дело в их отсутствие, указав, что иск не признают.

В силу положений ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

Выслушав истца, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования истца подлежат удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии со ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод граждан гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели.

Общее правило получение права на трудовую пенсию, согласно ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" - это достижение мужчинами возраста 60 лет и женщинами- 55 лет.

Вместе с тем, п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", (в редакции ФЗ № 227-ФЗ от 27.07.2010 г.) закреплено право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Действительно, п.2 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости досрочно, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Однако из данного Закона не вытекает, что Правительство РФ наделяется полномочиями самостоятельно регулировать пенсионные отношения этой категории работников и по своему усмотрению устанавливать их пенсионные права, вводить дополнительные, по сравнению с Законом, ограничения прав на пенсионное обеспечение за выслугу лет.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П, при исчислении продолжительности стажа за период до 01.01.2002 года могут применяться нормы и правила, действующие до введения нового правового регулирования.

Так, правомерно применение за период до 01.11.1999 года - Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей, дает право на пенсию за выслугу лет (утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463).

Пленум Верховного Суда РВ от 20.12.2005 г. № 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" в п. 9 постановления разъяснил, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом, исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Катарушкина Л.А. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с решением ГУ – УПФ РФ в Томском районе Томской области от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано во включению в специальный стаж периода нахождения Катарушкиной Л.А. в отпуске по уходу за ребенком до исполнения ребенку полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку не соответствует Разъяснениям от 22.06.1996 г и Постановлению Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516.

Суд не может согласиться с данной позиции ответчика по следующим основаниям.

Согласно свидетельству о рождении от ДД.ММ.ГГГГ III-ОМ у истца родилась дочь – Катарушкина Д.С. ДД.ММ.ГГГГ.

Из предоставленных приказов от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Катарушкиной Л.А. был предоставлен отпуск по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В спорный период действовало Постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей», пункт 2 которого предусматривал, что с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы увеличивалась до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 г.; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

С принятием Закона Российской Федерации N 3543-1 от 25 сентября 1992 г. "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.

Таким образом, исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 года.

Изложенная позиция в полной мере согласуется с разъяснениями, данными по указанному вопросу Верховным Судом Российской Федерации в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 20 декабря 2005 г. "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии".

Таким образом, период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности и включении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27,28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»

Учитывая, что статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком с 06.10.1992 г по 13.01.1993 г. подлежал включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в календарном исчислении.

Истцом представлены доказательства, что в указанный период она находилась в отпуске по уходу за ребенком, всвязи с чем указанные периоды подлежат включение в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в календарном исчислении.

Так же решением ГУ УПФ РФ в Томском районе Томской области от ДД.ММ.ГГГГ не включен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве заместителя директора по учебно-воспитательной работе в МОУ Зональненская средняя общеобразовательная школа Томского района, поскольку не представлены доказательства выполнения нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).

Суд не может согласиться с данной позицией исходя из следующего.

Согласно пункту 2 статьи 27 Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

При назначении пенсии согласно подпункта подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 от 17.12.2001 № 173-ФЗ необходимо руководствоваться Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и " муниципальных учреждениях для детей, и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781.

В соответствии с пунктом 12 статьи 30 Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ оценка пенсионных прав производится одновременно с назначением трудовой пенсии по состоянию на 31.12.2001 года. При этом применяется порядок подтверждения и исчисления стажа, в том числе на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения государственных пенсий до вступления в силу настоящего Федерального закона.

На основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность учреждениях для детей, независимо от их возраста.

При назначении пенсии согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ необходимо руководствоваться Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 (далее Списки и Правила от 29.10.2002 № 781), Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067 и Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях, для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона «О государственных пенсиях Российской Федерации», утвержденным Постановлением от 06.09.1991 №463.

Пунктом 5 Правил от 11.07.2002 № 516 установлено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Такая же норма содержалась в Разъяснении Министерства труда Российской Федерации «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» от 22.05.1996 № 5 (далее Разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 № 5).

В соответствии с п. 4 Правил от 29.10.2002 № 781 установлено общее требование, согласно которому, начиная с 1 сентября 2000 периоды работы в должностях и учреждениях, предусмотренных в Списке от 29.10.2002 № 781 , засчитываются в стаж, требуемый для досрочного назначения пенсии, при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.

Пунктом 8 Правил от 29.10.2002 № 781 для включения в педагогический стаж работы в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе установлено дополнительное условие: выполнение работ в указанной должности при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, независимо от ведения преподавательской работы.

В рамках действовавшего до 1 января 2002 пенсионного законодательства периоды работы, выполнявшейся до 01.09.2000 в учреждениях образования для детей, оценивалась с учетом Списка от 06.09.1991 № 463, и засчитывались в специальный стаж независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) Главным условием являлось занятие штатной должности, предусмотренной в Списке. С 01 сентября 2000 и до вступления в силу Постановления Правительства от 29.10.2002 № 781 право на льготное пенсионное обеспечение оценивалось в соответствии с Правилами и Списком от 22.09.1999 № 1067, которыми было введено требование выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных этими Правилами.

Согласно трудовой книжки истца AT-V от ДД.ММ.ГГГГ, Катарушкина Л.А. принята на должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе на ... ставки в правом преподавания в МОУ ЗСОШ Томского района, что так же подтверждается приказом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 32).

Как следует из справки от ДД.ММ.ГГГГ, Катарушкина Л.А. приказом от ДД.ММ.ГГГГ переведена заместителем директора по учебно-воспитательной работе на ... ставки и учителем начальных классов с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно индивидуальным сведениям о страховом стаже и страховых взносов за период ДД.ММ.ГГГГ МОУ ЗСОШ Томского района уплачивала страховые взносы на Катарушкину Л.А.

Ведомостями о заработной плате подтверждается тот факт, что в спорный период истец работала так же в должности учителя начальных классов и имела число уроков в неделю от 10 до 14 уроков (л.д. 36, 39-40, 43, 45, 47).

Исходя из представленных документов и пояснений истца, которая показала, что в спорный период времени так же выполняла функции учителя начальных классов, суд приходит к выводу о том, что в период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве заместителя директора по учебно-воспитательной работе в МОУ ЗСОШ Томского района подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью.

В соответствии со ст.19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" и п.15 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», утвержденных постановлением Минтруда РФ и ПФР 27.02.2002. № 17/19, пенсия назначается со дня обращения за ней, кроме случаев, указанных в статье 19 Закона от 17.12.2001. и статье 23 Закона от 15.12.2001., но не ранее дня приобретения права на пенсию. Днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда РФ заявления со всеми необходимыми документами.

С учетом включения спорных периодов в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, у истца на день обращения – ДД.ММ.ГГГГ - возникло право на досрочное назначение пенсии, поскольку стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, на момент обращения составил более 25 лет.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Катарушкиной ЛА удовлетворить.

Обязать ГУ УПФ РФ в Томском районе Томской области включить Катарушкиной ЛА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей:

- период отпуска по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ во время работы в должности учителя начальных классов МОУ ЗСОШ Томского района;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе в МОУ ЗСОШ Томского района

Обязать ГУ УПФ РФ в Томском районе Томской области Катарушкиной ЛА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения назначить пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через суд Советского района г.Томска.

Судья:

Решение не вступило в законную силу

Опубликовать в сети Интернет «____»___________________2012.

Судья: О.Г.Черных