о ликвидации свалки



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 апреля 2012 года Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Васильковской О.В.,

при секретаре Аплиной А.Р.,

с участием представителя заявителя - помощника прокурора Октябрьского района г. Томска Огневой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по заявлению прокурора Октябрьского района г. Томска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации г. Томска об обязывании принятия мер по ликвидации несанкционированного сброса неочищенных хозяйственно-промышленных сточных вод в водный объект в 20-ти метрах от жилого дома <адрес> в сторону <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Октябрьского района г. Томска обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц об обязывании Администрации г. Томска принять меры по ликвидации несанкционированного сброса неочищенных хозяйственно-промышленных сточных вод в водный объект в 20-ти метрах от жилого дома № <адрес>.

В обоснование заявленных требований указал, что от здания по <адрес> в <адрес> осуществляется несанкционированный сброс неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод, которые поступают на рельеф поймы реки Ушайки без санитарной очистки, обезвреживания и оказывают негативное воздействие на водный объект.

Требования основаны на ст. 42 Конституции РФ, п.п. 4, 8, 11 ч. 1 ст. 16, п. 1 ст. 34 Федерального закона № 131 - ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 2 ст. 6, ч. 2 ст. 39, ч. 1 ст. 44, ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ, ст.ст. 3, 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района г. Томска Огнева С.А. настаивала на удовлетворении заявления по основаниям в нем изложенным. Просила возложить обязанность на администрацию г. Томска устранить допущенные в результате данного бездействия нарушения прав и свобод неопределенного круга лиц не позднее чем в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.

Дополнительно пояснила, что администрация г.Томска не исполнила обязанность по организации водоотведения здания по <адрес> в <адрес>, в результате чего сброс неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод осуществляется сначала на рельеф почвы, а затем в <адрес>, загрязняя окружающую среду и водный объект. Никаких мер по исполнению обязанности, возложенной законом, по организации водоотведения на территории <адрес>, администрация <адрес>, осведомленная о несанкционированном сбросе неочищенных хозяйственно- бытовых сточных вод в 20-ти метрах от здания по <адрес> на рельеф почвы и в водный объект, не предпринимает. Учитывая, что водному объекту в результате бездействия администрации <адрес> ежедневно наносится ущерб, промедление в решении вопроса об организации водоотведения от здания по <адрес> не допустимо.

Представитель администрации г. Томска, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.

Согласно ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации г. Томска.

Выслушав помощника прокурора Октябрьского района г. Томска, изучив материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации, главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 10 февраля 2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Согласно ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.

Права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду находятся под защитой Конституции Российской Федерации (статьи 7 и 42).

Аналогичные положения закреплены в ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды» - каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Кроме того, положения ст. 3 Федерального закона. «Об охране окружающей среды», в числе принципов охраны окружающей среды, называет ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, а также обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления.

Согласно акту проверки соблюдения водного законодательства департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в <адрес> в 20-ти метрах от жилого <адрес> в сторону <адрес> обнаружен несанкционированный сброс сточных вод в водный объект из трубы, выведенной непосредственно на берег в <адрес>.

Согласно протоколам анализа воды от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, отобрана проба из трубы, из падающей струи в ручей на рельефе местности, впадающий в <адрес> по адресу: <адрес>.

Согласно экспертным заключениям от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, в представленной на экспертизу пробе сточной воды (из выпуска сточных вод в <адрес>) обнаружены следующие загрязняющие вещества: аммоний-ионы, нитрит-ионы, нитрат ионы, фосфат-ионы, АПАВ (анионные поверхностно-активные вещества). Концентрация обнаруженных загрязняющих веществ пробы свидетельствуют о хозяйственно-бытовом и производственном загрязнении пробы.

Из письма от ДД.ММ.ГГГГ, адресованного прокурору Томской области и прокурору Октябрьского района г.Томска, следует, что администрация г. Томска была извещена об имеющейся проблеме.

Для решения вопроса, связанного с несанкционированным сбросом хозяйственно-бытовых сточных вод от пос. Спутник, департаментом городского хозяйства администрации Города Томска разработана городская долгосрочная целевая программа «Водоснабжение» и водоотведение д. Лоскутово. Водоснабжение 2-го пос. ЛПК. Водоотведение <адрес>» (далее –Программа), которая утверждена постановлением администрации Города Томска от ДД.ММ.ГГГГ .

При реализации программы комплексной застройки в районе <адрес> планируется реконструкция ливневой канализации с устройством очистных сооружений на выпуске сброса неочищенных сточных вод в <адрес>, вытекающих из труб по <адрес>.

В соответствии с ч. 1 ст. 44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

К этим требованиям относится закрепленный ст. 3 Водного Кодекса РФ принцип, согласно которому использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду. В целях реализации данного принципа ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ установлена обязанность водопользователя при использовании водных объектов не допускать причинения вреда окружающей среде.

В п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ установлено, что при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.

Судом установлено и сторонами не оспаривается, что причиной загрязнения вод является отведение хозяйственно-бытовых стоков от дома, расположенного по <адрес> в <адрес> через трубу.

В соответствии с пп. 4, 8, 11 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения отнесены организация в границах городского округа водоснабжения населения, водоотведения; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

В п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплено, что организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом относится к вопросам местного значения поселения.

В ч. 1 ст. 2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указано, что вопросы местного значения – это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Исходя из положений ч. 1 ст. 34 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с ч. 1 ст. 37 указанного Федерального закона, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В подп. 1.3 п. 1 ст. 25 Устава города Томска указано, что в структуру (перечень) органов местного самоуправления входит, в том числе, администрация города Томска - местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования «Город Томск»).

Согласно подп. 1.4, 1.11 п. 1 ст. 8 Устава города Томска, к вопросам местного значения города Томска как городского округа относится, в том числе, организация водоотведения и организация мероприятий по охране окружающей среды.

Полномочия по решению указанных вопросов возложены на администрацию города Томска (подп. 1.30, 1.50 п. 1 ст. 39 Устава города Томска).

В соответствии с п. 1.2 Положения о Департаменте жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Томска, Департаменте городского хозяйства, утвержденного решением Думы города Томска от 26.06.2007 г. № 530 ( в ред. решений Думы г. Томска от 30.10.2007 № 683, от 12.02.2008 № 763, от 12.02.2008 № 806, от 31.03.2009 № 1193, от 23.06.2009 N 1253), Департамент является отраслевым органом администрации г. Томска, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в сфере благоустройства, коммунального хозяйства, транспорта и иных вопросов городского хозяйства на территории муниципального образования "Город Томск". Согласно п. 2.1 данного Положения предметом деятельности Департамента является в т.ч. организация в границах муниципального образования «Город Томск» электро-, тепло-, газо-, водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Из анализа законодательных актов, материалов дела, суд приходит к выводу, что обязанность по организации водоотведения от дома <адрес> в <адрес> в соответствии с требованиями природоохранного и водного законодательства, законодательства о санитарном - эпидемиологическом благополучии населения, исключающая сброс неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод, возложена на администрацию <адрес>. Названная обязанность должна исполняться своевременно, нарушений прав граждан в области защиты их прав на благоприятную окружающую среду допущено быть не должно.

При этом, позиция администрации г. Томска в решении указанных вопросов местного значения правильно квалифицирована прокурором как незаконное бездействие, поскольку, как установлено в судебном заседании, каких-либо реальных мер по организации надлежащего водоотведения и исключению сброса сточных вод на данном участке, администрацией г. Томска не принято.

Доказательств обратному администрацией г. Томска, на которой в силу ст. 249 ГПК РФ лежит бремя доказывания законности бездействия, не представлено.

Суд полагает, что прокурор Октябрьского района г. Томска правомерно обратился в суд с заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ и ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ», так как нарушено право неопределенного круга граждан на благоприятную среду, на ее защиту от негативного воздействия.

В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Суд полагает, что в данном случае нарушенное право неопределенного круга лиц может быть восстановлено путем возложения обязанности на администрацию г. Томска устранить допущенные нарушения прав и свобод неопределенного круга лиц путем организации водоотведения от здания по <адрес> в <адрес>, исключающего сброс неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод через трубу по вышеуказанному адресу.

Заявитель просит установить срок, в течение которого решение должно быть исполнено, – один месяц.

Согласно ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Исходя из целей и задач, на разрешение которых должны быть направлены действия по организации ликвидации несанкционированного сброса сточных вод, актуальности данного вопроса, каждодневного причинения вреда окружающей природной среды и неопределенному кругу лиц, суд считает достаточным и разумным установить срок в один месяц со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Обязать администрацию города Томска в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и свобод неопределенного круга лиц путем организации водоотведения от здания по <адрес> в <адрес>, исключающего сброс неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод через трубу на рельеф поймы реки Ушайка по вышеуказанному адресу.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца через Советский районный суд г. Томска.

Судья:

Копия верна

Судья О.В. Васильковская

Секретарь А.Р. Аплина

На момент опубликования решение не вступило в законную силу.