РЕШЕНИЕ о признании решения межведомтвенной комисии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда незаконным



№ 2-937/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 марта 2012 года Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего Шукшиной Л.А.,

при секретаре Панфиловой В.С.,

с участием:

представителя процессуального заявителя помощника прокурора Советского района г. Томска Ботяковой Л.В.,

представителя материального заявителя Тимошенко В.С. – Тимошенко Л.Б., действующей на основании доверенности ДД.ММ.ГГГГ сроком на три года,

представителя заинтересованного лица администрации г. Томска - Горовцовой И.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на один год,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске гражданское дело по заявлению прокурора Советского района г. Томска, действующего в интересах Тимошенко В.С., о признании заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от 24 февраля 2012 незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Советского района г. Томска обратился в суд в интересах Тимошенко В.С., просит признать незаконными заключение межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от 24 февраля 2012 незаконным.

В обоснование заявления указано, что прокуратурой была проведена проверка по факту нарушения жилищных прав граждан, проживающих в доме, расположенном по адресу: г. Томск, ул. Степана Разина, 14В. Установлено, что межведомственной комиссией принято решение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта указанного многоквартирного жилого дома, что выразилось в заключении о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от 26.03.2010 года № 287. Постановлением Мэра г. Томска от 24.04.2010 года № 364 это решение межведомственной комиссии утверждено. Вопрос о признании многоквартирного дома аварийным рассмотрен на заседании межведомственной комиссии повторно 24.02.2012 года, решение о необходимости проведения капитального ремонта оставлено без изменения. Названное заключение межведомственной комиссии является незаконным, так как противоречат действующему жилищному законодательству. Считает, что дом относится к непригодному для проживания, капитальный ремонт нецелесообразен.

Проживание в аварийном доме, непригодным для проживания, опасно для жизни и здоровья людей, в том числе, и для Тимошенко В.С.

Тимошенко В.С. является инвалидом по зрению первой группы и не имеет возможности самостоятельно обратиться в суд для защиты своих прав и законных интересов.

Представитель прокурора Советского района г. Томска Ботякова Л.В., представитель заявителя Тимошенко Л.Б. в судебном заседании настаивали на удовлетворении заявления по основаниям, в нем изложенном.

Представитель администрации г. Томска Горовцова И.В. считала требования не подлежащими удовлетворению. Представила отзыв, доводы которого поддержала в процессе. Указала, что оспариваемое заключение Межведомственной комиссии принято в пределах полномочий, соответствует требованиям закона и требованиям иных правовых актов, не нарушает прав и свобод заявителя. Заявитель как собственник сама несет бремя содержания своего имущества.

Заинтересованное лицо – межведомственная комиссия администрации г. Томска, в судебное заседание не явилось, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени судебного заседания.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие заинтересованного лица, поскольку в соответствии с ч.2 ст. 257 ГПК РФ неявка в судебное заседание кого-либо из участников процесса, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации, главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п.1. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 10 февраля 2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

В соответствие со ст. 13 Гражданского кодекса РФ и п. 6 Постановления Пленума Верховного суда N 6 и Пленума Высшего Арбитражного суда N 8 от 1 июля 1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Согласно ч.1. ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Статьёй 40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Согласно ч.1 ст.1 ЖК РФ, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений, в числе прочих, относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано не пригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28.01.2006 N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение).

Установлено, что от 26.03.2010 года принято заключение Межведомственной комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда Администрации г. Томска № 287 о необходимости и возможности проведения капитального ремонта жилого дома, расположенного по ул. Степана Разина, 14 в г. Томске. Постановлением Мэра г. Томска от 24.04.2010 года № 364 это решение межведомственной комиссии утверждено.

Повторно вопрос о признании многоквартирного дома аварийным рассмотрен на заседании межведомственной комиссии 24.02.2012 года, решение о необходимости проведения капитального ремонта оставлено без изменения.

В силу ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанность по доказыванию обстоятельств законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Следовательно, бремя доказывания законности оспариваемого решения межведомственной комиссии администрации г. Томска, принятого в виде заключения лежит на администрации г. Томска.

В соответствии с пунктом 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Согласно п. 8 указанного Положения орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

Постановлением Мэра г. Томска «О создании межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда» от 28.02.2006г. № 95 (в редакции от 12.08.2011 года) создана межведомственная комиссия для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда с целью признания жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, которой делегированы полномочия по оценке соответствия частных жилых помещений, находящихся на земельных участках, подлежащих изъятию для государственных (муниципальных) нужд и расположенных на территории муниципального образования «Город Томск», установленным требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

Таким образом, п.8 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции не устанавливает, что орган местного самоуправления может по своему усмотрению принимать или не принимать решения о признании частных жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания, а устанавливает, что орган местного самоуправления должен сам принимать такие решения либо делегировать принятие данных решений комиссии.

Постановлением Мэра г. Томска от 28.02.2006г. № 95 межведомственной комиссии созданной для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда такие полномочия были делегированы.

Следовательно, межведомственная комиссия для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда Администрации г. Томска обязана решать вопросы по признанию частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными либо непригодными для проживания граждан.

Указанным Постановлением Мэра г. Томска межведомственной комиссии предписано при принятии решений руководствоваться постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» (п.3).

Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным требованиям урегулирована пунктом 44 Положения и включает в себя следующие этапы: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения соответствующих органов государственного контроля и надзора, заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, акт государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации о результатах проведенных в отношении жилого помещения мероприятий по контролю), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания (далее – заключение) и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование; принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии; передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).

Таким образом, основанием для работы межведомственной комиссии является заявление собственника помещения или заявление гражданина (нанимателя) либо заключение органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора.

Согласно п. 45 Положения, для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию вместе с заявлением следующие документы: нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилое помещение; план жилого помещения с его техническим паспортом, а для нежилого помещения - проект реконструкции нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением. Для признания многоквартирного дома аварийным также представляется заключение специализированной организации, проводящей обследование этого дома.

Как установлено судом, 26 марта 2010 года в адрес Межведомственной комиссии поступило обращение заместителя главы администрации Советского района г. Томска Васильевой Е.В. о рассмотрении вопроса о пригодности (непригодности) для проживания многоквартирного дома по ул. С. Разина, 14 в г. Томска. Для рассмотрения вопроса комиссии переданы технический паспорт на жилой дом, заключение о техническом состоянии несущих и ограждающих конструкций жилого дома, выполненного ООО «Р» от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно протокола заседания комиссии от 26 марта 2010 года указанный дом был признан подлежащим капитальному ремонту.

24.02.2012 года, решение о необходимости проведения капитального ремонта оставлено без изменения.

В п. 47 Положения указан перечень решений, которые может принять комиссия, в т.ч. о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения о продолжении процедуры оценки.

Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения. Если число голосов "за" и "против" при принятии решения равно, решающим является голос председателя комиссии. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению.

Оспариваемое решение принято большинством голосов членов комиссии, в тоже время в работе комиссии принимали участие не все члены комиссии. Доказательств их извещения на заседание суду не представлено.

В силу п. 48 Положения по окончании работы комиссия составляет в 3 экземплярах заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания по форме согласно приложению № 1. При этом, согласно приложению № 1, в заключение межведомственной комиссии обязательно указывается обоснование принятого заключения об оценке соответствия помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и о его пригодности (непригодности) для постоянного проживания.

Пунктом 34 Положения предусмотрено, что жилые помещения, расположенные в деревянных домах, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Из материалов дела следует, что Тимошенко В.С. является собственником 1/2 доли квартиры по ул. С. Разина, 14В в г. Томске, проживает в этой квартире совместно с ТЛБ и ТВН Тимошенко В.С. является инвалидом I группы (инвалид по зрению), лицом, ухаживающим за нею, является ТЛБ

Как следует из заключения о техническом состоянии несущих и ограждающих конструкций жилого дома, расположенного по ул. С. Разина, 14В в г. Томске, выполненного ООО «Р» ДД.ММ.ГГГГ, в процессе длительной эксплуатации жилого дома произошло ухудшение эксплутационных характеристик всех его конструкций. На момент обследования все его конструкции имеют износ 70-80 %, Категория технического состояния снизилась до недопустимого и аварийного состояния, что не обеспечивает безопасность жизни и здоровья проживающих в нем граждан. На основании постановления Госстроя России № 47 от 28 января 2006 года, рассматриваемый многоквартирный дом относится к непригодному для проживания. Для восстановления эксплутационных характеристик несущих и ограждающих конструкций требуется их полная замена, проведение ремонта здания является экономически нецелесообразным.

Оспариваемое решение принято вопреки указанному заключению. При этом в нарушение п. 48 указанного выше Положения и Приложения № 1 к нему, в оспариваемом заключении межведомственной комиссии не приведено обоснование принятого комиссией решения, отсутствуют выводы о пригодности (непригодности) жилого помещения для постоянного проживания.

Законодательство не предусматривает возможность произвольного принятия решения комиссией.

Из оспариваемого заключения и документов, послуживших основанием для его принятия, невозможно установить, каким образом межведомственная комиссия проверяла соответствие жилого дома по ул. С. Разина, 14 в г. Томска, критериям, указанным в Положении, на основании каких данных пришла к выводу о необходимости и возможности проведения капитального ремонта дома.

Представленное заключение основано на обследовании несущих и ограждающих конструкций дома, которое межведомственная комиссия не проводила. Выводы специалиста соответствуют пунктам 33, 34 утвержденного Правительством РФ Положения и основаны на действующей «Методике определения физического износа гражданский зданий», утвержденной Приказом по Министерству коммунального хозяйства РСФСР от 27.10.1970г. № 404, из пункта 12 которой следует, что износе дома от 61 до 80 процентов, его состояние оценивается как ветхое, состояние несущих конструктивных элементов аварийное, а несущих и весьма ветхое; ограниченное выполнение конструктивными элементами своих функций возможно лишь при проведении охранных мероприятий или полной смены конструктивного элемента.

В нарушение абз. 6 п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, к работе в комиссии заявитель как собственник жилого помещения, привлечена не была, о дате заседания комиссии не извещалась, чем нарушено её право на личное участие в работе комиссии.

При принятии решения остался без внимания пункт 2.2 Положения об оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденного Приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 05.11.1985 N 529, согласно которому деревянные дома с физическим износом свыше 65% являются непригодными для постоянного проживания, и пункт 3.4 Положения о том, что комиссия обязана уточнить величину физического износа жилых зданий и их элементов на основании соответствующего нормативного документа, наличие дефектов планировки и благоустройства, других условий, дающих основание признавать жилые дома и жилые помещения непригодными для постоянного проживания.

Согласно п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» от 10.02.2009г. № 2 исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Оценивая в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что заключение межведомственной комиссии администрации г. Томска 24 февраля 2012 ... является незаконным, поскольку принято с нарушением действующего законодательства без учета всех обстоятельств.

Принятое межведомственной комиссией заключение препятствует реализации права заявителя на улучшение жилищных условий.

Согласно ч.1 ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Указанный срок заявителем соблюден, заявление подано в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть до истечения 3 месяцев со дня принятия Межведомственной комиссией оспариваемого заключения.

В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В связи с этим суд считает необходимым возложить на Межведомственную комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда Администрации г. Томска обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения заявления и принятия решения, соответствующего требованиям законодательства.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Советского района г. Томска, действующего в интересах Тимошенко В.С. удовлетворить.

Признать незаконным решение Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда Администрации г. Томска от 24.02.2012 года об оставлении без изменения ранее принятого решения № 287 от 26 марта 2010 года о признании многоквартирного жилого дома по ул. С. Разина, 14 в г. Томске подлежащим капитальному ремонту.

Обязать Межведомственную комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда Администрации г. Томска устранить допущенные нарушения путем принятия решения в соответствии с требованиями законодательства.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца.

...

...

Судья Л.А. Шукшина

...

...

...

...