№ 2-1061/2012 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 25 апреля 2012 года Советский районный суд г. Томска в составе: председательствующего судьи Николаенко Е.С., при секретаре Меркульевой Н.С., с участием истца Богдановой А.А., представителя истца Адамюка А.В., допущенного к участию в деле по устному ходатайству, представителя ответчика Администрации Томской области Татаренко Л.Ю., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Богдановой А.А. к Администрации Томской области, Администрации г. Томска, о предоставлении вне очереди жилого помещения на условиях договора социального найма, установил: Богданова А.А. обратилась в суд с иском к Администрации Томской области, Администрации г. Томска об обязании ответчиков за счет средств, предоставленных Администрацией Томской области, приобрести и предоставить вне очереди на условиях социального найма жилое помещение не ниже установленных норм по г. Томску. В обоснование заявленных требований указано, что Богданова А.А. является сиротой, так как ее мать ... умерла ДД.ММ.ГГГГ, сведения об отце внесены в запись актов гражданского состояния со слов матери ребенка. Истец воспитывалась А., который был назначен ее временным попечителем на основании распоряжения Главы администрации ... района г. Томска № от ДД.ММ.ГГГГ. На основании постановления Главы администрации ... района г. Томска № от ДД.ММ.ГГГГ Богданова А.А. включена в список учета граждан в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также в список детей-сирот, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения. Какого-либо жилья в собственности или по договору социального найма истец не имеет. Со ссылками на ч.1, 2 ст. 57 ЖК РФ, п.1 ст. 8 ФЗ № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 15 Закона Томской области № 28-ОЗ от 19.08.1999 «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области истец просит суд обязать Администрацию Томской области обеспечить передачу Администрации г. Томска финансовых средств, необходимых для обеспечения ее жилым помещением не ниже установленных социальных норм по г. Томску; обязать Администрацию г. Томска за счет средств, предоставленных Администрацией Томской области приобрести и предоставить ей вне очереди на условиях договора социального найма жилое помещение не ниже установленных социальных норм по г. Томску. Истец в судебном заседании исковые требования поддержала. Представитель истца суду пояснил, что Богданова является сиротой, жилья не имеет, вынуждена снимать квартиру. Она имеет право на жилье, так как в соответствии с законом жилье детям-сиротам предоставляется не только после окончания образовательного учреждения, но и после окончания опеки и временного попечительства. Полагал, что закон не связывает право сирот получить жилое помещение с окончанием учебного заведения. То, что Богданова не смогла закончить среднюю школу, в этом нет её вины. Представитель Администрации Томской области иск не признала, представила письменный отзыв. В суде пояснила, что у истца отсутствует закрепленное на праве собственности жилое помещение, однако условием предоставления жилья является окончание обучения во всех видах учреждений образования. Истцом не представлено доказательств окончания обучения. Кроме того, Администрация Томской области является ненадлежащем ответчиком, так как в соответствии с Законом Томской области от 11.09.2007 года № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» (далее – Закон № 188-ОЗ) решением Думы г. Томска от 25.11.2007 № 740 «Об осуществлении Администрацией г. Томска отдельных государственных полномочий» полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения осуществляет Администрация г. Томска. В силу абз.2 ч.2 Закона № 188-ОЗ Администрация Томской области обеспечивает передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями. Данными нормативными правовыми актами, ни федеральным законодательством не предусмотрено выделение финансовых средств на приобретение жилого помещения конкретному лицу. Кроме того, если средств субвенций, на указанные цели в областном бюджете недостаточно, согласно ч.7 ст. 6 Закона № 188-ОЗ органы местного самоуправления вправе дополнительно использовать собственные материальные ресурсы для осуществления отдельных государственных полномочий. Ответчик - Администрация г. Томска, будучи надлежащим образом извещена о времени и месте судебного разбирательства телефонограммой от ДД.ММ.ГГГГ в судебное заседание своего представителя не направила, письменных возражений относительно заявленных требований не представила. В соответствии с ч.4 ст.167 ГПК РФ суд определил о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся участников процесса. Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд полагает, что исковые требования к Администрации г. Томска подлежат удовлетворению, в удовлетворении исковых требований к Администрации Томской области следует отказать. В силу ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Федеральным законом от 21.12.1996г. № 159-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным Законом от 17.12.2009г. № 315-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии со ст.1 названного Федерального закона к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или Согласно свидетельству о рождении №, выданному ДД.ММ.ГГГГ ..., дубликату справки о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ Богданова А.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ в с..., ее родителями являются мать – ..., отец – ..., указано, что сведения об отце внесены в запись актов гражданского состояния со слов матери ребенка. Согласно свидетельству о смерти №, выданному Отделом ЗАГС г. Томска Кометета ЗАГС Томской области ДД.ММ.ГГГГ., мать истца – ... умерла ДД.ММ.ГГГГ. Распоряжением Главы администрации ... района г. Томска № от ДД.ММ.ГГГГ над Богдановой А.А. установлено предварительное попечительство, временным попечителем назначен А. сроком на .... Доказательства окончания Богдановой А.А. обучения в образовательном учреждении в материалы дела не представлены. Согласно пояснениям представителя истца Богданова А.А., окончив ..., дальнейшее обучение не продолжила по объективным причинам. Таким образом, Богданова А.А. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Данное обстоятельство в судебном заседании ответчиком не оспаривалось. Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания № от ДД.ММ.ГГГГ Богданова А.А. временно на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу: <адрес>. Согласно ФГУП ... от ДД.ММ.ГГГГ и уведомления об отсутствии в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ № сведения о наличии прав на недвижимое имущество Богдановой А.А., ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют. Сообщением Администрации ... района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ № в адрес истца подтверждается, что согласно распоряжению главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ № Богданова А.А. включена в список учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, а также в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа для получения жилого помещения по договору социального найма. Ее учетный номер в общем списке учета - №, в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа - №. Таким образом, Богданова А.А. является лицом, оставшимся без попечения родителей, не имеет закрепленного за ней жилого помещения и в силу вышеприведенных норм права имеет право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью по договору социального найма не ниже установленных социальных норм. В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон № 159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Аналогичное положение содержится в Жилищном кодексе Российской Федерации. Согласно ч.1 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев. В частности, п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства). Доводы представителя ответчика о том, что в отношении Богдановой не имеется в совокупности с другими условиями доказательств того, что она окончила обучение в каком - либо учебном заведении судом признаются несостоятельными, поскольку статья 8 Закона N 159-ФЗ устанавливая дополнительные гарантии получения жилья для: 1) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), имевших закрепленное жилое помещение; 2) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения и в силу закона гарантирует гражданам указанной категории незамедлительное обеспечение жильем, перечисляя лишь только случаи, когда сироты оканчивают пребывание в соответствующем учреждении, приемной семье или оканчивают службу в Вооруженных Силах РФ, то есть, снимаются с полного государственного обеспечения, в противном случае будет нарушено их право на жилище, предусмотренное ст. 40 Конституции РФ. В исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, то есть лиц, не достигших 18-летнего возраста (п. 1 ст. 54 СК РФ), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие комментируемого Закона на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться правом на получение жилья до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан (Определение Конституционного Суда РФ от 19.10.2010 N 1282-О-О). Как установлено в судебном заседании и истцом не оспаривалось, что она имеет лишь ... образования, вместе с тем, судом установлено, что истец относится к категории лиц, которые вправе требовать государственной поддержки в виде предоставления жилого помещения вне очереди. Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подп. 24, 24.2 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Таким образом, дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с ч.2 ст.132 Конституции Российской Федерации и п. 6 ст. 5 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вправе наделять органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления финансовых средств. Законом № 188-ОЗ администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями. В силу ч.2 ст.2 указанного Закона Томской области исполнительные органы государственной власти Томской области при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями обязаны обеспечить передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций, в том числе осуществлять контроль за их расходованием. Согласно ст. 6 Закона Томской области № 188-ОЗ финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в соответствии с настоящим Законом осуществляется путем предоставления из областного бюджета субвенций бюджетам городских округов на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, которые выделяются в соответствии со сводной бюджетной росписью местным бюджетам муниципальных районов, городских округов из областного фонда компенсаций, образованного в составе расходов областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период. Расчет и распределение субвенций бюджетам городских округов и муниципальных районов осуществляются в соответствии с приложением 1 к настоящему Закону. В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поседений, городских округов за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании (ч.3 ст. 3 Закона № 188-ОЗ). Решением Думы города Томска от 25.12.2007г. №740 «Об осуществлении Администрацией города Томска отдельных государственных полномочий» установлено, что полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, осуществляются Администрацией города Томска. В силу указанных норм законодательства Администрация г. Томска является надлежащем ответчиком, так как отдельные государственные полномочия в данной сфере переданы органам местного самоуправления. Из анализа вышеприведенных норм права, следует, что дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного за ними жилья, обеспечиваются жилыми помещениями Администрацией г. Томска в силу закона вне очереди, в связи с чем, суд находит требования Богдановой А.А. к Администрации г. Томска подлежащими удовлетворению. В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона Томской области от 09.10.2003 № 131-ОЗ «О жилищном фонде социального использования в Томской области» жилые помещения в муниципальном жилищном фонде предоставляются по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления. Поскольку Законом Томской области № 188-ОЗ установлено, что жилые помещения для детей-сирот приобретаются в собственность муниципального образования (абз. 4 ч. 3 ст. 3), т.е. составляют муниципальный жилищный фонд, следовательно, Богданова А.А. подлежит обеспечению жилым помещением по нормам предоставления, установленным органом местного самоуправления. Согласно решению Думы г. Томска от 13.12.2005 № 27 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» Богданова А.А. должна быть обеспечена жилым помещением по договору социального найма в размере ... кв.м общей площади на одиноко проживающего гражданина. Исковые требования к Администрации Томской области не подлежат удовлетворению в силу того, что государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, переданы на уровень муниципальных органов. Отношения по финасовому обеспечению указанных государственных полномочий в виде предоставления субвенций из областного бюджета муниципальным органам являются межбюджетными отношениями и регулируются нормами бюджетного законодательства (ст. 140 Бюджетного кодекса РФ). Законодательством не предусмотрена обязанность выделения денежных средств конкретному ребенку- сироте. Гражданин, в силу ст.1 и ст.152 Бюджетного кодекса РФ участником бюджетных отношений не является, в силу чего его субъективное право, которое ему предоставлено законом не может быть поставлено в зависимость от наличия либо отсутствия денежных средств. Вместе с тем, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с ч.2 ст.132 Конституции Российской Федерации и п. 6 ст. 5 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделяя органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями должны передавать необходимые для их осуществления финансовые средства. Методика расчета субвенций и порядок расходования субвенций определены Законом № 188-ОЗ и Постановлением Администрации Томской области «Об утверждении порядка расходования местными бюджетами субвенций из областного бюджета на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения от 04.03.2009г. № 40а. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования Богдановой А.А. к Администрации города Томска о внеочередном предоставлении жилого помещения удовлетворить. Обязать Администрацию города Томска за счет средств, предоставленных Администрацией Томской области для обеспечения жилым помещением Богдановой А.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., приобрести и предоставить Богдановой А.А., вне очереди на условиях договора социального найма жилое помещение общей площадью не менее ... квадратных метров в черте муниципального образования г. Томск. В удовлетворении исковых требований к Администрации Томской области отказать. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем через Советский районный суд г. Томска путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения. Судья: На момент опубликования решение не вступило в законную силу.
обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.