о предоставлении вне очереди жилого помещения на условиях договора социального найма



№ 2-617/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 апреля 2012 года Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Николаенко Е.С.,

при секретаре Меркульевой Н.С.,

с участием представителя ответчика Администрации Томской области Татаренко Л.Ю., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Андреевой О.А. к Администрации Томской области, Администрации г. Томска, о предоставлении жилого помещения вне очереди,

установил:

Андреева О.А. обратилась в суд с иском к Администрации Томской области, Администрации г. Томска об обязании ответчиков за счет средств, предоставленных Администрацией Томской области, приобрести и предоставить вне очереди на условиях социального найма жилое помещение не ниже установленных норм по г. Томску с учетом членов ее семьи К. и А..

В обоснование заявленных требований указано, что Андреева О.А. является сиротой, так как ее отец ... умер ДД.ММ.ГГГГ, а мать ... решением ... районного суда г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, ДД.ММ.ГГГГ ее мать умерла. На основании постановления Главы администрации ... г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ Андреева О.А. была направлена в детское государственное учреждение, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлась воспитанницей Томского областного государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей .... За ней было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес> 73, однако на момент выпуска истца из детского государственного учреждения дом находился в разрушенном состоянии, что подтверждается актом Государственной жилищной инспекции Томской области от ДД.ММ.ГГГГ, дом признан непригодным для проживания в связи с его полным разрушением. Распоряжением Главы Администрации ... района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ Андреева О.А. включена в список учета граждан в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также в список детей-сирот, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения. Какого-либо жилья в собственности или по договору социального найма истец не имеет, проживает на съемной квартире вместе со своими детьми К., и А..

Со ссылками на п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ, п.1 ст. 8 ФЗ № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 15 Закона Томской области № 28-ОЗ от 19.08.1999 «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области истец просит суд обязать Администрацию Томской области обеспечить передачу Администрации г. Томска финансовых средств, необходимых для обеспечения ее жилым помещением не ниже установленных социальных норм по г. Томску с учетом членов ее семьи; обязать Администрацию г. Томска за счет средств, предоставленных Администрацией Томской области приобрести и предоставить ей вне очереди на условиях договора социального найма жилое помещение не ниже установленных социальных норм по г. Томску с учетом членов ее семьи.

В судебное заседание истец, будучи надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела телефонограммой от ДД.ММ.ГГГГ, не явилась, об уважительности причин неявки суду не сообщила, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просила.

Представитель Администрации Томской области иск не признала, представила письменный отзыв. В суде пояснила, что Администрация Томской области является ненадлежащем ответчиком, так как в соответствии с Законом Томской области от 11.09.2007 года № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» (далее – Закон № 188-ОЗ) решением Думы г. Томска от 25.11.2007 № 740 «Об осуществлении Администрацией г. Томска отдельных государственных полномочий» полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения осуществляет Администрация г. Томска. В силу абз.2 ч.2 Закона № 188-ОЗ Администрация Томской области обеспечивает передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями. Данными нормативными правовыми актами, ни федеральным законодательством не предусмотрено выделение финансовых средств на приобретение жилого помещения конкретному лицу. Кроме того, если средств субвенций, на указанные цели в областном бюджете недостаточно, согласно ч.7 ст. 6 Закона № 188-ОЗ органы местного самоуправления вправе дополнительно использовать собственные материальные ресурсы для осуществления отдельных государственных полномочий. Действующим законодательством не предусмотрено предоставление жилья указанной категории лиц с учетом членов их семьи.

Ответчик Администрация г. Томска, будучи надлежащим образом извещена о времени и месте судебного разбирательства путем направления судебной повестки факсимильной связью, в судебное заседание своего представителя не направила. Согласно представленному письменному отзыву иск не признала и также полагала себя ненадлежащем ответчиком, указав, что передача государственных полномочий в соответствии с федеральным законодательством невозможна без финансовых субвенций субъекта РФ, а финансовые ресурсы, направляемые на приобретение жилых помещений данной категории граждан, являются в силу закона расходными обязательствами Администрации Томской области. Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется ФЗ № 131-ФЗ, в развитие предписаний которого Бюджетным кодексом РФ установлено, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта РФ. Таким образом, органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий только в пределах выделенных им на эти цели финансовых средств. Также указала, что законодательством не предусмотрено предоставление жилья указанной категории граждан с учетом членов их семьи.

В соответствии с ч.4 ст.167 ГПК РФ суд определил о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав пояснение представителя Администрации Томской области, исследовав материалы дела, суд полагает, что исковые требования к Администрации г. Томска подлежат удовлетворению, в удовлетворении исковых требований к Администрации Томской области следует отказать.

В силу ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Федеральным законом от 21.12.1996г. № 159-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным Законом от 17.12.2009г. № 315-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии со ст.1 названного Федерального закона к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или
обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно свидетельству о рождении , выданному повторно ДД.ММ.ГГГГ ... районным отделом ЗАГС г. Томска, Андреева О.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ в ..., ее родителями являлись отец ... и мать – ....

Согласно свидетельству о смерти , выданному повторно Горотделом ЗАГС г. Томска ДД.ММ.ГГГГ, отец истца – ... умер ДД.ММ.ГГГГ.

Решением ... районного суда г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ мать истца - ... лишена родительских прав в отношении своих детей, в том числе Андреевой О., ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно свидетельству о смерти от ДД.ММ.ГГГГ, ... умерла ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Главы объединенной Администрации ... г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ Андреева О., оставшись без попечения родителей, направлена в детское государственное учреждение.

Согласно справке директора ТГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ... от ДД.ММ.ГГГГ Андреева О.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлась воспитанницей указанного образовательного учреждения и ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Сведений о дальнейшем продолжении Андреевой О.А. обучения в материалах дела не имеется. Согласно исковому заявлению в настоящее время истец снимает квартиру по адресу: <адрес>, в которой проживает со своими малолетними детьми. Согласно копии паспорта регистрации не имеет.

Факт наличия у истца детей - К. и А., подтверждается свидетельствами о рождении от ДД.ММ.ГГГГ и I от ДД.ММ.ГГГГ соответственно.

Таким образом, Андреева О.А. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Данное обстоятельство в судебном заседании ответчиком не оспаривалось.

ДД.ММ.ГГГГ отделом опеки и попечительства Администрации ... района г. Томска Андреевой О.А. выдана справка для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в которой указано, что истец относится к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение за ней не закреплялось, но согласно акту Государственной жилищной инспекции Томской области находится в аварийном состоянии.

Из п.3 постановления Главы объединенной Администрации ... г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ следует, что при определении истца в детское государственное учреждение за ней была закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>.

Согласно представленному истцом акту Государственной жилищной инспекции Томской области от ДД.ММ.ГГГГ в результате осмотра жилого дома по <адрес> установлено, что несущие конструкции здания (перекрытия, стены) в связи с длительной эксплуатацией и отсутствием капитального ремонта находится в аварийном состоянии, непригоден для дальнейшего проживания в связи с полным его разрушением.

Из ответа Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда Администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ , полученного на судебный запрос, следует, что в рамках деятельности комиссии жилой дом по <адрес> не рассматривался и, соответственно, решение об аварийности и сносе в его отношении не принималось.

Распоряжением Главы администрации ... района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ п.3 постановления Главы объединенной Администрации ... г. Томска от 20.10.1998г. «... признан утратившим силу.

Представленные доказательства в своей совокупности свидетельствуют о том, что Андреева О.А. не имеет закрепленного за ней жилого помещения, доказательств обратного стороной ответчика не представлено.

Сообщением Администрации ... района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ в адрес суда подтверждается, что согласно распоряжению главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ Андреева О.А. включена в список учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, а также в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа для получения жилого помещения по договору социального найма. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ее учетный номер в общем списке учета - , в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа - (сообщение Администрации ... района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ ).

Согласно ФГУП ... от ДД.ММ.ГГГГ и уведомления об отсутствии в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ сведения о наличии прав на недвижимое имущество Андреевой О.А., ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют.

Таким образом, Андреева О.А. является лицом, оставшимся без попечения родителей, не имеет закрепленного за ней жилого помещения и в силу вышеприведенных норм права имеет право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью по договору социального найма. Данные обстоятельства по существу не оспаривались всеми лицами, участвующими в деле.

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон № 159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Аналогичное положение содержится в Жилищном кодексе Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев. В частности, п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства).

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подп. 24, 24.2 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Таким образом, дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с ч.2 ст.132 Конституции Российской Федерации и п. 6 ст. 5 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вправе наделять органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления финансовых средств.

Законом № 188-ОЗ администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

В силу ч.2 ст.2 указанного Закона Томской области исполнительные органы государственной власти Томской области при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями обязаны обеспечить передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций, в том числе осуществлять контроль за их расходованием.

Согласно ст. 6 Закона Томской области № 188-ОЗ финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в соответствии с настоящим Законом осуществляется путем предоставления из областного бюджета субвенций бюджетам городских округов на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, которые выделяются в соответствии со сводной бюджетной росписью местным бюджетам муниципальных районов, городских округов из областного фонда компенсаций, образованного в составе расходов областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Расчет и распределение субвенций бюджетам городских округов и муниципальных районов осуществляются в соответствии с приложением 1 к настоящему Закону.

В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поседений, городских округов за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании (ч.3 ст. 3 Закона № 188-ОЗ).

Решением Думы города Томска от 25.12.2007г. №740 «Об осуществлении Администрацией города Томска отдельных государственных полномочий» установлено, что полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, осуществляются Администрацией города Томска.

В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона Томской области от 09.10.2003 № 131-ОЗ «О жилищном фонде социального использования в Томской области» жилые помещения в муниципальном жилищном фонде предоставляются по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления. Поскольку Законом Томской области № 188-ОЗ установлено, что жилые помещения для детей-сирот приобретаются в собственность муниципального образования (абз. 4 ч. 3 ст. 3), т.е. составляют муниципальный жилищный фонд, следовательно, Андреева О.А. подлежит обеспечению жилым помещением по нормам предоставления, установленным органом местного самоуправления.

При этом требование в части предоставления жилого помещения по договору социального найма с учетом членов семьи суд полагает не подлежащими удовлетворению, исходя из того, меры государственной поддержки в виде дополнительных гарантий по предоставлению жилого помещения, предусмотренные нормами Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ и Закона Томской области № 188-ОЗ, направлены именно на лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и не содержат положений о предоставлении жилых помещений с учетом членов семьи.

С учетом изложенного, согласно решению Думы г. Томска от 13.12.2005 № 27 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» Андреева О.А. должна быть обеспечена жилым помещением по договору социального найма в размере ... кв.м общей площади на одиноко проживающего гражданина.

Исковые требования к Администрации Томской области не подлежат удовлетворению в силу того, что государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, переданы на уровень муниципальных органов.

Отношения по финасовому обеспечению указанных государственных полномочий в виде предоставления субвенций из областного бюджета муниципальным органам являются межбюджетными отношениями и регулируются нормами бюджетного законодательства (ст. 140 Бюджетного кодекса РФ). Законодательством не предусмотрена обязанность выделения денежных средств конкретному ребенку- сироте.

Гражданин, в силу ст.1 и ст.152 Бюджетного кодекса РФ участником бюджетных отношений не является, в силу чего его субъективное право, которое ему предоставлено законом не может быть поставлено в зависимость от наличия либо отсутствия денежных средств.

Вместе с тем, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с ч.2 ст.132 Конституции Российской Федерации и п. 6 ст. 5 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделяя органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями должны передавать необходимые для их осуществления финансовые средства.

Методика расчета субвенций и порядок расходования субвенций определены Законом № 188-ОЗ и Постановлением Администрации Томской области «Об утверждении порядка расходования местными бюджетами субвенций из областного бюджета на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения от 04.03.2009г. № 40а.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Андреевой О.А. к Администрации города Томска о внеочередном предоставлении жилого помещения удовлетворить частично.

Обязать Администрацию города Томска за счет средств, предоставленных Администрацией Томской области для обеспечения жилым помещением Андреевой О.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., приобрести и предоставить Андреевой О.А., вне очереди на условиях договора социального найма жилое помещение общей площадью не менее ... квадратных метров в черте муниципального образования г. Томск.

В удовлетворении исковых требований к Администрации Томской области отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем через Советский районный суд г. Томска путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.

Судья:

На момент опубликования решение не вступило в законную силу.