о квлючении периода работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости



№ 2-1025/12

Именем Российской Федерации

Решение

20 апреля 2012 года город Томск

Советский районный суд города Томска в составе:

председательствующего Шефер И.А.

при секретаре Шахтариной О.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ждановой Т.Л. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области о возложении обязанности по включению в специальный трудовой стаж периодов работы и назначению досрочной трудовой пенсии по старости,

установил:

Истец Жданова Т.Л. обратилась в суд с иском к ответчику ГУ УПФ РФ в г. Томск Томской области и просит возложить обязанность включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения, время работы (службы) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности ... туберкулезной больницы ... и назначить досрочно трудовую пенсию с момента первоначального обращения с ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование требований указала, что Решением начальника ГУ-УПФ РФ в Томск Томской области от ДД.ММ.ГГГГ исключено из специального трудового стажа в связи с лечебной деятельности по охране здоровья населения 4 года 9 дней и отказано в назначении трудовой пенсии по старости.

Считает отказ необоснованным, поскольку туберкулезную больницу ... следует рассматривать как структурное подразделение государственной организации, которое указано в Правилах.

Осуществление деятельности в должности ... туберкулезной больницы ... подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку проходя службу в указанной должности, она фактически осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, составляет свыше 30 лет.

Истец в судебное заседание не явилась, о месте и времени извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

В судебном заседании представитель истца Комарова Т.В., действующая на основании доверенности заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Драчева С.Б. иск не признала согласно доводам изложенным в отзыве.

Выслушав объяснения представителей истца и ответчика, исследовав и оценив представленные доказательства, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно трудовой книжки серия (запись № 20) Жданова Т.Л. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ служила в уголовно-исполнительной системе, в календарном исчислении два года девять месяцев.

Согласно справке ФКУ ЛИУ УФСИН России по Томской области от 30.01.2012 № 21 Жданова Т.Л. проходила службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности ... туберкулезной больницы .... Уволена со службы ДД.ММ.ГГГГ.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии устанавливаются Федеральным законом РФ от 17.12.2001 № 173 – ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». В соответствии со статьей 1 Закона РФ от 17.12.2001 трудовые пенсии устанавливаются в строгом соответствии с Законом.

Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Закона РФ от 17.12.2001 лицам, осуществляющим лечебную деятельность и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, независимо от возраста.

При этом, пунктом 3 статьи 28 Закона от 21.12.2001 определено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Учитывая положения ч.2 ст. 115 Конституции РФ, в соответствии с которыми постановления Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации, орган осуществляющий пенсионное обеспечение, при рассмотрении вопроса о праве на досрочное пенсионное обеспечение обязан руководствоваться в своей работе нормативными правовыми актами, принятыми Правительством в рамках предоставленных ему полномочий.

Постановление Конституционного суда РФ от 29.01.2004 № 2-П при определении права на трудовую пенсию позволяет руководствоваться нормами ранее действовавшего законодательства.

К периодам работы до 01.01.2002 могут применяться нормы и правила, действовавшие до введения нового правового регулирования, а именно: к периодам работы до 01.11.1999 Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министра РСФСР от 06.09.1991 № 464, пункт 2 названного постановления регулирует правила исчисления выслуги - далее Список и Правила от 1991; за периоды работы после 01.11.1999 – Список и Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22.09. №1066 (далее Список и Правила от 1999).

Также в рамках предоставленных Конституцией РФ (ч.1 ст.115) и Законом № 173-ФЗ от 17.12.2001 полномочий, Правительства РФ постановлением от 29.10.2002 № 781 утверждены Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.11 п.1 ст. 28 Закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 и правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение (далее Список и Правила от 2002).

Следует иметь ввиду, что Верховный Суд РФ неоднократно в своих решениях указывал, что Списки и Правила исчисления периодов работы для назначения досрочной пенсии были приняты Правительством РФ в пределах предоставленных ему законом полномочий и не нарушают охраняемые законом права и интересы граждан (решение ВС РФ от 15.05.2003 г. № ГКПИ 03 - 424, решение ВС РФ от 21.05.2003 г. № ГКПИ 03 - 439, решение ВС РФ от 05.07.2002 г. № ГКПИ 2002 - 621, постановление Президиума ВС РФ от 26.06.2002 г. №173пв01).

Список и Правила от 1991 года могут распространяться на правоотношения, возникшие до введение в действие нового порядка правового регулирования, то есть к периодам до 01.11.1999. Ранее действующие правовые нормы — Закон Российской Федерации от 20.11.1990 г. №340 — 1 «О государственных пенсиях в РФ», в статье 81 которой указаны условия, определяющие право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения: пенсия в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения устанавливается при выслуге не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах.

В статье 83 названного Закон № 340-1 указывается «Списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий, утверждаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации». В рамках действия этой правовой нормы и утвержден Список от 1991 года.

Списком от 1991 года предусмотрены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования и должности, работающие в лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждениях всех форм собственности.

В Правилах от 1991 года в пункте 2 предусмотрено, что в выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений включается служба по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и правоохранительных органах.

Таким образом, регламентирован льготный порядок подсчета специального стажа. Иного порядка подсчета стажа не предусмотрено.

Список и Правила от 2002 года распространяют свое действие на все правоотношения, как до его введения, так и после, так как являются действующими правовыми нормами.

Список от 2002 года имеет два раздела — 1 «Наименование должностей» и 2 «Наименование учреждений», в котором в первом разделе поименованы должности, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии по пп. 20 п. 1 ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ», в котором поименованы следующие должности: медицинская сестра (в том числе).

В пункте 1 Правил от 2002 года регламентирован порядок исчисления специального стажа, где сказано: Правила регулируют порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Порядок исчисления специального стажа регламентирован Правилами от 2002 года, где в пункте 5 сказано:

Периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы.

Правилами не предусмотрено включать в специальный стаж за работу в учреждениях здравоохранения периоды военной службы, так как включается только периоды работы, но не службы.

Согласно ст. 10 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Согласно ст. 11 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитываются:

1) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". Периоды, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 10 настоящего Федерального закона.

Таким образом, военная служба подлежит включению только в страховой стаж.

В общей сложности периоды специального стажа составляют - ... лет ... месяца ... дней, что менее 30 лет, поэтому оснований к назначению пенсии не имеется.

Пенсионное обеспечение военнослужащих регулируется в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", Законом Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Федеральным законом "О пожарной безопасности", постановлениями Верховного Совета Российской Федерации о порядке введения в действие этих законов и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации "Об утверждении Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации".

Постановление Правительства РФ от 22.09.1993 N 941"0 порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" свое действие распространяется на указанных лиц, проходивших соответствующую службу.

В пункте 1 Постановление Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 указано, установить, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее именуются - военнослужащие), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитываются:

военная служба (в том числе по призыву) в Вооруженных Силах, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки), органах внешней разведки, Службе специальных объектов при Президенте Российской Федерации, других созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях Российской Федерации, бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств.

На основании изложенного, суд считает доводы истца необоснованны, а решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской от 15.02.2012 № 425 вынесено правомерно, поскольку полностью соответствует пенсионному законодательству, требуемого стажа для назначения пенсии Ждановой Т.Л. не достаточно.

Руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Ждановой Т.Л. к Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области о возложении обязанности включить в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью и иной деятельностью по охране здоровья населения, время работы (службы) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности ... туберкулезной больницы ... и назначении досрочной трудовой пенсии с момента первоначального обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: подпись.

решение не втсупило в законную силу

...

...

...

...

...